Ирина Бакаева
НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №241» г. Ярославль
НОД по формированию элементарных математических представлений (с использованием блоков Дьенеша) в старшей группе
«Волшебный сундучок».
Разработала: воспитатель Бакаева И. В.
Цель: Научить дошкольника решать логические задачи на разбивания по свойствам.
Публикация «НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием блоков Дьенеша в старшей группе» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные задачи: - упражнять в умении классифицировать множества по одному и нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина, сравнивать, обобщать, декодировать информацию. Уметь выявлять и абстрагировать свойства, читать схему. Закреплять навыки порядкового счета и вычислительной деятельности.
Развивающие задачи:
- развивать пространственное воображение, умение синтезировать и комбинировать;
- развивать логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, память
- развивать способность декодировать (расшифровывать) информацию на слух.
Воспитательные задачи: - воспитывать инициативу, настойчивость в достижение цели, самостоятельность, уважение друг к другу, желание помогать товарищам;
- поощрять стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи.
Предварительная работа : дидактические игры с блоками Дьенеша, индивидуальная работа с детьми по использованию кодовых карточек. Оборудование:
Демонстрационный: блоки Дьенеша, изображение волшебной двери, сундук.
Раздаточный материал : набор блоков Дьенеша (на каждого ребенка, кодовые карточки, разноцветные обручи, карточки.
Прогнозируемый результат:
дети эмоционально откликаются на игру, предложенную воспитателем, подражают его действиям, принимают игровую задачу;
-успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину и толщину блока для выполнения игрового задания и при самостоятельных действиях с блоками;
-группируют в соответствии с заданием блоки по одному или нескольким признакам при выборе из четырех разновидностей;
-дети активны в течении всей игры, проявляют любознательность и инициативу;
-развивается самостоятельность и творческие способности. Дети моделируют важные понятия математики и информатики. У них ускоряется развитие способностей к логическому мышлению.
Ход занятия:
Воспитатель: -К нам пришло письмо из сказочной страны. Василиса Прекрасная помнит нас и прислала в подарок волшебный сундучок. Для того, чтобы открыть сундучок нужно выполнить задания. Для того, чтобы выполнить задания, я предлагаю вам одеть волшебные браслеты.
Психогимнастика:
Воспитатель: Посмотрели?
В: Улыбнулись?
Д: Улыбнулись. (Улыбаются друг другу).
В: Подружились?
Д: Подружились. (Берутся за руки, образуя круг).
Вместе: Вот теперь мы дружные
И в пути друг другу нужные.
Воспитатель: - Мы готовы. Чтобы правильно выполнить первое задание, надо пройти через волшебную дверь.
Игра «Волшебная дверь»
Цель: Упражнять в умении классифицировать предмет по одному и нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина, сравнивать, обобщать, декодировать информацию, определять изменяющийся признак объекта.
В. - Проходя через волшебную дверь свойства блока, изменяются, может измениться одно свойство, но может и сразу несколько. Нужно определить, какие именно свойства блоков изменились :
Дети: - Сначала был квадрат, тонкий, синий, маленький. А стал квадрат тонкий, синий, большой. Поменялся размер. А форма, цвет остались такими же.
Дети: - Сначала был круг красный, большой, толстый. Стал круг красный, маленький, толстый. Поменялся размер. Цвет и толщина остались такими же.
Дети:- Сначала был треугольник маленький синий тонкий. Стал треугольник маленький красный толстый. Поменялись цвет и толщина. Размер остался таким же.
Дети:- Сначала был прямоугольник красный большой толстый. Стал квадрат синий маленький толстый. Поменялись форма и размер. Толщина осталась такой же.
Следующее задание. У Василисы рассыпались бусы, и она просит вас собрать их. Игра «Собери бусы».
Цель: Развивать умение «читать схему», выявлять и абстрагировать свойства фигуры. Закреплять навыки порядкового счета.
В. - Ребята, вот вам карточки со схемами и карточки, на которых вы будете выкладывать бусины. Закрашенный кружок показывает вам место бусины на ниточке. Бусины нужно выкладывать слева направо. (Дети выполняют)
В. - Саша, какая бусина у тебя на первом месте? Паша: - прямоугольник, маленький, красный.
В. - Артем, а какая бусина у тебя на третьем месте? Артем: - на третьем месте круг большой, тонкий, синий.
А сейчас нам надо навести порядок в волшебных камнях Василисы- разложить их по коробкам.
Воспитатель: - Дети, чтобы ручки нас слушались, давайте сделаем гимнастику для рук «Замок».
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок» :
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Игра «Камни Василисы».
Цель: Развивать логическое мышление, аналитические способности. Формировать навыки, необходимые для решения логических задач: абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному или двум. Способствовать развитию речи.
В: - Возьмите карточки схемы. Будьте внимательны. Вам надо разложить блоки в два обруча по двум признакам.
В: - Алиса, расскажи, как ты разложила блоки. Алиса: - В зеленом обруче все желтые блоки, а в синем все круги. В пересечении желтые круги, так как они относятся и к желтым и к кругам. В: - Молодец Алиса, правильно разложила.
(Дети по очереди рассказывают, как они выполнили задания).
Следующее задание приготовила вам Василиса Прекрасная. Она прислала вам карточки и просит подобрать к каждой карточке цифру, обозначающую количество точек.
Игра «Сосчитай и подбери цифру».
Цель: Расширение и углубление представлений детей о количестве предметов и счете. Учить пересчитывать предметы, называя итоговое число. Закреплять знания цифр, соотносить их с числом предметов.
Игровой материал представляет собой карточки с разным количеством предметов, внизу карточки - цифры, из которых нужно выбрать соответствующую числу предметов.
Воспитатель: Дети, вы молодцы, правильно выполнили практически все задания. Осталось последнее. Дети, в волшебной стране Василисы Прекрасной нет детского сада. Давайте мы его построим сказочным героям в подарок. Но, чтобы мы справились с заданием и наши глазки все видели хорошо, давайте сделаем гимнастику для глаз.
Перед началом упражнения примите исходное положение: Прямо сядьте, спинку выпрямите. Все тело неподвижное у нас. Движенья будут исключительно для глаз.
Гимнастика для глаз «Маляры».
Нет забавнее игры: Наши глазки – маляры.
Мы заборы красим,
Вверх – вниз – раз. Вверх – вниз – два (и так до четырех раз).
Влево – вправо – раз.
Влево – вправо – два (и так до четырех раз).
Наши глазки молодцы, работают в согласии.
Игра «Строим детский сад». Цель: - развивать пространственное воображение, умение синтезировать и комбинировать; - развивать логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, память. - воспитывать желание помочь друг другу.
В: -Дети, что мы будем строить в подарок волшебным героям? Что есть в детском саду (ответы детей).
После того, как дети закончили работу, воспитатель просит каждого ребенка рассказать о том, что он построил.
Воспитатель: -Вы выполнили все задания Василисы Прекрасной и теперь можем открыть волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что там. (Открывают сундук, а там новое пособие по блокам Дьенеша).
Воспитатель:- Ребята у нас с вами все получилось. Мы хорошо справились со всеми заданиями. Какие задания вам показались самыми интересными (ответы детей). Воспитатель:- Давайте вытянем руки перед собой и соединим их в центре круга. Тихо так постоим и попытаемся почувствовать себя теплыми солнечными лучиками.