пасхина ольга
Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе «Космос»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение и углубление представления детей о космосе.
Задачи:
- Закрепить знания о планетах солнечной системы.
- Расширять запас слов, связанных с понятием космос.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
- Закреплять умение отвечать на вопросы.
- Закреплять навык конструирования.
- Воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы.
Оборудование:
- Интерактивная доска
- Задания
- Столы
Предварительная работа:
- Беседы на тему «Космос»
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе „Космос“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Аппликация на тему «Космос»
- Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг о космосе
- Создание выставки книг
- Детско – родительский проект «Книжка о планете»
Ход занятия
СЛАЙД 1
СЛАЙД 2
Воспитатель:
Давно, когда люди жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появиться следующей ночью. И там, где днем сверкало Солнце, ночью сияла Луна, которая меняла свою форму.
Почему это происходит, люди не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячи лет, и на многие вопросы нашли ответы.
Давайте и мы с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе.
СЛАЙД 3
Итак, в 1961 году, когда на свете не было вас и даже меня, мир облетела радостная весть: человек покорил космическое пространство.
Кто же был первым космонавтом планеты? (Первым космонавтом планеты был Ю. А. Гагарин).
СЛАЙД 4
Его корабль «Восток» стартовал с космодрома Байконур. Аппарат сделал один виток вокруг Земли, потратив на это чуть меньше двух часов.
С тех пор 12 апреля – день первого полета человека в космос, стал Днем Космонавтики.
СЛАЙД 5
Юрий Гагарин стал настоящим героем не только нашей страны, но всей планеты Земля! А еще мы гордимся Валентиной Владимировной Терешковой. Кто она? (Первая женщина – космонавт)
СЛАЙД 6
А кто еще летал в космос кроме людей? (В космос летали собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже обезьяна).
СЛАЙД 7
Побывав в космическом пространстве можно узнать много нового и интересного. Предлагаю сегодня тоже отправиться в космическое путешествие. Что нам для этого нужно мы узнаем, поиграв в игру «Добавь слово».
СЛАЙД 8
Дидактическая игра «Добавь слово»
Воспитатель:
Космонавтом хочешь стать,
Должен много- много…
Дети:
Знать.
Воспитатель:
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит …
Дети:
Труд.
Воспитатель:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полетов на…
Дети:
Планеты.
Воспитатель:
Самый дружный будет наш
Наш веселый…
Дети:
Экипаж.
Воспитатель:
Если в космос мы хотим
Значит скоро …
Дети:
Полетим.
Правильно, чтоб быть космонавтом, нужно быть (любознательным, трудолюбивым, дружным, выносливым).
А на чем мы с вами полетим в космос? (ракета, космический корабль). Для полета я предлагаю построить космический корабль.
Работать будем в парах. Каждый из вас сейчас достанет из мешочка палочку. А теперь объединитесь в пары по цвету палочки. Теперь каждая пара пусть выберет себе коробку. В коробках конструктор, из которого вы должны построить ракету.
Работайте дружно, как настоящие космонавты (какая ракета? Подумайте, какое название ей можно дать). Посмотрите, какие замечательные ракеты у нас получились. Давайте дадим им названия.
СЛАЙД 9
А вот ракета, на которой мы отправимся в наше космическое путешествие.
Скажите, на чем работают двигатели ракет? (на топливе). А наша ракета работает на наших знаниях, поэтому, чтоб наш полет прошел удачно, мы должны будем выполнить много интересных и порой сложных заданий.
Наш экипаж к полету готов
Внимание! Внимание!
Отправляемся в полет!
СЛАЙД 10
Пошел обратный отсчет. Считаем от 10 до 1. Полетели!
СЛАЙД 11
Итак, мы в космическом пространстве. Что мы здесь видим? (Солнце, планеты, звезды, кометы, астероиды). Все планеты вращаются вокруг Солнца. При этом каждая планета движется по своей орбите.
СЛАЙД 12
Мы приближаемся к ближайшей к солнцу планете Меркурию. Давайте послушаем рассказ Дани про него.
Меркурий – наименьшая из планет солнечной системы и первая планета от Солнца. Она совершает оборот вокруг солнца всего за 88 дней. У Меркурия нет атмосферы. Там очень жарко днем и холодно ночью. Поверхность покрыта кратерами, и некоторые из них достигают нескольких километров в ширину. Поверхность Меркурия похожа на пустыню, а также она каменистая и бугристая.
Вся её поверхность покрыта впадинами – кратерами. Вам интересно узнать, как они образовались? Подойдите к этому столу. (Дети подходят к столам, на которых находятся коробки с кинетическим песком и камни разного размера)
Представьте, что это поверхность Меркурия (песок, а это метеориты (камни). Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. (Воспитатель бросает камень в песок). Посмотрите, что образовалось на поверхности планеты – углубление, ямы, кратеры. Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер.
А сейчас попробуйте сами, бросьте камни. Что получилось? (Впадины).
Вот так и выглядит поверхность Меркурия.
СЛАЙД 13
Отправляемся дальше. Следующая на нашем пути будет вторая планета от солнца красивая Венера. Рома, расскажи о ней.
Венера – вторая по счету планета от Солнца. Она окутана серными облаками. Здесь очень, очень жарко, поэтому нет на ней ни растений, ни животных, ни бактерий.
На Венере очень жарко, поэтому мы продолжаем путешествие и перелетаем на следующую планету. Но нам необходима дозаправка.
СЛАЙД 14
А так как наша ракета работает на наших знаниях, то давайте отгадаем загадки.
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам (Луна)
ЩЕЛЧОК
Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется (Земля)
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос)
ЩЕЛЧОК
В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый —
Знаю, то — не круг, а шар,
Сильно раскаленный. (Солнце)
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звезды)
ЩЕЛЧОК
Молодцы. Мы заправились и можем лететь дальше.
СЛАЙД 15
И вот мы на следующей планете. Кто знает, как она называется? Что мы знаем о Марсе. Давайте послушаем Аню.
Марс – четвертая планета от Солнца. Она покрыта пылью красного цвета, поэтому выглядит красной. На Марсе есть равнины, кратеры, горы и две ледяные полярные шапки. Из – за сходства с Землей раньше думали, что на Марсе есть жизнь, но запущенный на Марс космический аппарат признаков жизни не обнаружил.
СЛАЙД 16
ЗВУК
Вы слышите, нам подают сигналы? Наверное, это Марсиане. Они предлагают нам с ними потанцевать.
МУЗЫКА
Танец
Ну что ж, отправляемся на следующую планету.
СЛАЙД 17
Пока летим, давайте подумаем, почему ракета летит вверх. Ребята, а вы как думаете? Чтобы понять, почему ракета поднимается в космос, проведем эксперимент.
(Запускаем воздушный шарик.)
Запуск ракеты похож на запуск шарика. Из шарика вырывается воздух, а из ракеты вырывается газ, который толкает ее вверх, в космос.
СЛАЙД 18
Мы прибыли к следующей планете - Юпитер. Лера, расскажи про нее.
Планета Юпитер – самая большая система Солнечной системы. Назвали ее в честь римского бога неба и грома. Это пятая планета от солнца. Юпитер не имеет твердой поверхности, она состоит из газов. У Юпитера есть кольца и много спутников.
Мы не будем долго задерживаться рядом с этой ядовитой планетой и полетим дальше.
СЛАЙД 19
И приближаемся к следующей планете. Сатурн. О нем нам расскажет Даша К.
Сатурн – это газовый гигант. Температура поверхности от -185С до -122С. Планета названа в честь древнеримского бога земледелия. Сатурн является второй по величине планетой в нашей солнечной системе. Это шестая по отдаленности от солнца планета. Она знаменита большими кольцами и спутником Титан, который может быть пригодным для жизни, т. к. на нем есть вода. Кольца Сатурна состоят в основном из водяного льда и пыли.
Размер их от песчинок до глыб размером с дом, некоторые из них размером с гору. У Сатурна нет твердой поверхности, но есть металлическое ядро.
СЛАЙД 20
Нам необходимо вновь пополнить топливо. И у нас очередное задание «Собери слово». Здесь три стопки конвертов. В одной – сложные слова, в другой – попроще, в третьей – простые. Ваша задача – собрать слово из слогов.
3 ЩЕЛЧКА
СЛАЙД 21
Летим дальше. Впереди я вижу следующую необычную планету — Уран! О ней нам расскажет Илиа.
Уран – седьмая от Солнца планета, которую назвали в честь древнеримского бога неба. Это самая большая планета Солнечной системы. У планеты 27 спутников. Самый большой спутник – Титания. Уран вращается лежа на боку. У урана есть система колец. Они малого размера, поэтому наблюдать в обычный телескоп их нельзя.
И вновь нужна дозаправка.
СЛАЙД 22
Упражнение «Четвертый лишний» (на экране)
СЛАЙД 23
Земля, Венера, Марс, Африка
ЩЕЛЧОК
СЛАЙД 24
СЛАЙД 25
комета, метеорит, звезда, глобус
ЩЕЛЧОК
СЛАЙД 26
СЛАЙД 27
ЩЕЛЧОК
СЛАЙД 27
ракета, спутник, вертолет, луноход
ЩЕЛЧОК
СЛАЙД 28
Заправились. Полетели.
СЛАЙД 29
Дети, чувствую, что стало холоднее. А вы? А знаете почему? Потому что мы пролетаем мимо самых холодных планет Нептун и Плутон. Про эти планеты все знает Маша Б.
Нептун – восьмая официальная планета Солнечной системы. Он назван в честь древнеримского бога моря. На вид – это голубая планета, окруженная белыми облаками. Вокруг Нептуна обнаружили несколько крошечных колец. Плутон – девятая и самая далекая планета от Солнца. Была отнесена к карликовым планетам. На Плутоне есть горы, напоминающие земные горы. Вся поверхность укутана льдами. Обе планеты холодные.
Пожалуй, нам пора погреться.
Физ. минутка
Раз - два, стоит ракета (дети поднимают руки вверх)
Три – четыре, скоро взлет (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклон корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет (поднимают руки вверх и машут)
СЛАЙД 30
Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля. Об этой удивительной планете нам расскажет Даша Ш.
Земля – одна из восьми планет, вращающихся вокруг Солнца. В нашей солнечной системе только на Земле есть подходящие условия для жизни. В земном воздухе содержится кислород, которого нет или совсем мало на других планетах, а от Солнца мы получаем необходимое количество тепла и света. У Земли есть единственный естественный спутник – Луна.
СЛАЙД 31
Вот мы вернулись на нашу планету под названием Земля. Сегодня мы с вами совершили путешествие по планетам, вспомнили все, что знали о нашей солнечной системе, узнали что- то новое. А еще больше знаний о космосе нам помогут получить эти книги, энциклопедии, книжки – самоделки, изготовленные вами совместно с родителями, игры.
Понравилось вам наше путешествие?
Дети: Да
Что нового вы узнали?
У нас сегодня получилось великолепное путешествие. Спасибо всем.