Ульяна Коробова
НОД по ФЦКМ в старшей группе «Как лесные звери проводят зиму»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе
«Как лесные звери проводят зиму»
Программное содержание:
Цель занятия:
• Обобщить знания детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования.
• Уточнить и систематизировать представления детей о жизни животных зимой: чем питаются, как защищаются и как готовились к зиме. Учить детей отвечать на вопросы полными ответами, рассказывать связно и последовательно.
• Продолжить работу над обучением детей составлению загадок.
• Воспитывать уверенность, раскованность.
Публикация «НОД по ФЦКМ в старшей группе „Как лесные звери проводят зиму“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия:
I. Сюрпризный момент: «Письмо от Незнайки»
Воспитатель вносит конверт.
- Ребята, это письмо я нашла сегодня около нашей группы. Давайте откроем его и прочтем, что там написано.
Воспитатель читает письмо:
«Здравствуйте, ребята! В январе я был в лесу, хотел сфотографировать животных и узнать, как они живут, но встретил только ежа и медведя. Посылаю вам их фотографии. С приветом, Незнайка».
Воспитатель достает из конверта фотографии медведя и ежа и показывает детям.
- Ребята, скажите, мог Незнайка в январе увидеть в лесу этих зверей?
(Ответы детей)
- Правильно, конечно, не мог. А почему? Чем они занимаются зимой?
(Медведь и ёж спят в своей берлоге до самой весны)Незнайка просто все перепутал. Давайте отправимся в лес, и сами узнаем, как звери проводят зиму,
Просмотр видеоролика «Животные в спячке»
- Скажите мне пожалуйста, лес-это чей дом? (ответы детей).
- Да, и мы сегодня поговорим о жизни диких зверей зимой в лесу. Может вы мне их назовете?
- Поговорим о лисе, хорошо. Когда лиса начинает готовиться к зиме, и что она для этого делает? (ответы детей)
- Как она меняет шерсть? Кто расскажет?
- Хорошо. Вот мы поговорим о том, как лиса готовиться к зиме. А теперь расскажите мне, как же лиса выживает зимой?
- Она ловит зайцев, мышей (мышкует). Сколько надо ей поймать мышей, что-бы наесться? (15-20).
- Расскажите, как это она делает? (ответы детей).
- А где же зимой лиса спит? (ответы детей).
- А вы знаете, что в сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз.
- Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса зимует одна, а вот волки. Что вы можете рассказать о них (ответы детей).
- Чем они питаются?
- Волков называют санитарами леса потому, что они уничтожают слабых, больных животных.
- А вот как же волки готовятся к долгой, суровой, холодной зиме? (ответы детей).
- Если волки не могут найти себе добычу, что они делают? (ответы детей).
- Где же волки ночуют? (ответы детей).
- Вот посмотрите волк очень похож на собаку, и я не смогу ее отличить, а вы? (ответы детей).
- Я хочу вам сказать, что если летом вы встретите волка в лесу, то не бойтесь, волк вас не тронет. А вот медведя бегите как можно быстрее.
- Как вы думаете почему? (ответы детей).
- А вы не хотите погулять в зимнем лесу. Ну тогда пошли.
Закройте глаза и прислушайтесь… ( звучит запись: лесные шорохи, скрип дерева, завывание вьюги).
- Ну, вот, мы и оказались в зимнем лесу. Посмотрите, как здесь красиво! Деревья стоят в инее, а сколько снега кругом!
Воспитатель читает стихотворение:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь.
- А воздух какой! (морозный, бодрящий)
- А пахнет как! Давайте понюхаем. (Нюхают воздух). Пахнет зимней свежестью.
- А теперь давайте выберемся вон на ту полянку (воспитатель показывает в сторону диорамы). Мы пойдем по глубокому искристому снегу, будем пробираться через кусты, сквозь ветки деревьев (дети имитируют движения ходьбы по лесу). Ну, вот, мы пришли.
Кажется, на полянке кто-то есть! Давайте тихо постоим, чтобы никого не спугнуть. Посмотрите внимательно, вон там под кустом (деревом) кто-то беленький. (Это заяц). Давайте спросим у Зайца, как ему живется зимой? (Ребенок надевает маску зайца).
Заяц: Я – Заяц. Норки у меня нет, но зато есть теплая белая шубка. В ней мне не страшны морозы зимой. Питаюсь я корой молодых деревьев, а от врагов меня спасают чуткие уши, быстрые ноги, косые глаза и неприметная на снегу белая шубка.
- А кого вы видите справа (слева) от елки? (Это Волк). Давайте узнаем у Волка. Как ему живется зимой? (Ребенок надевает маску Волка).
Волк: Нам, волкам, тяжело жить зимой. Мы худые, злые, голодные. Сбиваемся в стаи, ходим цепочкой друг за другом в поисках добычи. Острые зубы и сильные ноги помогают нам в этом.
Вставай, Волк в середину круга, закрой глаза и узнай, кто из ребят произнес звук «У-у-у»
А вот следующего зверя вы узнаете, если внимательно посмотрите на эту схему. Кто на ней изображен? Кому принадлежат эти предметы? (Воспитатель показывает схему). (Это Белка). (Ребенок надевает маску Белки).
Белка: Я – Белка. Моя зимняя серая шубка теплее летней рыжей. Зима в ней не страшна. Живу я в гнезде, а в дупле с осени у меня спрятаны запасы орехов, сухих грибов, шишек.
- Ребята, посмотрите, а вот это что за гора, как вы думаете? (Воспитатель показывает на середину диорамы). (Берлога медведя)
Кто может рассказать про медведя? (Выходит ребенок, надевает маску).
Ребенок: За лето медведь накапливает жир (усиленно питается, потом устраивает себе берлогу, устилает ее сухим мхом и листьями. Спит в ней до самой весны.
Пусть медведь спит, а мы с вами поиграем в игру
Физкультурная минутка
«Прогулка в зимнем лесу».
«Мы пришли в зимний лес,
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа-березка в шубке стоит,
Слева -елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас
Не найдет тогда он нас.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири,
Как красивы они!
В лесу красота и покой
Нам пора уже домой!»
Ребенок: Я хочу загадать загадку про зверька.
Загадка: Этот зверек приготовил с осени уютное гнездо из сухих листьев, в нем и спит до весны.
(Это Ёж)
(Ребенок надевает маску Лисы).
Лиса: Зимой мне голодно. Главным кормом становятся мыши-полевки. У меня очень тонкий слух и острый нюх. Это помогает мне охотиться. Зимой я иногда наведываюсь в деревню. Очень курочек люблю!
Ребята, мы сегодня увидели зайца, белку, волка, лису, узнали про ежа и медведя. А кого еще можно увидеть в лесу зимой?
( Ответы детей: лось и рысь).
-Кто нам может рассказать про лося?
Ребенок: У лося рога как две огромные лопаты. Он может легко перейти болота и небольшое озеро. Питается ветками и корой деревьев.
- А кто может рассказать про рысь?
Вот, ребята, мы с вами и узнали, как живут звери зимой в лесу и теперь сможем рассказать Незнайке и послать ему фотографии. А наша прогулка подходит к концу.
Напоследок я хочу предложить вам игру «Закончи предложение». Я буду читать предложение, а вы его заканчивать:
Заяц зимой белый, а летом….
У зайца хвост короткий, а уши….
У белки задние лапы длинные, а передние….
Белка зимой белая, а летом….
Белка живет в дупле, а медведь….
У лисы шерсть мягкая, а у волка….
Лиса живет в норе, а волк….