Екатерина Игоревна Прусакова
Конспект НОД по обучению грамоте «Спасение цыплят. Звук [ц]. Буква ц»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Уточнить артикуляцию звука [ц]; упражнять детей в умении проводить анализ предложения; упражнять в умении делить слова на слоги; упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков ; ознакомить с буквой Ц; закреплять образ буквы.
Оборудование: игрушка курочка и 5 цыплят; иллюстрация буквы Ц; фишки (красные, синие, зеленые); карточки с текстом по количеству детей.
Ход занятия
- Послушайте, я расскажу вам одну историю.
Темочки:
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Цыпленок, цыплята
- Темочки
«Жила одна курица. Снесла курица яйца не золотые, а простые. И вылупились из них маленькие, жёлтенькие цыплята. Но вдруг прилетела злая волшебница и унесла маленьких цыплят. Плачет курица «Спасите моих маленьких цыплят»
- Ребята, поможем курице? Спасём её маленьких цыплят?
- Но чтобы спасти цыплят, надо выполнить много заданий. Но я думаю, что вы справитесь с ними.
1. Задание (повторяем)
Цы-цы-цы,
Зайцы, мельницы, птенцы.
Цо-цо-цо,
Деревцо, кольцо, крыльцо.
Ца-ца-ца,
цапля, улица, пыльца.
-Давайте поделим слова из этой чистоговорки на слоги и посчитаем их количество.
- Как вы думаете, с каким звуком сегодня будем знакомиться? (дети определяют, что это звук [ц]).
- Давайте все вместе назовём этот звук.
- Какой он гласный или согласный?
- Как произносится звук?
- Внимание звук [ц] во всех словах произносится только твердо (уверенно); у него нет мягкого произнесения, как у других согласных звуков.
- Как мы произносим звук [ц]? (губы в улыбке; зубы сближены; широкий кончик языка упирается за верхние зубы; посередине языка идет сильная короткая воздушная струя).
- Ещё раз повторите, посмотрите друг на друга. Звук [ц] — согласный, всегда твердый.
- Молодцы, вы справились с первым заданием, вот и нашелся один цыпленок.
2 задание
- Дети назовите слова со звуком «ц» из истории с курицей. (Курица, яйца, цыплята, волшебница.)
- Скажите сколько слогов в слове курица?
-Где находится звук [ц] в этом слове? (середина).
- Звук может находиться в начале, в середине или в конце слова.
- Придумайте и назовите слова, в которых звук «ц» начале и в конце слова (огурец, шприц, принц и т. д.)
Физкультминутка.
Будем хлопать мы в ладоши,
Если звук услышим «ц».
На другие звуки —
Опускаем низко руки;
И пойдем по кругу
Друг за другом.
Примерный набор слов:
цапля — аист, царь — король, птица — зверь, яйцо— цыпленок — курица — петух.
- Вот и еще одно задание выполнили. Второй цыпленочек нашелся.
3 задание.
- Скажите из чего состоит предложение? (Из слов).
- Определите сколько слов в предложении «Курица снесла яйцо». (Три).
- Назовите первое слово в предложении? (второе, третье).
- Назовите слова с новым звуком?
- Давайте составим и нарисуем схему предложения. |___ ___ ___ .
- Третий цыпленок вернулся.
4 задание.
- Звук [ц] обозначается буквой Ц. (показать детям букву Ц) и прочитать стихотворение:
Буква Ц — внизу крючок,
Точно с краником бачок.
- Давайте напечатаем эту букву в наших тетрадях.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальцы)
Цыплята вышли погулять. (постучать по столу пальчиками)
Посмотрели, нет ли кошки, (козырек ко лбу)
Поклевали зёрна, крошки. (Щепком постучать)
Крылышками помахали, (руками машем)
И на место побежали. (обнять себя руками)
- Мы знаем, как пишется буква Ц, даже сами ее печатали, а теперь давайте найдем букву Ц в тексте и обведем ее карандашом.
-Вот и еще одно задание позади и четвертый цыпленок вернулся домой.
5 задание.
- С помощью красных и синих фишек сделаем звуко-буквенный анализ слова, которое зашифровано в этой картинке (цепь)
-Вот мы и нашли всех цыплят. Давайте отнесем их курице. (дети относят цыплят курице).
- Курица очень рада, что вы нашли её цыплят.
Итог занятия.
- Какое задание было самым трудным?
- Какое задание вам понравилось?