Редикульцева Светлана
НОД по социально-коммуникативному развитию «Необитаемый остров»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 «Микки – Маус»
Сюжетно – ролевая игра "Необитаемый остров"
для детей старшей группы
Воспитатель:
Редикульцева С. Г.
Сюжетно – ролевая игра "Необитаемый остров"
для детей старшей группы
Цель: Создание игровой проблемной ситуации для проявлений умений и навыков безопасного поведения и практического решения ситуационных задач типа: «Что делать? Как поступить?»
Задачи:
Публикация «НОД по социально-коммуникативному развитию „Необитаемый остров“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Речевое развитие : Развивать монологические и диалогические формы речи, стимулировать речевое творчество. Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений о явлениях социальной жизни.
Социально – коммуникативное развитие :
Совершенствовать стиль партнё рских отношений: развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков – стремление помочь девочкам; у девочек – скромность, заботу о других).
Учить детей сотрудничать со сверстниками: умение формулировать свою точку зрения, выяснить точку рения партнёра, согласовывать свои действия.
Материалы и оборудование:
Маленькие подушки (надувные ватрушки, синяя ткань (муляж водоёма, ветки деревьев, костёр (муляж, консервные банки, пустые разрезанные пластмассовые бутылки, морские камушки, ракушки, искусственные цветы, колоски пшеницы, муляжи фруктов, рюкзаки с содержимом, наборы магнитных удочек с рыбками, 4 палки, стол, небольшое покрывало, аптечка, коробок без спичек, фонарик, карандаш, бумага, шишки, счётные палочки, ракушки большие и маленькие, проволока. ИКТ, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: просмотр фильмов: «Робинзон Крузо», «Изгой». Обсуждение фильмов. Опытно – экспериментальная работа: очистка воды разными способами.
Ход занятия
Воспитатель:
Ребята, давайте встанем в кружок и поприветствуем всех и друг друга.
Станем рядышком, по кругу
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем: «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся! –
Утро доброе начнётся.
Доброе утро!
Воспитатель:
Предлагаю вам присесть на стульчики перед телевизором, покажу презентацию. Посмотрите внимательно и расскажите, что увидели.
Дети: Я вижу море, яркое солнце, дети купаются, купаются в желетах, радостное настроение, они загорают, отдыхают.
Воспитатель:
Да, ребята, на всех слайда показан отдых людей, детей на побережье Чёрного моря. Но, к сожалению, не всем посчастливилось отдохнуть на море, поэтому сегодня я предлагаю вам поиграть и отправиться в морское путешествие. Конечно, наше путешествие будет не настоящее, а воображаемое, но мне кажется, что впереди нас ждёт много увлекательных приключений. Вы согласны?
Дети: Да! Согласны.
Воспитатель:
Ну, тогда давайте собираться. Поплывём мы на нашем волшебном корабле. Давайте мы его сконструируем из подушек. Но сначала ответьте мне на вопрос, можно ли детям одним, без взрослых, отправляться в какое – либо путешествие? И почему?
Дети:
Это очень опасно, взрослые всегда должны знать, где играют дети. А в путешествия дети всегда отправляются вместе со взрослыми.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, всё правильно объяснили. Но ведь наше путешествие воображаемое, а поэтому в путь! Наденем все головные уборы, чтобы солнце не напекло голову, одеваем на плечи свои рюкзаки, вы дома приготовили их к путешествию.
Дети и воспитатель садятся на подушки. Слышатся звуки моря, прибоя, крики чаек (фонограмма).
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, море такое ласковое, вода в нём прозрачная, в ней тут и там видны косяки рыб. Смотрите, смотрите, вон там огромный фонтан воды, видите? Как вы думаете, что это за рыба? – (Это кит).
Но что-то вдруг не так становится. Чувствуете, ветер поднялся, по морю побежали крупные барашки волн (фонограмма меняется). А вода, смотрите, смотрите, из нежно – голубой превратилась в тёмную, почти чёрную.
Это начался настоящий морской шторм, буря, стихийное бедствие. Чтобы нам спастись и не свалиться за борт, давайте все сядем друг к другу поближе и обнимемся.
Воспитатель:
Кажется, буря закончилась, ветер стих и выглянуло солнце. Посмотрите, куда же прибило наш корабль, где мы оказались? Я вижу небольшую часть суши, со всех сторон окружённую водой. Где же мы? Все высаживаемся на острове.
Воспитатель:
Интересно, есть ли здесь люди. Давайте позовём их. Как будем звать?
Дети: Ау, люди-и-и-и!
Воспитатель:
Никто не откликается, людей здесь, по всей видимости, нет, они тут не обитают, значит, этот остров…
Дети: Я думаю, что этот остров необитаемый.
Воспитатель:
Людей здесь нет, помощи ждать неоткуда. Чтобы выжить в этой трудной ситуации нам необходимо стать одной командой, одним племенем, действовать вместе и сообща, помогать друг другу.
Но все мы хотим вернуться домой, выбраться отсюда, нужно звать на помощь, но как?
Дети:
Я думаю, надо ещё раз громко прокричать (но ведь мы знаем, что этот остров необитаем);
Я думаю, надо зажечь костёр, на сомом высоком месте острова;
Я думаю, надо поднять кусок яркой ткани на длинной палке;
Я думаю, надо написать записку, положить в бутылку, закупорить её и бросить как можно дальше в море;
Можно выложить на земле из камней, ракушек или веток большое слово
«SOS»
Воспитатель:
Что означает слово SOS!
Дети: Спасите, помогите. Международный призыв о помощи.
Воспитатель совместно с детьми обсуждает все возможные варианты спасения. После обсуждения все приходят к выводу, что нужно:
написать записку, с просьбой о спасении; выложить слово «SOS».
Воспитатель:
На чём же будем писать записку?
Дети:
Смотрят свои рюкзаки.
Воспитатель:
Давайте, поделимся на пары и из разных материалов выложим слово SOS. Одна пара – из счетных палочек, вторая пара – из камней, третья – из ракушек, четвёртая пара – из песка.
Воспитатель:
Ну, что ж, сигналы о том, что мы нуждаемся в спасении поданы, давайте теперь обследуем остров, ведь нам придётся провести здесь какое-то время, пока помощь не придёт.
Ребята, посмотрите на небо, кажется, вновь тучи сгущаются, может пойти дождь. Где мы укроемся от непогоды?
Дети:
Я думаю, надо построить шалаш;
Я думаю, надо найти пещеру;
Я думаю, надо построить дом из камней;
Я думаю, надо вырыть землянку.
Все варианты обсуждаются, выбирается наиболее приемлемый и доступны - строить шалаш из веток деревьев + сбор травы, чтобы выстелить пол.
Воспитатель:
Теперь наш временный дом – шалаш готов, в нём мы сможем переждать непогоду. Проблема жилища решена, а что же ещё необходимо человеку, чтобы выжить на необитаемом острове?
Дети: Я думаю, что еда и вода.
Воспитатель: Море иногда вымывает на берег разный мусор, бросовый материал (пластиковые бутылки, банки и т. д., а на берегу можно поискать разные прутья, скорлупу от кокоса. Отправляемся на поиски.
Дети отправляются на поиски и находят разный бросовый материал. Затем совместно с воспитателем изготавливают из найденного необходимую посуду и кухонную утварь (миски для еды, чашки для питья, ложку, сосуды для воды.).
Воспитатель:
Теперь у нас есть всё необходимое, и мы можем отправляться на поиски воды и пищи. Но как вы думаете, что мы должны искать в первую очередь воду или пищу?
Дети: Воду, так как без пищи человек может прожить значительно дольше, чем без воды.
Воспитатель:
Но кругом так много воды – целое море, и морская вода непригодна для питья, нужно искать какую воду?
Дети:
Пресную.
Воспитатель:
Что значит пресная вода?
Дети:
Вода несоленая.
Воспитатель:
А где на острове может находиться пресная вода?
Дети:
В озере, в роднике, бьющем из-под земли, в водопаде, в ручье и т. д.
Воспитатель:
А давайте прислушаемся, ведь звук водопада можно услышать, ещё можно услышать журчание ручья или родника.
Дети прислушиваются и слышат журчание, идут к тому месту.
Воспитатель:
Воду мы нашли, от жажды не умрём. Но она очень грязная. Что нам надо сделать с водой?
Дети:
Я думаю, что её надо очистить.
Воспитатель: Вы умеете это делать? Что для этого необходимо?
Дети:
Да, очищать воду умею. Надо в аптечке взять вату, бинт, приспособить от бутылки горлышко в виде воронки, первый раз можно через марлю, а последующие через марлю с ватой. Чем толще слой, чище будет вода.
Воспитатель: Хорошо, делимся на пары и приступаем.
Вот у нас получилась относительно чистая вода. Чтоб была готова к употреблению, что надо сделать с водой?
Дети: Обязательно вскипятить.
Воспитатель:
Правильно, молодцы. Как нам сделать костёр.
Дети:
Собрать на берегу сломанные от ветра ветки.
Воспитатель:
Молодцы. Осталось нам найти какую-нибудь еду.
Дети:
Можно наловить рыб, мы взяли удочки. А девочки могут пойти искать фрукты.
Воспитатель:
Ребята, как вы думаете, какие фрукты могут расти на этом жарком южном острове?
Дети: кокосы, киви, бананы и т. д.
Девочки идут на сбор фруктов, мальчики – на рыбалку.
Далее по возвращении все совместно решают, что можно приготовить из фруктов - (сварить компот, отжать сок, просто вымыть и съесть); что можно приготовить из рыбы – (сварить на костре уху, запечь на углях, сделать шашлык из рыбы и т. д.).
Вдруг слышится шум самолёта (фонограмма, значит, помощь близка.
Воспитатель:
Ну что ж, «Юнные Робинзоны», сегодня мы с вами совершили незабываемую прогулку и попали в крутую переделку. Из неё мы вышли с честью, многому научились, узнали много нового. Давайте сядем в самолёт, пока он нас доставит до места мы вспомним всё с самого начала.