Приложение МААМ

НОД о формировании представления детей о временах года «Осень»

Евгения Скорнякова
НОД о формировании представления детей о временах года «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:

• Обобщить и систематизировать представление детей об осени по основным, существенным признакам. Показать детям, что природа прекрасна во все времена года. Объяснить, что в природе ничего не происходит случайно. Подвести детей к выводу, что осенняя погода влияет на жизнь растений и животных.

Формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениями.

Публикация «НОД о формировании представления детей о временах года „Осень“» размещена в разделах

Принимать участие в групповом разговоре: внимательно слушать, отвечать на вопросы, поддерживать разговор, инициативно высказываться на темы из личного опыта, активизировать имеющиеся знания, самостоятельно рассуждать.

• Закреплять умение образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; упражнять в подборе однокоренных слов, синонимов и антонимов. Продолжать формировать умение выразительно читать стихи.

Предшествующая работа :

• наблюдения во время прогулок;

• чтение художественных произведений;

• разучивание стихов и песен об осени;

• прогулки в лес с родителями.

Материалы и оборудование:

украшенный зал: лесная поляна, пруд, «волшебный» муравейник, осенние листья на ковре и в корзине;

игрушки: утка с утятами, белочка, ёжик, грибы;

• персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран;

• презентация «Осенняя экскурсия в природу»;

• CD-диск «Пора листопада».

Ход ЗАНЯТИЯ

Занятие сопровождается показом презентации, на большом экране меняются слайды с картинами осени.

Под звуки музыки П. И. Чайковского «Осенние песенки» дети обходят сказочную полянку, останавливаясь и любуясь отдельными экспонатами, а затем рассаживаются на брёвнышках и пеньках.

Педагог.

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Не касаясь сосен

И ёлочек. Я. (осень).

Дети отгадывают загадку.

Педагог. Правильно! Дети, какое сейчас время года?

Дети. Осень.

Педагог. Сколько месяцев длится осень? Назовите их по порядку.

Дети. Три. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Педагог. Вы сказали, что сейчас осень. Почему? Назовите признаки осени. Докажите мне, что на улице сейчас осень, а то я думаю, что там лето. Я сейчас пойду купаться на пруд в Кузьминки и буду загорать.

Дети методом рассуждения, доказательства убеждают педагога этого не делать. Называют признаки осени.

Дети. На улице стало холодно, люди тепло одеваются. Часто идут холодные, моросящие дожди. Дни становятся короче, а ночи длиннее. На деревьях желтеют, краснеют листья и опадают. Началось расцвечивание листьев.

Педагог. Вот вы сказали, что листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Это явление природы как называется?

Дети. Листопад.

Педагог. Как опадают листья? Как летят? С чем их можно сравнить?

Дети. Листья опадают тихо, плавно, медленно, как бабочки, самолётики, вертолётики, парашютики.

Педагог. А почему деревья сбрасывают листья?

Дети. Они так готовятся к зиме.

Педагог. Где сейчас больше листьев: на деревьях или на земле?

Дети. На земле.

Педагог. Как происходит сбрасывание деревом листа?

Дети. Ветер отрывает.

Педагог. Представьте себе, дети, что листья с деревьев не опадут, и придёт зима, выпадет много снега. Что будет? Что может случиться?

Дети. Снег тяжёлый, и веточки под тяжестью снега станут гнуться и ломаться.

Педагог. Да, дети, тогда весной лес будет стоять голый. Не будет тени, прохлады, негде будет птицам вить гнёзда, а животным укрыться, спрятаться от палящего солнца и от людей. Что ещё может произойти, как вы думаете? Вспомните, что выделяют зелёные листочки?

Дети. Кислород. В воздухе не будет кислорода. Людям и животным нечем будет дышать.

Педагог. Вот видите, что может произойти. Какие ещё признаки осени вы знаете?

Дети. Птицы собираются стаями и улетают на юг.

Педагог. Почему?

Дети. Им нечего есть.

Педагог. Как так нечего есть? Всё лето они были сыты, а теперь еды нет.

Дети. Стало холодно, и все насекомые попрятались в щели домов, под кору деревьев, в землю, под листочки.

Педагог. Как готовятся к зиме люди? Животные?

Дети. Люди убирают урожай и заготавливают еду на зиму и для себя, и для домашних животных.

Педагог. А дикие животные готовятся к зиме? Как?

Дети. Белочка сушит грибы, собирает орехи, жёлуди. Медведь много ест и накапливает жир, присматривает себе берлогу. Ёж носит на своих иголках к себе в норку яблоки, грибы, листья, мох.

Педагог. Ребята, вы что-то не то говорите. Подумайте, ведь ёж спит всю зиму. Для чего ему нужны яблоки и грибы?

Дети. Да, ёж спит. Зимой у него могут завестись насекомые-паразиты, которые будут его беспокоить. Грибы и яблоки в норке будут преть, гнить и распространять запах, от которого все насекомые погибают. И ёжик спокойно спит всю зиму.

Педагог. Молодцы! Правильно! Ребята, осень бывает разная. Какая?

Дети. Золотая и поздняя «золушка». Поздняя «золушка», когда все деревья будут голые.

Педагог берёт корзину с листьями, достаёт из неё красивый лист.

Педагог.

Кто-то бросил мне в ладоши, посмотрите, письмецо.

Может, это лучик солнца, что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко, пролетая, обронил?

Может, кот письмо, как мышку, на окошко заманил?

Посмотрите-ка, сколько у меня в корзине таких писем. Как можно назвать эти письма?

Дети. Листок, листочек, листья.

Педагог. Какие листья?

Показывает листья: кленовый, дубовый, берёзовый, осиновый и т. д. Дети называют листья.

Педагог. Образуйте родственные слова от слова «лист».

Дети. Лист, листок, листик, листочек, лиственный, лиственница, листопад.

Физкультминутка. Народная потешка «У Маланьи, у старушки.» с музыкальным сопровождением.

Педагог. Кто из вас был в выходные дни в лесу? Понравилось ли вам в лесу? Почему вам понравилось в лесу?

Высказывания детей, творческие рассказы (см. Приложение 1).

Педагог. Молодцы! Хорошие получились рассказы. А теперь, дети, подберите родственные слова к слову «лес». Назовите «лес» ласково.

Дети. Лесок, лесочек.

Педагог. Кто охраняет, ухаживает за лесом?

Дети. Лесник, лесничий.

Педагог. Кто выращивает лес?

Дети. Лесовод.

Педагог. Как зовут сказочного героя?

Дети. Лесовичок.

Педагог. Как называют небольшой лесок между двумя большими лесами? Молодые деревца в лесу?

Дети. Перелесок, просека, подлесок.

Педагог. Как называются ягоды, которые растут в лесу? Назовите их.

Дети. Лесные. Черника, брусника, костяника, голубика, морошка, малина.

Педагог. Тропа в лесу какая? Как по-другому можно сказать это слово?

Дети. Лесная. Тропа, тропинка, тропиночка, тропочка.

Педагог. Ребята, вы много гуляете, наблюдаете за явлениями природы, бываете в лесу, на участке детского сада. А какая сейчас земля?

Дети. Она холодная, сырая, тяжёлая, липкая, грязь. Она разноцветная, покрыта пёстрым волшебным ковром.

Педагог. Почему волшебным?

Дети задумались.

Педагог. Вспомните нашу последнюю прогулку. Тогда у нас происходили чудеса! Когда Дима прыгал по разноцветному ковру, у него из-под ног, из-под листочков послышалось: «Ой-ой-ой, на меня Дима наступил, чуть меня не раздавил». Мы подняли листочки и нашли там…

Дети. Жука.

Педагог. А из-под ног Сашеньки, которая лёгкая, как пушинка, кто-то пропищал: «Ой-ой-ой, на меня Саша наступила, чуть меня не раздавила». Мы подняли листочки и кого увидели?

Дети. Божью коровку.

Педагог. Ребята, почему мы говорим, что ковёр из листьев волшебный?

Дети. Он может передвигаться с одного места на другое. Его ветер легко переносит, перемещает.

Физкультминутка. Народная потешка «Лиса рожью шла» с музыкальным сопровождением.

Педагог. Ребята, усаживайтесь поудобнее, можете лечь. Вам что-нибудь напоминают кучи из листьев, которые вы сгребаете на участке, помогая дворнику?

Дети. Муравейники. Только они разноцветные.

Педагог. Знаете, что я сделала в выходной день, когда была в лесу. Подошла к одному из таких муравейников и просунула руку под листья. А там тепло, даже жарко. Как вы думаете, почему?

Если дети не ответят, отвечает педагог.

Дети. Листья гниют, преют.

Педагог. Но это не всё. Я наткнулась на что-то острое и уколола руку. Как вы думаете, обо что?

Дети. О палочки, о сосновые и еловые иголки.

Педагог. Там заснул ёж! Когда я вынула ладошку из волшебного муравейника, остался вход в норку, и оттуда запахло грибами, яблоками.

Вот сколько чудес и разных встреч преподносит нам осень. А сейчас поиграем, поупражняемся в подборе прилагательных к существительному «осень». Осень какая?

Дети. Ранняя, золотая, рыжая, золотистая, багряная, дождливая, хмурая, унылая, разноцветная, красивая, грустная, пёстрая.

Педагог. Золотую осень очень любил А. С. Пушкин. Он написал много стихов про осень. Вот одно из них.

Педагог читает стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье.»

– А теперь, ребятки, подберите действия к слову «осень». Осень что делает?

Дети. Приходит, наступает, наводит грусть.

Педагог. Подберите предметы к признакам. Про что можно сказать: осенний, осенняя, осеннее, осенние?

Дети. Осенний – день, вечер, дождь, ветер, лес;

осенняя – погода, ночь, одежда, сырость;

осеннее – небо, пальто, дерево, увядание;

осенние – каникулы, листья, заморозки, дожди.

Педагог. Подберите глаголы к слову «листья». Листья что делают?

Дети. Желтеют, увядают, опадают, осыпаются, засыхают, расцвечиваются; под ногами шуршат, шелестят, шепчутся, перешёптываются.

Педагог. Ребята, вы любите сами придумывать шутки-чистоговорки. Я буду говорить первую строчку, а вы заканчивайте.

Ёжик, ёжик, где ты был?

Дети. За грибами я ходил.

Педагог. Эй, лисичка, где гуляла?

Дети. На полянке танцевала; под листочком я лежала; я за зайчиком бежала; я курочек воровала.

Педагог. Эй, щеночек, где ты был?

Дети. В лесу бабочек ловил.

Педагог. Эй, козлёнок, где ты был?

Дети. Из ведра водичку пил.

Педагог. Молодцы, ребята! Давайте вспомним и прочтём стихи про осень.

Дети читают стихи (см. Приложение 2).

Педагог. Дети, о чём мы сегодня говорили?

Дети. Мы говорили о золотой осени, сочиняли шутки, образовывали разные слова, составляли рассказы, читали стихи об осени.

Педагог. Да, дети, мы сегодня говорили о золотой осени, но совсем скоро наступит поздняя осень. Как в народе её называют?

Дети. «Золушка в лохмотьях».

Педагог. Я думаю, что мы хорошо отдохнули на лесной полянке, полюбили осень, почувствовали запах прелых листьев, их шелест, запах земли, цвет воздуха. Теперь можно и домой отправляться.

Звучит музыка, дети прощаются и покидают зал.

Публикации по теме:

Стихи и загадки о временах года Осень. Осень – красавица в гости пришла. Разные краски она принесла: Клёны красные ладошки уронили на дорожки. Вяз шумел над головою разноцветною.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Конспект НОД в форме познавательной беседы «Времена года: весна, лето, осень, зима» Видео Марина Мудрак Конспект НОД. Познавательная беседа "Времена года: весна, лето, осень, зима" Цели: закрепление знаний детей по лексической.

Конспект открытого занятия «Роль педагога в формировании представления и приобщения к культуре, традициям народов Дагестана»Конспект открытого занятия «Роль педагога в формировании представления и приобщения к культуре, традициям народов Дагестана» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА «ДЕТСКИЙ САД № 49»КОНСПЕКТ ГОРОДСКОГО ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ.

Лэпбук по закреплению знаний о временах года, диких животных и птицахЛэпбук по закреплению знаний о временах года, диких животных и птицах Хочу поделиться своей информацией. Цель пособия: закрепление знаний о временах года, диких животных и птицах. Задачи: -Закрепить.

Картотека «Пословицы и поговорки о временах года» • Лето сухое и жаркое – зима малоснежная, морозная. • Если летом много полевого осота, зима будет холодной, если много щавеля, зима будет.

Сценарий театрализованного представления «Осень золотая к нам в гости пришла»Сценарий театрализованного представления «Осень золотая к нам в гости пришла» Сценарий театрализованного представления «Осень золотая к нам в гости пришла» Дети: 1. Вдаль убежало горячее лето, Тёплые дни растворяются.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию представлений о временах года «Птичий домик» Технологическая карта непосредственно – образовательной деятельности. Введение. Актуальность: Проблема: недостаточное представление у.

Занятие о формировании представления о послушании и непослушании «Одно — единственное в мире маленькое зёрнышко» Цель: Формировать представление о послушании и непослушании, показать необходимость послушания, как возможность избежать многих бед. Учить.

В помощь воспитателю. Плоскостное пособие по закреплению понятий о временах года и месяцахВ помощь воспитателю. Плоскостное пособие по закреплению понятий о временах года и месяцах Думаю, что не одна я столкнулась с проблемой запоминания детьми времен года и названиях месяцев. Конечно, в этом возрасте, детям понятно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД о формировании представления детей о временах года «Осень»
Опубликовано: 20 апреля 2018 в 19:25
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД о формировании представления детей о временах года «Осень»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Скорнякова (УИ 1554735) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД