Наталья Шатская
Конспект совместной партнерской деятельности по познавательному развитию и художественному творчеству «Невидимка-воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной партнерской деятельности по познавательному развитию и художественному творчеству на тему: «Невидимка – воздух» (опыты и кляксография)
Старшая группа, сентябрь
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательско-исследовательской и художественно-эстетической деятельности
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
1. Познавательное развитие:
• Развитие любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей;
Публикация «Конспект совместной партнерской деятельности по познавательному развитию и художественному творчеству „Невидимка-воздух“» размещена в разделах
• подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
• дать представление о том, что воздух занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, ветер – это движение воздуха;
• способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
• обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.
2. Речевое развитие:
• создание условий для формирования основы речевой и языковой культуры, совершенствование разных сторон ребенка;
• активировать словарь детей по теме «Воздух»: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты;
• проработать падежные окончания, упражнять в употреблении простых предложений;
• закрепить умения согласовывать речь с движением.
3. Социально-коммуникативное развитие:
• создание условий для развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям;
• формировать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
• закрепить навыки работы в коллективе и индивидуально во время опытов.
4. Художественно-эстетическое развитие:
• приобщение к разным видам художественно эстетической деятельности, развития потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла;
• развивать сенсомоторные способности, фантазию, воображение;
• отрабатывать навыки работы красками, кистью
5. Физическое развитие:
• приобретение двигательного опыта и совершенствование согласованности движений с текстом во время физкультминутки
Методы и приемы:
– практические: опыты с полиэтиленовыми пакетами, трубочками, водой, салфетками, веерами; изготовление вертушек; физминутки «Мы в автобусе сидим», «Ветер»; дидактическая игра «Где спрятался воздух»; рисование в технике кляксография;
– наглядные: иллюстраций альбома «Воздух»; кукла Незнайка; смайлики; игрушки;
– словесные: загадка, вопросы, беседа.
Материалы и оборудование:
полиэтиленовые пакеты, бокалы с водой, коктейльные трубочки, салфетки бумажные, веера, смайлики двух видов (по количеству детей); апельсин, чеснок, чеснокодавилка; таблички с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 на столах для опытов; жидкая гуашь, трубочки, бумага; игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри); 2 подноса; кукла Незнайка.
Предварительная работа:
наблюдения за ветром; проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха; эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка; изготовление корабликов с парусами, вееров.
Ход образовательной деятельности:
Деятельность воспитателя
1. Организационный момент.
Ребята, я вам предлагаю отправится в путешествие в интересную страну Опытландия. Согласны? Тогда поехали!
Звучит песня Е. Железновой «Мы в автобусе сидим».
Дети сопровождают слова соответствующими движениями:
Вот мы в автобусе сидим,
Все сидим?. Все сидим!
И из автобуса глядим,
Все глядим, все глядим.
Нас автобус не везет,
Не везет?. Не везёт!
Вдруг колеса закружились
Вот так вот, вот так вот,
И вперед мы покатились
Вот так вот.
А щетки по стеклу шуршат
Вжик, вжик, вжик, вжик.
Пыль очистить всё хотят
Вжик, вжик, вжик, вжик.
Мы не просто так сидим,
Все сидим?. Все сидим!
Очень громко мы гудим
Би-би-би, би-би-би.
Остановка "Загадкина".
В:Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это
Дети Воздух!
В:Ребята, а кто знает, кто изучают воздух?Дети отвечают на вопросы воспитателя.
– А где работают ученые?
Ожидаемый результат:Дети правильно отвечают на вопросы воспитателя: ученые, в лаборатории
В:– А вы хотите поиграть в ученых, и посетить нашу лабораторию?Тогда следующая остановка "Лабораторная".
– Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. В нашей лаборатории.
Появляется Незнайка: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
]В:– Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
Незнайка: А кто его видел, этот воз-дух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?
В:– Скажите, ребята, Незнайке, вы видите воздух вокруг нас?. Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Ожидаемый результат : правильно отвечают на вопросы и дают характеристику воздуха: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Незнайка: Невидимый! Значит, его и нет вовсе!
В:– Погоди, погоди, Незнайка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Незнайка: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
В:– Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт 1: с полиэтиленовым пакетом.
В:– Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Ожидаемый результат:Демонстрируют полученные знания, делают правильный вывод: В свёрнутом пакете нет воздуха. Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.
В:–Смотри, Незнайка! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»
Незнайка: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!
В:– Конечно, Незнайка! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!
Незнайка: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?
Деятельность воспитанников: Дети поочерёдно достают из мешка игрушки, называют, раскладывают на 2 подноса и рассказывают, какая игрушка будет плавать, а какая – нет. Объясняют почему.
Незнайка: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?
– Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт 2: подуть в трубочку, опущенную в бокал с водой.
Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
– Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
– Скажите мне, а мы с вами воздух видим?
Незнайка: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
– Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Незнайке, как дышат наши носы. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Опыт 3: с салфеткой.
– Ребята, теперь мы проведём опыт с салфеткой. Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы знаем, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Опыт 4: с веером.
– Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
– Ветер может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.
– Ребята, а теперь вы помашите веером на мою вертушку. Посмотрите, как она быстро, быстро вращается! Значит можно сделать вывод, что воздух двигается и вращает предметы.
Незнайка: Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У нас в деревне была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет!
– Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Опыт 5: с апельсином и чесноком.
Незнайка: Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.
– Незнайка! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
Незнайка, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Откроем дверь, и сюда прилетит свежий воздух. На свежем воздухе дышится легко. А ещё почистим апельсин – и все вдохнём запах апельсина.
Незнайка: Спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!
Деятельность воспитанников:
Дети принимают участие в опытах с чесноком и апельсином. Делают выводы о взаимосвязи воздуха и жизни.
• Воздух бесцветный, мы его не видим;
• Чтоб увидеть воздух, его надо поймать;
• Воздух легче воды;
• Воздух есть внутри пус-тых предметов и даже внутри людей;
• Без воздуха ничто живое не может жить;
• Воздух не пахнет и может передавать запахи;
Ветер – это движение воздуха.
Дети рассматривают иллюстрации, рассказывают Незнайке, что такое воздух, его характерные признаки.
– Молодцы, ребята, вы справились с заданиями как настоящие ученые. Ну, а сейчас нам пора возвращаться обратно в группу. Мы немного отдохнём и начнём рисовать. Оказывается, при помощи воздуха можно рисовать!
Но, прежде чем мы с вами будем выполнять следующие задание, нам надо набраться сил:
Физкультминутка «Ветер»:
Дует ветер с высоты. Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы.
А давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг.
Вот и кончилась игра, заниматься нам пора.
Дети сопровождают слова соответствующими движениями:
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым способом рисования при помощи воздуха. Он называется КЛЯКСОГРАФИЯ. Мы будем экспериментировать с красками и создать необычные образы.
Итак, давайте уже приступим к рисованию. Перед вами гуашь, разведённая до жидкого состояния. Давайте сделаем кляксу на вашем альбомном листе! Нужно набрать краску на кисточку и капнуть на лист. Получилось? Теперь возьмите свои трубочки и раздуйте краску по листу…
приступаем к рассматриванию.
На что похожи ваши кляксы?.
Давайте дорисуем отдельные детали, чтобы образ стал более узнаваем. Например, глазки, хвостик, рожки, ножки или может быть ствол дерева.
Деятельность воспитанников: Дети подходят к столам и рисуют в технике КЛЯКСОГРАФИЯ. Ставят кляксу;при помощи трубочек раздувают кляксу по листу;дорисовывают отдельные детали. Сравнивают кляксы, обобщают и делают вывод
Подведение итогов занятия.
Что нового и интересного вы сегодня узнали, ребята? Чему научились? Какой смайлик вы можете мне показать?
Деятельность воспитанников: Дети вспоминают характеристики воздуха, технику рисования КЛЯКСОГРАФИЯ, дают оценку занятию при помощи смайлика.
Итоговое мероприятие: выставка «Кляксографный вернисаж».