Татьяна Мельникова
НОД «Морское путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с обитателями морей
Задачи:
Образовательные:
создать благоприятные условия для познавательной и продуктивной деятельности, обогащать словарный запас словарь на основе обогащения представлений об окружающем мире (аквариум, водоросли, шторм, грунт, кораллы, Нептун, трезубец).
. Развивающие:
Развивать мыслительную деятельность, умение анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать гуманное и эмоционально-положительное отношение к объектам живой природы.
Предварительная работа:
Публикация «НОД „Морское путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
-рассматривание и обсуждение наглядных пособий по теме «Обитатели водоемов», наблюдение в живом уголке за аквариумными рыбками;
-чтение художественной литературы;
-просмотр мультфильмов: «Сказка о золотой рыбке»; «Путешествие Немо»
Оборудование:
Проектор, слайды «Обитатели моря», фонограмма «шум моря», аквариум, камни, песок, искусственные водоросли, кораллы, корабль.
Ход непосредственной образовательной деятельности
(В центре игровой деятельности стоит корабль, дети одеты в костюмы моряков)
Воспитатель. Дорогие мои юнги! Я приглашаю вас сегодня в морское путешествие. А в путешествие мы отправимся не одни, а с нашими гостями. Давайте поприветствуем гостей и пожелаем друг другу счастливого пути. Устраивайтесь удобнее на корабле. (По пути на корабль находят письмо) Что за странное письмо? (читает)
«Ваш корабль заведется только тогда, когда я услышу хорошее стихотворение
(Царь морей Нептун)».
Дети рассказывают стих - «Матросская шапка…»
Корабль заводится и под песню «Катерок» отправляется в море. Дети «качаются» на волнах.
Воспитатель. Я вижу остров. Ребятки нас укачала на корабле, пора сойти на берег
и отдохнуть.
Дети сходят с корабликов и располагаются на ковре.
Воспитатель: Закройте глаза, прислушайтесь (звучит шум морского прибоя). Что это за шум?
Это море шумит. Давайте представим, что мы очутились на морском берегу. Над головой у нас голубое небо, под ногами золотистый песок, а впереди много воды. Как красиво вокруг! А чтобы легче вам было представлять, давайте посмотрим красивые картинки.
Дети рассматривают слайды, комментируя знакомые объекты живой природы. Раздается стук в дверь (входит Нептун)
Нептун. Здравствуйте ребята. Я пришел на ваш голос. А вы знаете кто я? Я царь морей и океанов. Зовут меня Нептун. Живу я вместе с морскими обитателями, в подводном царстве. Скажите, а что вы делаете на острове?
Дети. Мы путешествуем по морю
Нептун. Ребята, а вы знаете, кто живёт в море?
Дети. Рыбки, медузы, дельфины, акулы и т. д.
Нептун. Правильно. А пришел я к вам не один. Отгадайте загадку.
Плаваю под мостиком и виляю хвостиком, по воде не хожу, рот есть да не говорю (открывает золотую рыбку). -Кто это? -Какого она цвета? -Большая или маленькая? - Дети рассматривают рыбку.
Нептун. Родина золотой рыбки-жаркие страны. Давным-давно, на красоту рыбки обратили внимание путешественники и привезли её для разведения в аквариумах. На её примере мы можем познакомиться с обитателями морей. Обратите внимание на фотографию (выставляется фото золотой рыбки). - Кто знает, чем покрыто тело у рыб? -А на какую геометрическую фигуру похоже тело рыбки? -Правильно, на овал (показали пальчиками овал, это позволяет рыбкам хорошо плавать. -А как вы думаете, что ещё помогает рыбке плыть? (плавники и хвост). -Да, когда рыбка плывёт, её хвостик двигается из стороны в сторону. (Нептун показывает движение рыбки рукой и предлагает детям тоже сделать ручкой так, как рыба хвостиком)
Нептун. Ребятки, давайте поиграем со мной в игру «Рыбки»
Рыбки плавали, ныряли
В голубой морской воде.
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке.
(Руки перед грудью со сложенными ладонями, бег врассыпную, наклоны, сближение, расхождение, приседание).
Воспитатель. Какой хороший царь Нептун. Столько интересного рассказал нам о золотой рыбке. Поиграл с нами.
Нептун, а нельзя нам взять с собой в детский сад немножко моря?
Нептун. Конечно, я с радостью исполню вашу просьбу.
Предложить детям два вида деятельности:
1. Аппликация (выкладывание рыбок на фоне нарисованного аквариума)
2. Экспериментальная деятельность. Давайте попробуем сделать море в этом аквариуме.
(перед детьми на столе пустой аквариум)
Воспитатель с детьми наполняют аквариум. На столе стоят баночки с песком, камнями, ракушками, искусственными водорослями, кораллами.
(Звучит музыка «Яблочко»)
-Как вы думаете, что лежит на дне моря? Конечно мелкие камушки. Открываем коробочку, попробуйте их на ощупь. На самом деле это море сделало их такими. Морские волны превращают большие камни в мелкие, а ракушки в песчинки. Давайте разместим их на дно аквариума. - Что ещё может лежать на дне моря? Ракушки. Посмотрите, какая у них интересная форма. А если приложить ракушку к уху, то можно услышать, как море шумит, попробуйте. Положим и эти сокровища на дно.
-Что ещё есть в море?
Водоросли. Эти растения могут жить только в воде. У них нет корней. Они изгибаются под водой, поэтому волны, приливы и течения не повреждают их.
-Ребята, что мы ещё должны сделать, чтобы получилось маленькое море?
Конечно, налить воду. А вы знаете, какая морская вода на вкус? Солёная. Это происходит потому, что очень много соли смывается со скал в море и собирается там, в течение многих лет. Наливаем воду. Ну, вот аквариум готов.
Молодцы ребята. Умеете слушать, умеете и работать.
(Накрываем его салфеткой) Устали? Поиграем?
. Выходите на ковёр.
Нептун с детьми играет. (Во время игры незаметно подсаживаем в аквариум аквариумных рыбок)
Динамическая пауза «Море волнуется».
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
море волнуется три,
Как рыбки плывут, покажи!
(Ноги на ширине плеч, покачивание руками справа-налево, изображая волны)
Нептун. Ребята, вы мне очень понравились. С вами интересно беседовать. Вы много знаете о море и его обитателях. Но мне пора в свое подводное царство. А на прощанье я хочу сделать сюрприз: (касается трезубцем об аквариум, произносит волшебные слова.
Прощается с детьми и уходит.
Воспитатель подводит детей к аквариуму, открывает салфетку, и дети видят живых рыбок!
Воспитатель. Что же мы видим, ребята в своем аквариуме? Ай, да Нептун, ай да молодец! Оставил о себе память. Давайте понаблюдаем за рыбками. Что делают рыбки? (плавают). Одна останавливается и смотрит на нас. Как вы думаете, рыбки нас видят?
-Верно, у них есть глаза.
-А умеет рыбка говорить? -Рыбка говорит так, что мы не слышим. Попробуйте так же. Давайте покормим наших рыбок. Воспитатель бросает в воду немного корма. Рыб нельзя перекармливать. Что делает рыбка? Чем хватает корм? Правильно, ртом. Понравились ли вам рыбки? Понравилось наше путешествие?
Дорогие мои юнги нам пора в детский сад. Садитесь на наш корабль. И под шум моря поплывем домой! Дорога была длинной, вы устали. Давайте отдохнем.
(Музыкальное сопровождение)
Реснички опускаются, глазки закрываются, Мы отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Вдох-выдох (3 раза повторить). Я слышу шум моря, волн и пены на песке. Волна беседует со мной и говорит: "Расслабься, успокойся, отдохни. Пусть голова, шея, грудь и руки отдохнут. Почувствуй чистый воздух моря. Тепло и свет ласкают тело. Расслабься и послушай тишину. Вдох-выдох. "
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем. Потянулись и улыбнулись! Посмотрите! С нами путешествовали гости. Давайте им скажем до свидания. Спасибо за внимание!
Смолкает шум моря, наше путешествие закончилось. Когда вы подрастёте, мы узнаем о море ещё много интересного.