Ирина Лященко
НОД «Мы исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми средней – старшей группы по познавательно – исследовательскому направлению
«Мы исследователи»
Воспитатель: Муртазалиева О. М.
МКДОУ «ДС № 30»
г. Благодарный
2016г.
«МЫ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
Публикация «НОД „Мы исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, изобразительная, двигательная, музыкальная.
Возрастная группа: средняя - старшая
Цели деятельности воспитателя:
Образовательные:
- познакомить детей с веществами (соль, сахар) и их свойствами; опытно-экспериментальным путем выявить сходство и различие этих веществ;
- учить детей пользоваться лупой;
Развивающие:
- развивать способность мыслить самостоятельно, умение анализировать, обобщать, сравнивать;
- способствовать формированию цветовых представлений у детей при обследовании поверхности земли с высоты полёта;
- развивать способность координировать голосовую и двигательную активность;
Воспитательные:
- воспитывать умение действовать в коллективе, установить положительный эмоциональный контакт, формировать положительную мотивацию на НОД;
- воспитывать привычку сообщать родителям о своих действиях;
- воспитывать отзывчивость.
Материал и оборудование: жёлтые, красные стаканы, лупы, мерные ложечки, листы картона (всё по количеству детей, красный мешочек с солью, жёлтый мешок с сахаром, лавка – «самолёт», чайник, чайные пары, чайные ложки, мягкая игрушка – обезьяна, «сюрпризный лабиринт», презентация с видами поверхности земли с высоты полёта, мультимедийное оборудование, картинки (огурца и чайной чашка, «Набор юного исследователя», плоская ёлка из картона, соль, сахар, клей – карандаш, белая бумага, бананы, скатерть для стола.
Предварительная работа: беседа о свойствах веществ, знакомство с лупой, освоение умения пользоваться ею.
Содержание образовательной деятельности:
I. Организационный момент. (Вместе с детьми проходим в зал)
- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
-Дети, встаньте в круг.
В вашей группе так прелестно,
Много славненьких ребят
Есть девчонки и мальчишки-
Озорные шалунишки,
Всех по-разному зовут,
Ну а как? Узнаем тут….(дети называя своё имя, подают руку соседу, начинает воспитатель)
- Чувствуете, как пошло тепло в наши ладони?. (да). Это потому, что мы друг другу улыбнулись, крепко взялись за руки и подарили частичку тепла своей души. (Поступает звонок от обезьянки) :
-Ребята, у нас видеозвонок. (показываю на экран)
«Люди, надоели мне бананы, захотелось мне огурчика солёного съесть, да чайку сладкого попить. Пошла я на базар, купила себе чайной заварки, мешок сахара, да ещё и соли мешок прикупила. Пока несла до дома, забыла, где соль, где сахар, не знаю. Помогите мне разобраться с этими мешками, пожалуйста!».
- Ребята, поможем обезьянке решить её проблему? …. (Да)
- Тогда пора отправляться в Африку, посмотрите (показываю на экран рукой, нас ожидает большой самолёт. Но прежде чем куда-то отправляться, обязательно сообщите родителям. Сейчас позвоните маме, скажите, что вы улетаете в Африку на помощь другу с Оксаной Габибовной…. (звонят, используя вместо телефона свою ладошку)
II. Полёт на самолёте.
- А теперь проходите в салон самолёта. Садитесь по удобнее, пристегните ремни. Мы взлетаем (на экране взлетающий самолёт) (звук взлетающего самолёта).
- Посмотрите в иллюминаторы – это окна в самолёте, через которые мы можем с высоты увидеть нашу красивую землю.
- Над чем мы сейчас пролетаем? ….(над заснеженными горами) (на экране горы в снегу).
- А теперь под нами что? (глубокое море) (на экране море).
- Что мы видим в иллюминаторе? ….(пустыню) (на экране пустыня)
-Да, дети, правильно, это пустыня африканская.
- Над чем мы пролетаем?. (над лесами) (на экране лес).
- Мы приземляемся (на экране самолёт садится) (звук музыки приземления самолёта).
-Отстёгиваем ремни, выходим из самолёта (на экране джунгли).
- Посмотрите дети, где мы оказались? …. (ответы детей).
- Правильно мы в джунглях, где обитает наша обезьяна (звучит музыка – звуки джунглей).
-А вот и её дом, проходите, поздоровайтесь с обезьянкой …. (Здравствуй, привет,.).
-Дорогая обезьянка, сейчас мы тебе поможем во всём разобраться. Присаживайтесь ребята, а ты внимательно смотри и слушай нас (дети присели).
III. Беседа о веществах.
- Ребята, на свете есть много разных веществ, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Есть вещества, без которых невозможна жизнь. Что это за вещества…. (Воздух, вода). Правильно ребята, без воздуха и воды жизни нет, всё погибает.
- Но есть в природе и другие вещества, которые не менее важны. Например: СОЛЬ и САХАР. Вот с этими веществами мы и будем сегодня знакомиться.
- Вот мешочки с солью и сахаром, которые купила Мартышка.
-Они одинаковые?. (нет, один красный, один жёлтый).
IV. ОПЫТ 1 Определение вещества на ощупь.
-Возьмите в руки мешочки, попробуйте определить на ощупь в каком мешочке сахар, в каком соль? (даю в руки детям) (ответы детей). Мы можем определить на ощупь в каком мешочке сахар?. (нет).
- Правильно, на ощупь мы не смогли определить, где соль, где сахар.
Продолжим наши опыты. А чтобы продолжить, нам нужен «Набор юного исследователя».
- А вот и он (показываю на стол).
- Подойдите к столу…. (подходят).
- В стаканы мы будем насыпать вещества.
- Ложками будем набирать вещества.
- На картон будем насыпать вещества и рассматривать через лупу.
- Для чего нужна лупа?. (чтобы лучше рассмотреть, увеличить предметы, вещества)
ОПЫТ №2 Определение вещества по цвету.
- На ощупь мы уже обследовали, давайте откроем мешочки и посмотрим…. (открыла).
-Возьмите ложки, наберите вещество из красного мешочка и насыпьте в красный стакан ….(дети выполняют самостоятельно).
- Теперь наберите вещество из жёлтого мешочка и насыпьте в жёлтый стакан (дети выполняют).
-Посмотрите в оба стакана и скажите можно определить по цвету, где соль, где сахар? (нет). -Почему?. (одинаковые, белые).
ОПЫТ 3. Определение вещества по запаху.
-Проведём другой опыт.
- Ребята, эти вещества сыпучие, поэтому нельзя их подносить близко к носу (показываю).
- Возьмите красный стакан и попробуйте осторожно понюхать так, как это делаю я….(нюхают).
- Имеет ли запах это вещество?. (нет).
-А теперь возьмите желтый стакан и понюхайте…. (нюхают). Имеет вещество какой-нибудь запах?. (нет).
- Можем ли мы по запаху определить где соль, где сахар?. (нет).
- Ребята, мы продолжим свои исследования, но сначала я предлагаю вам поиграть в любимую игру обезьяны.
- Становитесь в круг…. (становятся)
V. Физическая минутка (музыкальная).
«Головой мы закивали».
(Дети повторяют движения в соответствии с текстом).
- Молодцы, здорово мы с вами поиграли, а теперь продолжим наши опыты. Подойдите к столу.
VI. ОПЫТ 4. Определение вещества по размеру крупинок.
- Теперь из красного стаканчика осторожно насыпьте несколько крупинок на
картон. Возьмите лупы и рассмотрите. Какие они по размеру? .… (одинаковые).
-Теперь из жёлтого стакана насыпьте, посмотрите через лупу. Какие они по размеру? …. (одинаковые).
- Ребята, можем ли сейчас по размеру крупинок определить где соль, где сахар?. (нет)
ОПЫТ 5. Определение вещества на вкус.
- Ребята, мы с вами соль и сахар исследовали на ощупь, определяли по цвету, по запаху, рассматривали размер крупинок. Осталось попробовать на вкус.
-Запомните, незнакомые вещества нельзя пробовать на вкус? Они могут быть опасные для здоровья.
- Но мы уже знаем, что в стаканчиках соль и сахарный песок, поэтому их можно попробовать на вкус. Наберите ложкой из красного стакана чуть-чуть крупинок и попробуйте их на вкус…. Какие они? .… (солёное). Значит это что? .… (соль).
-Теперь попробуем крупинки из жёлтого стакана. Какие они на вкус? ….(сладкие). Значит это что? … (сахар).
- Ну наконец-то, нашли в каком мешке сахар?
-Данил, объясни обезьянке в каком мешке соль, в каком сахар…. (в красном мешке – соль, в жёлтом –сахар).
-А чтобы ты, обезьянка, не забыла ещё раз, мы тебе их наметим. На мешок с солью наклеим картинку с огурцом, а на мешок с сахаром мы наклеим картинку с чайной чашкой.
- Вот мы и помогли разобраться обезьянке с мешками, теперь можно и чайку попить. Проходите к этому столу (беру с собой сахар, обезьянка нам уже и стол накрыла. Присаживайтесь за стол, (сажаю обезьянку с нами за стол)
- Насыпьте по одной ложке сахара в чай, помешайте и угощайтесь, (мешаю себе).
- Какой чай на вкус?) (сладкий, вкусный).
VII. Художественное использование соли и сахара.
- Ребята, где мы сейчас находимся?. (в Африке, в гостях у обезьянки).
-Правильно, вы знаете, что в Африке всегда жарко. Как вы считаете, обезьянка видела когда-нибудь снег?. (нет).
-Давайте расскажем ей о нашей русской зиме. Что бывает зимой?. (снег, мороз, можно покататься на санках, коньках, лыжах, наряжать ёлку).
- Мы можем обезьянке не только рассказать, но и показать нашу зиму, а помогут нам в этом всё те же сахар и соль.
-Подойдите к столу. Что вы на нём видите?. (ёлка, соль, сахар, клей).
-Я намажу ёлку клеем, а вы посыпьте её солью и сахаром (выполняют)
-Я накрою сверху бумагой, а вы аккуратно придавите ладошками ….(выполняют).
-Уберём бумагу, смотрите, что получилось?.(ответы детей). Из чего мы сделали снег?. (из соли и сахара)
-Эту ёлку мы оставим обезьянке на долгую память о нас с вами, о нашей русской зиме.
VIII. Рефлексия.
-Дети, чем мы занимались в гостях у обезьянки?. (проводили опыты с сахаром и солью, пили чай, танцевали,.).
- Маша, что тебе понравилось у обезьянки больше всего?.
- Вика, что тебе запомнилось?.
- Даша, а что ты расскажешь маме сегодня, когда пойдёшь домой?.
- Дети, обезьянка благодарна за подарок, за помощь и дарит вам «Сюрпризный лабиринт».
-Подойдите к нему…. (показываю, дети подходят).
- Она дарит вам то, что в нём лежит, а что там вам надо отгадать самим на ощупь, только не доставайте. Договорились? (да).
- Просуньте в отверстие свою руку и определите что там за сюрприз….(дети выполняют). – Что там Саша? А по твоему что, Данил? Вика, по твоему что?. (ответы детей)
-А теперь загляните через отверстие….(заглядывают).
-Правильно определили?. (да, бананы).
-Ребята, вы покушаете их в группе, а лабиринтом можно будет играть всегда, положив туда разные предметы, а потом отгадывать.
- Что надо сказать обезьянке (Спасибо).
- А гостях хорошо, но пора возвращаться домой.
- Попрощайтесь с обезьянкой. ….(До свидания, пока)
- А теперь подойдите ко мне…. (подходят).
-Ребята, я благодарю вас за оказанную мне помощь.
Я желаю вам «расти, цвести, копить, крепить здоровье, оно для дальнего пути – главнейшее условие». Сюда мы прилетели на большом самолёте, а вернёмся на маленьком. Становимся друг за другом, руки в сторону. Как гудит самолёт?) (ууууу) –Полетели (звук гудения самолёта).
(дети удаляются из группы).