Светлана Михайловна Волкова
Исследователи проблем сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Исследователи проблем сюжетно-ролевых игр, направление их исследований.
Исследователи проблем сюжетно-ролевых игр, направление их исследований.
Ведущее место в системе дошкольного воспитания принадлежит игре. Виднейшие педагоги Н. К. Крупская, А. С. Макаренко подчеркивали большую роль в психическом и физическом развитии детей дошкольного возраста. Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое».
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь. Вспомним замечательные слова А. С. Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».
В игре дети создают вымышленные ситуации, легко перевоплощаются в сказочных и фантастических персонажей. Именно поэтому, по мнению известного отечественного психолога С. Л. Рубинштейна, игровую деятельность дошкольника можно сравнить лишь с «очарованием высших форм творчества».
Детским психологом Д. Б. Элькониным было установлено, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенна близка к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений. Основным содержанием детских игр являются человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Именно в сюжетной игре, где все условно, «как будто», проживая ту или иную ситуацию, ребенок проникает в сферу социальных отношений взрослых, моделируя их по своему. При этом главное достоинство игры состоит в том, что ребенок является героем ее сюжетов. В игре он приобретает опыт социальной ориентации с позиции ее участника. Малыш не может водить настоящий автомобиль, однако роль водителя позволяет ему, с одной стороны, ощутить себя умелым, значимым, а с другой – пережить все радости и проблемы взрослой жизни, связанные с этим (уход, ремонт, авария, взаимоотношения с пассажирами и т. д.). Ведь благодаря игре ребенок учится ориентироваться в социальных отношениях, а это значит, что став взрослым, он избежит многих неприятностей, с которыми не могут справиться даже самые образованные, но своевременно не социализированные люди.
В трудах Л. С. Выготского игра признана ведущей деятельностью, т. е. определяющей развитие ребенка. В какой же момент она появляется и когда становится ведущей деятельностью? Ребенок раннего возраста может что-то познать, реально пощупав, попробовав, испытав. Действия «в уме» для него еще не доступны, а младший школьник уже способен к ним. Откуда же берется и когда возникает этот «ум», или, выражаясь научным языком, внутренний план деятельности? Он формируется в игре и за счет игры. Первоначально развернутые игровые действия заменяются жестом, потом словом, потом начинают осуществляться полностью в уме (игра – фантазирование). Кроме того, только в игре значение предмета отрывается от самой вещи. Вся остальная деятельность ребенка реальна. А в игре можно действовать только значением, а не самим предметом. Идеальное и материальное разделяются. Возникает идеальное действие, зарождаются основы теоретического мышления, закладывается (по словам А. В. Запорожца) цокольный этаж общего здания человеческого мышления. В этом заключено главное значение игры для умственного развития детей.
Один из крупнейших ученых – исследователей игры нашего времени, С. Л. Новоселова, дала одновременно и очень образное, и очень точное определение: игра - «это форма практического размышления ребенка об окружающей его действительности», которая является «генетическим прообразом теоретической мысли взрослого». В игре практически, т. е. в действии, становится доступен целый мир.
Игра имеет непреходящее значение для социального развития ребенка, именно в игре он примеряет на себя ролевое поведение, начинает понимать многие нюансы поведения людей. Учится подчинять свое поведение определенным правилам, это означает, что без полноценной игры у него не сформируется такое важное качество, как произвольность его деятельности. По словам известного психолога Л. И. Божович, игра является тем механизмом, который переводит требования взрослого в потребности самого ребенка. Но игра – это не только практическое освоение «будущих», взрослых отношений в результате хорошего проигрывания своей роли. В процессе игры ребенок учится договариваться, выслушивать другого, иногда настоять на своем, чтобы игра могла продолжаться, и главное, чтобы она была интересной и увлекательной для всех.
В педагогической литературе XIX века понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано великим педагогом К. Д. Ушинским. Окружающая обстановка, говорил он, имеет сильнейшее влияние на игру, "она дает для нее материал гораздо разнообразнее и действительнее того, который предлагается игрушечной лавкою. К. Д. Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка. К. Д. Ушинский особо подчеркивал такое важное качество, как самостоятельность детской игры: игра потому и игра, что она самостоятельна для ребенка. Он считал, что в ней удовлетворяются физические и духовные потребности, развивается ум, сердце и воля. Великий педагог писал: "Мы придаем такое важное значение детским играм, что если б устраивали учительскую семинарию, мужскую или женскую, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов".
В основе исследований Н. Я. Михайленко и Н. К. Коротковой лежит идея
построения целостного педагогического процесса с опорой на типы взаимодействия взрослого с детьми в игре.
Вторая половина XX в. в России явилась периодом дальнейшего повышения интереса психолого- педагогической науки к детской игре. В эти годы происходит осмысление проблем формирования игры ребенка дошкольного возраста на новом витке их постановки и решения. (Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, Е. В. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая, П. Г. Саморукова, Д. Б. Эльконин, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева и др.). Детская игра существенно укрепляет свои позиции не только как самостоятельный и самоценный вид детской деятельности, но и как средство воспитания; форма организации обучения и воспитания; метод, а также прием обучения и воспитания детей.