юлия клищинова
Занятие «Юные исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Создать условия для интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
Обучающие:
- расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- активизировать и расширять словарный запас детей.
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
Развивающие:
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающей жизни.
Публикация «Занятие „Юные исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Оборудование:
Использование ИКТ
Ход занятия.
I. Организационный момент.
(Дети входят в группу. Воспитатель с детьми встает в круг и приветствуют друг друга.)
Воспитатель. Здравствуйте ребята. Давайте дружно встанем в круг и
возьмем друг друга за руки. Вы чувствуете теплоту наших рук? Мы дарим
это тепло друг другу:
Поиграли мы с утра,
Заниматься нам пора,
Но не лепкой, и не чтеньем –
Ждет нас опыт, наблюденье.
Воспитатель. Скажите, ребята, вы хотели бы стать сегодня учёными- исследователями (Да)
Воспитатель. Ребята, все открытия делают в научных лабораториях. Там работают профессора, великие учёные, а мы сегодня будем с вами юными исследователями.
– Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься (проводить опыты, эксперименты.) А что будем исследовать вы узнаете отгадав загадку:
Через нас проходит в грудь
И обратно держит путь,
Он не видимый, и все же
Без него мы жить не можем!
Что это (Воздух)
Воспитатель: Сегодня нам с вами предстоит узнать, что такое воздух, как его обнаружить и какими свойствами он обладает.
Воспитатель :У нас тоже будут свои маленькие лаборатории. Помните, в лаборатории нужно соблюдать одно важное правило. Ничего не трогать без разрешения руководителя.
Дети надевают халаты (звучит музыка, проходят к столам.)
Что бы у нас опыты получились нужно внимательно меня слушать и следовать инструкциям. Хорошо? Но прежде, чем приступим к проведению первого опыта, давайте вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
Как вы думаете что вы вздохнули (Воздух)
Воспитатель: А мы можем увидеть воздух (Нет не видим.)
Воспитатель: Значить какой воздух (Невидимый.)
Опыт 1 (воздух можно увидеть).
Воспитатель :Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет.
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? ( летом: надувные матрасы, спасательный круг)
Сделаем с вами вывод что воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку (нет)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой?
Сделаем с вами вывод, что воздух прозрачный.
Опыт 2. (Воздух занимает место).
Воспитатель: Возьмите в руки стакан, внутри которого находиться бумага.
Потрогайте ее, какая она мокрая или сухая?
-Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в воду. Самое главное, что стакан надо держать прямо, не наклоняя пока он не коснется дна.
-Посмотрите, намокнет ли полоска бумаги. Достаньте стакан из воды, проверьте полоску бумаги.
-Она намокла или нет? Почему бумага осталась?
-Давайте еще раз попробуем, но теперь стакан немножко наклоним.
Что появилось в воде? (видны пузырьки воздуха)
-Откуда они взялись? (воздух выходит из стакана и его место занимает вода)
Это из стакана вышел воздух.
-Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь? (мокрая, вода вытеснила воздух и заняла все пространство в стакане)
-Сделаем с вами вывод, что в стакане есть воздух, и поэтому он помешал намочить полоску бумаги, значит, воздух занимает место.
Физкультурная минутка:
- Проводить эксперименты дело не из лёгких, поэтому в исследовательских центрах бывают перерывы для отдыха. Давайте отдохнём и мы.
Выходите из-за своих столов и проходите на ковёр.
(Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись.
ОПЫТ 3. (воздух не имеет запаха).
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Давайте просто сделаем вдох, что вы чувствуете чем пахнет (Ответы детей)
Как вы думаете почему? Правильно, Дима ничего не почувствовал, потому что мы вдохнули просто воздух. а если мы с вами понюхаем духи или лук чувствуете запах?
Сделаем с вами вывод, что воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
ОПЫТ 4.
Воспитатель: Ребята, а вы знали о том, что воздух можно услышать? Музыканты, которые играют на духовых инструментах очень часто его слышат. Как вы думаете почему?
-Звуки распространяются по воздуху. Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать - звуки не передаются. Возьмите музыкальные инструменты и подуйте в них.
-Что мы услышали? (звук)
-Почему возник звук (когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать)
-Сделаем с вами вывод, что звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
Опыт 5.(воздух может двигаться)
Воспитатель: Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Давайте проверим. Я возьму веер и помашу на вас.
- Что вы чувствуете (ветер)
-Сделаем с вами вывод что воздух может двигаться.
Еще раз помашу веером и скажите ветер какой? (холодный)
-А теперь поднесите ладони ко рту и слегка подуйте на них. Что почувствовали (теплый ветер)
-Как вы думаете, где бывает теплый ветер? (около печки, костра, если включить фен)
-Сделаем с вами вывод, что воздух бывает холодным, теплым и горячим.
Что мы выяснили благодаря нашим опытам (что воздух прозрачный, не имеет запаха, есть внутри нас, ветер-это движение воздуха, воздух легче воды)
-Итак мы с вами закончили наше исследование, давайте снимем наши халаты. (звучит музыка)
-Ребята, давайте присядем. Воздух — это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было вокруг Земли воздуха, что бы произошло? Все живое погибло бы в палящих лучах солнца. Без воздуха не было бы жизни на Земле. Как вы думаете, почему?
-Дышим мы чем? (воздухом)
- Всему живому необходим воздух. Мы вдыхаем чистый воздух – кислород, а выдыхаем использованный – углекислый газ.
Посмотрите, сколько на земле живет людей, животных, птиц и всем нужен чистый воздух. А что загрязняют воздух? (машины, заводы).
- Где же взять столько чистого воздуха? Что помогает его очищать? Правильно, ребята, — растения и деревья.
-Растения и деревья тоже дышат, но иначе чем мы. Они поглощают грязный воздух – углекислый газ, перерабатывают его и выделяют чистый воздух – кислород. Как называется чистый воздух? (кислород) .
-Кто был с родителями в лесу? Вы чувствовали, какой там чистый воздух. А почему?
-Вы хотели бы побывать в лесу прямо сейчас? Тогда давайте закроем глаза, и представим, что мы на летней лесной, полянке.
(музыка «звуки леса»)
-Вы чувствуете, какой здесь свежий чистый воздух. (давайте подышим)
-А теперь откройте глаза. Вам понравилось в лесу?
-Ребята а давайте мы с вами нарисуем свой лес, чтобы в нашей группе всегда был чистый и свежий воздух?
(рисуем лес под музыку «звуки леса»)
- Ребята посмотрите какой красивый лес получился…
Сегодня мы были настоящими исследователями. Ребята, скажите, что нового вы узнали?
-Мне очень понравилось, как вы работали в лаборатории, прямо как взрослые. Молодцы!