Романенко Оксана
Конспект НОД «Музейная педагогика — как средство воспитания патриотизма»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: воспитатель средней группы Романенко Оксана Владимировна
Организация: МБДОУ д/с 100 "Рябинушка"
Населенный пункт: Ростовская область, город Таганрог
Цель: Знакомство детей со старинной посудой русского народа
Задачи:
Обучающая:
Расширить представления детей о посуде; учить классифицировать посуду: чайная, столовая, кухонная. Познакомить со свойствами материала, из которого изготовлена посуда. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами. Закрепить правила поведения в музее.
Развивающая:
Публикация «Конспект НОД „Музейная педагогика — как средство воспитания патриотизма“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Развивать связанную речь, зрительное и тактильное восприятие и внимание.
Развивать художественно-творческие способности детей.
Воспитательные :
Воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
Вызвать интерес к предметам рукотворного мира
Ход занятия:
Воспитатель : Доброе утро. Садитесь на стульчики. Я сейчас вам расскажу, что со мной случилось:
Вот сегодня поутру на работу я иду,
По узенькой дорожке.
Опустила вниз глаза, увидала ложку! (показать расписную ложку)
Подняла ее скорей, от пыли отряхнула.
Ах, какая красота, до чего же хороша
Ложечка точеная вся цветная, расписная
Ручка золоченая
Только кто же потерял? Ни кого не видно.
Я взяла ее с собой, может кто-то в садик шел
Обронил случайно?
И я решила,
В детский садик я приду, у ребяток я спрошу:
Не вы ли ложечку потеряли?
Дети: Нет.
Воспитатель : А чья же она тогда? Хозяин этой ложечки, наверное, очень расстраивается, она ведь вон какая красивая, разноцветная, расписная.
Как же нам ее вернуть? (Ответы детей)
Воспитатель : Сегодня день у нас особый,
- Мы совершим путешествие в мир удивительной посуды, и надеюсь, мы там встретим хозяина нашей ложечки.
Дети становятся в круг. Закрывают глаза. Звучит волшебная музыка.
Воспитатель : Ребята, мы с вами очутились в музее посуды. Экскурсию по музею проведет нам экскурсовод, который здесь работает, а кто это вы должны отгадать (загадываю загадку)
Воспитатель :Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт,
И в дороге слёзы льёт (Федора из сказки» Федорино горе»)
Появляется Федора.
Федора: Здравствуйте ребята! Я рада, что вы посетили мой музей. Со мной, произошли большие изменения, теперь я очень люблю посуду и содержу её в чистоте. Ой, да это же моя любимая ложечка! (берёт ложечку у воспитателя). Спасибо вам за то, что вы её мне вернули.
Федора: Ребята, а знаете ли вы, как появилась первая ложка? (ответы детей)
Ложку придумали для того, чтобы набирать разные жидкости (воду, суп) или сыпучие продукты (сахар, соль).
Федора: Первые ложки были сделаны из ракушек. Шло время, и на смену древним ложкам пришли ложки деревянные. Чего только не происходило с ложками! Их украшали, расписывали разными узорами.
Маленьким детям принято было дарить новую ложку, когда у них появится первый зуб. Это древняя традиция.
Воспитатель : Ребята, а из чего сейчас ложки делают? (из металла). Правильно.
Федора: Есть ложки столовые, десертные, чайные (показывает экспонаты)
Существует много пословиц и поговорок о ложках. Ребята, а вы случайно их не знает
Воспитатель :Наши дети много знают пословиц и поговорок, а также загадок про ложки. Послушай Федора.
Дети рассказывают.
- Дорога ложка к обеду.
- Что в котёл положил, то и попадёт в ложку. Семён
- Красна ложечка с похлёбкой, а не сухая. Василиса
- К своему рту ложка ближе. Рома
«Всех кормлю с охотою, а сама безротая» (ложка) Никита
«Сама не ем, а всех кормлю (ложка). Софа
Воспитатель : Ребята, а как еще можно использовать деревянные ложки? Дети: Их можно использовать как музыкальные инструменты.
Федора: Это как?
Воспитатель : Сейчас мы тебе покажем. (Дети играют на ложках и поют частушки)
Федора: Молодцы! Повеселили бабушку! Но ложки бывают не только деревянные, есть еще и металлические. И я хочу предложить вам поиграть со мной.
Проводится дидактическое упражнение «Хитрая ложечка»
- Будем с ложечкой играть и посуду называть.
Глазки закрывайте, ну-ка, угадайте,
По какой посуде стучит ложечка.
Воспитатель : Только всем кричать не нужно. К кому я притронусь рукой, тот и будет угадывать, по какой посуде стучала ложечка.
Дети закрепляют название посуды и из чего она сделана.
Федора: В моём музее живут не только ложки, но и другая посуда. Давайте я вам о ней расскажу. На этой полочке стоят чашка, блюдце, сахарница, конфетница, самовар. Для чего нужна эта посуда?
Дети: Для того чтобы пить чай!
Федора: Как ее можно назвать, одним словом?
Дети: Чайная!
Федора: А здесь расположились - миска для первого блюда, тарелка для второго блюда, хлебница. Для чего предназначена эта посуда? Как она называется?
Дети: Столовая.
Федора: А на этой полке примостились доска разделочная, горшочек, махотка, сковорода, чайник. Для чего нужна эта посуда?
Дети:Чтобы в ней готовить.
Федора: Как она называется?
Дети: Кухонная.
Федора: Ребята, в моём музее живет современная посуда, которой мы сейчас пользуемся и старинная, которой пользовались давным-давно еще мои бабушки. Эта посуда сделана из разного материала: из глины, стекла, металла и дерева. Если посуда сделана из….(называет материал, то она какая (глиняная, металлическая, деревянная, стеклянная).
Воспитатель : Федора, наши дети играли, а сейчас им надо отдохнуть.
Физкультминутка.
Вот большой стеклянный чайник (дети «надувают» живот,
Очень важный, как начальник (одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки (приседают, одна рука на поясе).
Очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (кружатся, рисуя руками круг).
Только стукни – разобьются.
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке (потягиваются, руки вверх, сомкнуть над головой).
Вот пластмассовый поднос (делают большой круг).
Он посуду нам принес.
Федора: А теперь нам эту посуду нужно красиво расставить на столе. Да только я забыла, как это делать.
Воспитатель : Не переживай Федора, ребята тебе помогут. Присаживайтесь за столы (на столах разложена аппликация) Но прежде чем приступить к работе, надо нам размять наши пальчики. (Проводиться пальчиковая гимнастика).
Пальчиковая гимнастика «Помощник».
Посуду моет наш Антошка.
(Потирать ладони друг от друга)
Моет вилку, чашку, ложку.
(Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца)
Вымыл блюдце и стакан.
И закрыл покрепче кран.
(Имитирующее движение кистью руки)
Аппликация и лепка «Чайный сервиз».
Перед вами стол со скатертью, на нём наклеены одна большая и одна маленькие салфетки. Расставьте на салфетки чайник и чашку, как на образце (показ). Чайник один и он большой, поэтому мы поставим его на одну большую салфетку. Чашка маленькая, поэтому мы расположим её на маленькой салфетке. А теперь давайте приклеим чайник и чашку.
Теперь хорошо бы к чаю сделать бублики. Возьмите пластилин и раскатайте из него тоненькую колбаску. Возьмите ее за концы двумя руками и заверните в кольцо. Концы соедините. Получился бублик. Приложите его к тарелочке и придавите ладонью.
Федора: Спасибо вам большое. Вы научили меня сервировать стол к чаю, а на прощание я вам дам вкусные бублики. До свиданье ребята! До новых встреч!
Дети становятся в круг, закрывают глаза. Звучит волшебная музыка.
Итог занятия.
Воспитатель : Ну, вот мы с вами снова в своей группе. Приглашаю вас ребята на чаепитие с бубликами.