Наталья Дрельская
НОД «Люблю березку русскую». Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Люблю березку русскую.
Дрельская Наталья Николаевна, воспитатель.
Образовательное учреждение: муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад «Колосок», Егорьевский район, Алтайский край.
Возрастная группа : старшая группа.
Цель: Создание условий для расширения и уточнения знаний о березе через игровые задания.
Задачи:
-расширять знания об окружающем мире;
Публикация «НОД „Люблю березку русскую“, Старшая группа» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
-продолжать формировать интерес детей к родной природе;
- обобщать знания о берёзе;
-закреплять знания об изменениях в жизни деревьев в разное время года;
-активизировать слова: почки, сережки, крона, чечевички;
-воспитывать любовь к природе, к русской березе, заботливое отношение к деревьям, стремление любоваться красотой русской природы.
Необходимое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, макет березы, деревянные изделия.
В ходе занятия используется наглядная презентация с фиксацией отдельных моментов занятия на слайде.
Использование презентации позволяет:
-повысить познавательную активность детей;
-повысить темп занятия.
Предварительная работа:
- Знакомство с берёзой.
- Экскурсия в парк.
- Хоровод «Берёзка».
- Заучивание пословиц, загадок, стихов о берёзе.
- Прослушивание музыкальных произведений о берёзе.
-Рассматривание репродукций с пейзажами.
Ход занятия.
Дети входят в группу и становятся в круг.
Давайте порадуемся солнцу и птицам
Давайте порадуемся улыбчивым лицам.
«Доброе утро» скажем друзьям мы.
«Доброе утро» останется с нами.
- Ребята, давайте мы друг другу улыбнёмся и поделимся друг с другом хорошим настроением. Сегодня я приглашаю вас отправится в путешествие. Согласны? Тогда надевайте волшебные очки.
Звучит музыка, дети кружатся. Слайд № 2.
-Куда же мы с вами попали? Мы с вами в лесу. Посмотрите, как красиво! Давайте пройдем на полянку.
Дети садятся на стульчики.
-Ребята, я приготовила вам загадки про деревья. Отгадайте их.
1. Что же это за девица:
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель). Слайд № 3.
2. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке, ветви только на макушке. (Сосна). Слайд № 4.
3. Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей очень много желудей. (Дуб). Слайд № 5.
4. Стоит Алена платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза). Слайд № 6.
-Какие деревья вы еще знаете? (ответы детей).
-У каждого дерева свой особый листик.
Игра «С какого дерева лист».
-Природа России славится и дубом, который подобно богатырю готов защитить слабого, и зелеными круглый год елью и сосной, и, конечно же, белой березкой.
А о каком дереве вы бы хотели сегодня поговорить, побольше узнать?
- Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка.
-Что вы знаете о березе?
-Береза – символ и гордость русского народа. Рядом с домом всегда растет береза. Можно весь свет обойти – нигде такого дерева не встретишь.
- Дети, скажите, пожалуйста, а как можно березу назвать ласково?
Дети: Березка, березонька, березушка.
- С кем на Руси сравнивали красавицу - берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.)
Поставить березку.
-А вот и она, наша березка красавица!
- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)
-Правильно! В народе ее так и называют: белоствольная.
-Кора у молодых деревьев коричневая. Чем старше дерево, тем белее кора. Если потрогать кору березы, то на пальцах останется белый порошок – бетулин. Он окрашивает кору в белый цвет. Весь ли ствол у березы белый? (нет).
-Поверх белого ствола вытянуты темные поперечные полосы. Как они называются? (Чечевички).
-Зачем они нужны березе? Эти чечевички нужны березе, т. к. через них внутрь неё поступает кислород. Благодаря чечевичкам береза дышит.
-Крона у березы ветвистая. В разное время года березка разная. Какое сейчас время года?
-Что происходит с почками на веточках весной? (Набухают)
-Почки покрыты клейкими чешуйками. Что еще появляется на веточках весной? (Сережки).
-Для чего березе сережки? Что это такое? (Это цветы березы, а в них созревают плоды – семена, похожи на сплюснутый орешек с крылышками - разносятся ветром).
-Какое время года наступает после весны. Что распускается на ветках?
-Давайте представим, что уже наступило лето, и украсим нашу березку листочками.
-Какие у березы листочки? (Зеленые, клейкие, зубчатые).
Дети вешают на березу зеленые листики (листики изготовлены из бумаги).
-Какое время года наступает после лета?
-Что происходит с листьями? (Желтеют)
-Давайте украсим желтыми листиками. И стала наша березка золотой.
Дети вешают на березу желтые листики (листики изготовлены из бумаги).
-Подует осенний ветер, что будет с листиками? (Упадут на землю).
Часть листьев дети с березы кладут на пол.
-Почему листья опадают? (не хватает тепла, света).
- Какое время года наступает после осени?
-Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
-Такое стихотворение написал русский поэт С. Есенин. Давайте накроем снегом нашу березку снегом, чтобы не замерзла она зимой.
Дети украшают березу «снегом» (можно использовать белую мишуру).
Звучит музыка.
-Ребята, вы слышите? Музыка звучит. Давайте подойдем, посмотрим, кто это сидит.
У стола сидит Мастер.
-Здравствуйте! Мы – ребята из детского сада «Колосок».
Мастер. Здравствуйте! Я – деревянных дел мастер. Называют меня так, потому что я любую вещицу из дерева смогу сделать. Посмотрите-ка на мою работу.
Показывает изделия из дерева: ложки, посуду, игрушки, сувениры.
Мастер. Больше всего я с березкой работать любою. Любят русскую березу за ее красоту и пользу, которую она людям приносит. Какую пользу?
Мастер. Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. (Показать) Соком берёзы лечили больных. Из берёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки. Нынче берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают лекарства.
А особо о берёсте поговорить хочется. Что такое берёста знаете?
Мастер. Берёста - это березовая кора, белая снаружи и золотисто-желтая изнутри. Вот посмотрите (раздает кусочки берёсты). Какая берёста? (Гладкая, гнется). На берёсте писали (показывает, из бересты делали туески (в них носили воду, квас, лукошки для ягод и грибов. Вот и сейчас я туесок делаю, он почти готов. Дно сделаю, ручку. Готово! Туесок я вам на память подарю.
-Спасибо! До свидания!
Мастер. До свидания!
-Вернемся на полянку, к нашей березке.
--Любят русские люди березку. С приходом теплых дней справляли праздник – Троицу. Березовыми ветками украшали дом. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты, кланялись ей и просили выполнить их желания. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.
-Вот и наша березка стоит, ждет нас. Давайте встанем вокруг березки, украсим ее, и хоровод водить начнем.
Дети водят хоровод вокруг березы под музыку («Во поле береза стояла»).
-Ну, а теперь можно желание загадать и березке прошептать, оно обязательно сбудется.
-Хорошо в лесу, но нам домой пора возвращаться. Надевайте волшебные очки.
Звучит музыка, дети кружатся.
-Вот мы и в детском саду. Понравилось вам наше путешествие? Где мы побывали? О чем говорили? Что нового узнали?