Наталья Ястребкова
НОД «Королевство времени» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект «Королевство времени»
непосредственно образовательной деятельности
Образовательная область «Познание. ФЭМП.»
Тема: «Королевство времени»
Цель: формирование навыков исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2022
Образовательная область «Познавательное развитие» : формировать целостность картины мира, расширять кругозор, обогащать представления детей о времени и о многообразии часов. (Игра «Часики-часы»).
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10, закрепить знание цифр. Уточнить знание известных геометрических фигур, закреплять умение анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей. Учить читать инструкцию, соединять признаки, выраженные условными обозначениями в единый образ; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам из геометрических фигур. (Игра «Найди фигуру», «Цветик-семицветик», «Назови соседей числа»).
Образовательная область «Речевое развитие» : Совершенствовать умения использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.
Развивающие задачи:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» : Развивать построение высказывания, помогать детям, более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предложения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Образовательная область «Познавательное развитие» : развивать познавательный интерес, сенсомоторику, память, мышление, воображение, зрительное внимание, координацию движений. («Пройди по лабиринту», «Подбери по контуру»).
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к математике, учебно-коллективные навыки взаимодействия со сверстниками, аккуратность, усидчивость, доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: часы с циферблатом, блоков Дьенеша, игра «Цветик - семицветик», набор карточек с цифрами, аудио запись музыкального сопровождения.
Ход НОД:
Воспитатель:
- Здравствуйте ребята! Какие вы все красивые, мне очень хочется с вами познакомиться.
- Меня зовут секундная стрелочка, а вас?
- Вы знаете, я пришла к вам из королевства времени. В нашем королевстве случилась беда, злой колдун остановил все часы в нашем королевстве и все жители заснули. Теперь наш король горюет, кто же сможет ему помочь запустить время в королевстве. Я скажу вам по секрету, что у нас в королевстве есть волшебные часы, с их помощью можно расколдовать королевство времени, но для этого нужны смелые, дружные, любознательные ребята.
- Не могли бы вы, помочь нашему королевству?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель:
- Тогда, я расскажу вам секрет этих часов. У всех часов есть секундная стрелочка- это я, минутная стрелочка-это моя сестра и часовая стрелка-это наша старшая сестра. Все мы движемся по циферблату. Вы ребята знаете, что такое циферблат? Это круг у часов, на котором есть разметка обозначенная цифрами. От слова цифра и произошло название- циферблат.
- Так вот ребята, если все стрелочки сделают полный круг по циферблату, то пройдёт определённое время - минута, час. А на наших волшебных часах циферблат не обычный, у него вместо цифр разноцветные круги с заданиями. Если выполнить эти задания, то часы откроют нам секрет заклинания, который поможет запустить время в королевстве.
- Вы согласны помочь нам? (Да). Тогда отправляемся в путь, у каждого из вас будет чудесный мешочек, он вам пригодится в пути. Необходимо только сказать волшебные слова. «Стрелка, стрелочка крути нам заданье расскажи!"
- Стрелка попала на круг, какого цвета? (ответ детей)
Воспитатель:
- Вот наше первое задание. Ребята, жизнь в королевстве идет строго по часам, а вот по каким нам и предстоит узнать через игру «Часики-часы». Я начинаю фразу, вы заканчиваете её, называя родственные слова (однокоренные).
-Если часы на руке – это наручные часы,
-Если часы носят в кармане – это карманные часы,
-Если часы будят - ….,
-Если часы на столе - ….,
-Если часы на стене - ….,
-Если часы на полу - ….,
-Если часы умеют куковать – это часы с кукушкой.
-Молодцы ребята! Вы верно ответили на вопросы и волшебные часы дают вам по геометрической фигуре. Что это за фигура?
-А это что за часы (показываются часы песочные?
-Кто и где пользуется песочными часами?
Дети: в больнице врачи при лечении больных, учителя в школе на уроке, в соревнованиях, в игре, когда за короткое время нужно выполнить задание.
Воспитатель:
-А знаете, ребята, что король тоже пользуется песочными часами, особенно во время игр. А какая его любимая игра, знаете?
Дети: нет.
Воспитатель:
- Волшебные часы смогут рассказать нам про это, давайте вместе скажем волшебные слова: «Стрелка, стрелочка крути нам заданье расскажи!"
-Ребята, король любит игру «Пройди по лабиринту». Я предлагаю вам, используя эти песочные часы, за 1 минуту найти верный путь. У каждого из вас будет свой лабиринт, будьте внимательны! (дети рассаживаются за столы, им раздаются маркеры и салфетки)
-Молодцы! И с этим заданием вы справились хорошо. Вы всё верно сделали, часы нам опять дают фигуру. Что это за фигура? Какого цвета? Мы возьмём её с собой, видимо это часть того, что сможет нам помочь. Идём дальше.
Воспитатель:
- «Стрелка, стрелочка крути нам заданье расскажи!"
Дети показывают геометрические фигуры, каждый описывает её.
- Ребята, вы знаете нам нужно спешить, ведь король так ждёт вашей помощи. Давайте повторим все вместе наши волшебные слова: «Стрелка, стрелочка крути нам заданье расскажи!"
Игра – упражнение «Найди фигуру» с использованием блоков Дьенеша.
Воспитатель оговаривает с детьми условные обозначения геометрических фигур на карточках;
Цветовые пятна – цвет блока,
Домики разной величины – размер фигуры (большая, маленькая)
Человечки – толщина фигуры (толстая, тонкая)
Затем воспитатель показывает карточки с условными обозначениями признаков фигур и с отрицанием одного из признаков.
-Красный, большой, толстый треугольник.
-Маленький, жёлтый, тонкий круг.
-Не круг, большая, толстая фигура.
Детям раздаются карточки с изображением символов. Они мысленно соединяют признаки и находят нужную фигуру, затем совместно анализируется правильность выбора фигуры.
-Ребята, какие же вы молодцы! Вы справились с таким трудным заданием и получаете сразу по две фигуры.
-А сейчас, я предлагаю вам весёлую разминку! (музыкальная видео-разминка)
- Дети, вам понравилась эта зарядка? Вы готовы идти дальше? (Да, тогда скажем волшебные слова: «Стрелка, стрелочка крути нам заданье расскажи!"
- В этом круге, следующее задание, где с нами будет играть мяч, а игра называется «Назови соседей числа». - Ой, ребята, а в этом задании нужно уметь считать и знать цифры. А вы, знаете? (Да) давайте посчитаем вместе до 10.
А теперь, пожалуйста, послушайте задание. Вы все живёте в квартирах и у вас есть соседи, так вот и у чисел тоже есть соседи, это предыдущее число и последующее. Я вам немножко подскажу. Если взять число 10, перед ним стоит какое число? Правильно, 9 – это предыдущее число. А после 10, находится число 11 – это последующее число. К кому попадёт мяч, тот и назовёт соседей названного числа.
- Молодцы! Справились на отлично, и ваш мешочек пополнился ещё одной фигурой.
-Ребята, у нас остался последний круг, постараемся справиться и с этим заданием!
«Стрелка, стрелочка крути нам заданье расскажи!"
Это игра «Цветик - семицветик». На каждом лепестке есть цифра, лепестки будут разложены по кругу не по порядку. Под музыку вы будете ходить вокруг лепестков, как только музыка затихнет, вы быстренько берёте лепесток, смотрите какая цифра и стараетесь построиться по порядку. Если у нас получится правильный числовой ряд, то вы справились с заданием, и получаете следующую фигуру.
- Молодцы! Отлично справились! Часы отдают вам ещё по фигуре.
- Ребята, вы видите, что кругов больше нет. А волшебные часы говорят мне, что те фигуры, что у вас в мешочках и смогут запустить время в королевстве, только нужно их выложить в единый предмет. Посмотрите, часы отдают нам то, что может расколдовать королевство. Что это? (ключи)
- Вам осталось только собрать их и отнести королю.
Дети заполняют контур ключа из объёмных наклеек в виде геометрических форм.
Воспитатель:
-Ребята, какие же вы молодцы, теперь наше королевство снова оживёт.
Звучит музыка, входит король.
Король :
-Здравствуйте ребята! Давно в моём королевстве я не слышал весёлых, детских голосов, как будто я не король времени, а король сонного царства. А ты стрелочка, почему не спишь? Как здесь оказались эти дети?
-Ваше величество, мы с ребятами прошли долгий путь испытаний, чтобы снять заклятье злого колдуна с нашего королевства. Благодаря этим дружным, умным и весёлым детям, мы нашли то, что сможет Вам помочь.
-Ребята, покажите его Величеству, что вы ему принесли.
Дети подходят и отдают ключи.
Король :
-Дорогие мои спасители, я вам очень благодарен и хочу с вами познакомиться лично, чтобы отблагодарить вас.
Король пожимает руки детям, и спрашивает, как их зовут. (Дима – очень приятно, Король; Маша – очень приятно, Король)
-Вы ребята, извините, но мне нужно идти, ведь чтобы завести все часы в королевстве уйдёт немало времени, а медлить нельзя. До свидания дети, я всем жителям королевства расскажу о вас и вашем детском саде. Растите любознательными, внимательными и счастливыми! А в знак благодарности, я хочу подарить вам часы на память о нашем королевстве.
Воспитатель:
Путешествие наше завершилось и нам тоже пора возвращаться в детский сад. Ребята вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось вам больше всего? Какие задания были наиболее интересны?
Мне очень приятно было с вами общаться, и я желаю вам всего самого хорошего!
Самоанализ НОД по ФЭМП на тему «Королевство времени»
НОД по формированию элементарных математических представлений на тему «Королевство времени», проведена в подготовительной группе. Основная цель: формирование навыков исследовательской деятельности дошкольников в процессе НОД.
Область «Позновательное развитие» раскрывалась в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное», «Физ. развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
При планировании НОД учитывались у воспитанников уже сформированные необходимые знания и умения в порядковом и количественном счёте, в различении геометрических фигур, элементарные понятия времени, в подборе однокоренных слов, умение высказывать предложение и делать простейшие выводы.
Планируя НОД, ставились следующие цель и задачи:
Цель: формирование навыков исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие» : формировать целостность картины мира, расширять кругозор, обогащать представления детей о времени и о многообразии часов. (Игра «Часики-часы»).
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10, закрепить знание цифр. Уточнить знание известных геометрических фигур, закреплять умение анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей. Учить читать инструкцию, соединять признаки, выраженные условными обозначениями в единый образ; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам из геометрических фигур. (Игра «Найди фигуру», «Цветик-семицветик», «Назови соседей числа»).
Образовательная область «Речевое развитие» : Совершенствовать умения использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.
Развивающие задачи:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» : Развивать построение высказывания, помогать детям, более точно характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предложения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.
Образовательная область «Познавательное развитие» : развивать познавательный интерес, сенсомоторику, память, мышление, воображение, зрительное внимание, координацию движений. («Пройди по лабиринту», «Подбери по контуру»).
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к математике, учебно-коллективные навыки взаимодействия со сверстниками, аккуратность, усидчивость, доброжелательное отношение к окружающим.
При выборе заданий учитывала интересы, темперамент, уровень учебных навыков и развития всех детей. К каждому подходила как к субъекту, уважая его личность. Особое внимание на НОД было направлено на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, слухового и тактильного восприятия. Этому способствовали все задания НОД.
На НОД была выбрана следующая структура:
-Организационный момент.
-Целепологание и мотивация.
-Применение знаний, умений, навыков детей.
-Рефликсия (итог)
Для реализации цели использовались следующие методы и приё мы: создание игровой ситуации, беседа, дидактические игры, самостоятельная работа, словесно-ответное общение, схематические карточки, технические средства обучения. Мотивацией на непосредственно образовательную деятельность послужило – введение детей в проблемную ситуацию (помочь королевству времени, что позволило заинтересовать и сконцентрировать внимание детей на постановке этой проблемы и совместном её решении. Дидактические игры «Часики-часы», «Найди фигуру», «Цветик-семицветик», «Назови соседей числа», были направлены на закрепление счёта до 10, на расширение и активизацию словарного запаса, на развитие логического мышления, формирование сенсорных эталонов и самостоятельной деятельности. Использование перечисленных приёмов создало условие, позволяющее каждому ребёнку быть активным, самостоятельным. В процессе НОД поддерживалась двигательная активность детей, смена динамических поз (стоя, сидя за столами, передвижение по группе, включая физ. минутку. Введение сказочного персонажа позволило вызывать у детей положительные эмоции, удивление, радость.
Считаем, что поставленные задачи были реализованы в полном объёме, дети справились т. к. дети принимали активное, заинтересованное участие в образовательном процессе, планировали свои действия, направленные на достижение конкретной цели, работали по правилу и по образцу, слушали взрослого и выполняли его инструкции.