Иванова Светлана
Конспект НОД «Путешествие с домовенком Кузей»
Конспект НОД в подготовительной группе
«Путешествия по русским народным сказкам
с домовенком Кузей»
Составила Иванова С. М. - воспитатель 1 кв категории
Цель:
Закрепление знаний детей о русских народных сказках
Образовательные задачи:
Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей пересказа сказок.
Развивающие задачи:
Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность
Публикация «Конспект НОД „Путешествие с домовенком Кузей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к русским народным сказкам, приобщать к русской народной культуре.
Предварительная работа: Экскурсия в краеведческий музей Колчаново, русскую избу,просмотр мультфильма «Домовенок Кузя», чтение русских народных сказок («Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Лиса и заяц», «Репка», «Теремок», рассматривание иллюстраций к ним; пересказывание сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».
Ход занятия:
1 Организационный момент: Дети заходят, становятся в круг. Игра психологического здоровья.
Воспитатель: Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться, мы знаем
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло.
2 Основная часть:
Воспитатель: - Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей) - Почему вы их любите? (Ответы детей)
- Ребята, как вы думаете, почему некоторые сказки называют народными (ответы детей) (потому что, их сочинил народ).
Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Воспитатель: - Ребята, я принесла вам сегодня новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая, волшебная,большая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли). - Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения). Вдруг замечают на полу лапти
Воспитатель: Ребята, вы не знаете что это такое. Как вы думаете. Кому они могут принадлежать. Кто носит такие лапти. Кто же оставил в нашей группе (ответы детей и подвести к ответу домовенок) Чьи они могут быть,кто потерял
Давайте, прочитаем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, домовенок Кузя разбросал их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»
Воспитатель: Давайте возьмем лапти с собой, а вдруг нам пригодятся. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее читать. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)
(Воспитатель и дети замечают следы лаптей на полу и рядом клубочек)
Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Это – волшебный клубок,он у нас и нам поможет. Ой, ребята, Кузя и здесь успел навредить нам, размотал весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка?
Я знаю один способ – делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.
Игра «Назови сказки» : дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя русскую народную сказку).
Воспитатель: - Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей). - Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок.
Только надо хорошо и вежливо попросить. Назовите какие волшебные слова вы знаете (пожалуйста, будьте добры, спасибо и т д)
( Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова:
«Нам клубочек, помоги, в страну сказок приведи!», клубочек покатился к сундучку, в русскую избу). Дети входят в русскую избу и видят на сундуке записку.
Воспитатель: - Здесь для нас задание. Сейчас я прочитаю вам необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.
Сказка «Саша и три зайца» Жила-была семья: мама, папа и сын Сашенька. Пошел Саша один в лес и заблудился. Плутал он по лесу и набрел на избушку. А в избушке жила семья зайцев, которые ушли искать себе еду. Зашел Саша в избу и начал там хозяйничать. Поел каши из тарелок, посидел на стульях, а потом лег спать на самую маленькую лавочку. Вернулись зайцы и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Саша услышал шум, выпрыгнул в окно и убежал. Так зайки и не узнали, кто в их избушке побывал. (Сказка «Три медведя».)
В сказке девочку зовут Маша. Герои не зайцы, а медведи. Маша легла не на лавочку, а на кровать.)
Воспитатель: Вот и нашлась одна страница!
Воспитатель: Клубочек, ,помоги нам найти оставшиеся страницы книги! (Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от домовенка Кузи :«Ну, молодцы, детишки! Дорогу все-таки нашли, и страничку одну. Только не радуйтесь очень, а загляните лучше в конверт. Видите, во что я превратил ваших любимых героев? Воспитатель:
- И вот еще одна страница нашлась! Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы?
Гимнастика для глаз:
«Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок». Воспитатель:
Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше, укажи нам путь! (Идут, подходят к стульчикам, садятся).
Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!». Только не могу понять, кому нужна наша помощь? (Открываю конверт, достаю карточки). Игра «Помогите!». Предлагается не только назвать тех, кому нужна помощь, но и попытаться помочь им).
«Помогите, за мной гонятся три медведя!» («Три медведя») «Помогите! Я сломал домик зверей!» («Теремок») «Помогите! Я превратился в козленочка!» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка») «Помогите, у меня оторвался хвост!» («Лисичка сестричка и серый волк») «Помогите! Я превратилась в облачко!» (Снегурочка»)
Воспитатель: - Какие вы молодцы! А вот еще одна страница нашлась. Знаете, что там написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят! - Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш пусть отдохнет! Физкультурная минутка.
Вот ее мы посадили (наклониться) И водой ее полили (имитация движения) Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны) А теперь ее потянем (имитация движения) И из репы кашу сварим (имитация еды) И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
Воспитатель: - Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! Давайте посмотрим, куда он покатится. (Подходим к столу, где находится иллюстрации к сказкам). – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят" - Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.) - Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди». Как называется эта сказка? Почему гуси-лебеди унесли братца? Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка? Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации? - Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба».) - А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.) - Вот мы и еще две страницы книги нашли. Какого они цвета? (Зеленого и голубого). - А клубок ведет нас дальше.
(Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками) - Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Кузя вернет нам еще одну страницу!
1. Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожей. Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна – лягушка)
2. В небесах и на земле скачет баба на метле, Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга)
3. Какое животное пришло жить вторым в сказочный Теремок?
4. Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило Колобка за хвастовство? (Лиса)
5. В какой сказке есть слова: "Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красавица? (Морозко)
6. Кто исполнял все желания Емели? (Щука) Воспитатель: - Молодцы, дети, все загадки отгадали! Вот нашлась еще одна страница. Какого она цвета? (синего) - Клубок зовет нас вперед! Осталось еще одна страница, и мы сможем собрать нашу книгу. Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть.
Игра: «Ты мне – я тебе»
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка». Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…; Лошадь… - ; Молодцы!-
Воспитатель: - Вот и последняя страница нашлась! Какого цвета? (фиолетового) - У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, …., фиолетовый. - Что вам напоминают эти цвета? (Ответы детей). - Цвета радуги. Молодцы, теперь превратим нашу книгу в настоящую книгу сказок. Нам поможет наш волшебный сундучок. Давайте положим книгу в сундучок и скажем волшебные слова «Крибле-крабле-бумс»
Чтобы чудо произошло, нам необходимо волшебные слова произнести 3 раза разными способами: • удивиться, широко раскрыв глаза, руки развести в стороны; • лицо выражает недовольство, произнося волшебные слова, топаем ногами; • весело, улыбаясь, хлопая в ладоши. (Дети выполняют вместе с воспитателем)
Рефлексия: 3. Воспитатель: Давайте заглянем в наш сундучок! Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый вечер будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители русских народных сказок, самые лучшие ценители! Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери. И что-то интересное подарит.
(под музыку «Человечки сундучные»)
(Дети получают в подарок из сундука раскраски). Это вам Кузя прислал подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу. Воспитатель: - Чему нас учат сказки? - Какие бывают сказки? - Что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? (ответы детей)
- Молодцы ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы очень хорошо знаете русские народные сказки и еще вы очень добрые и предлагаю оставить лапоточки в избе.
Кузя придет ночью сторожить в наш садик и обязательно их найдет и скажет вам спасибо.