Валентина Бычкова
НОД «Как ручеек счастья искал»
▼ Скачать + Заказать документы
Как ручеек счастья искал
Цели занятия:
Образовательные: Учить понимать идею сказки, давать полный ответ на поставленный вопрос; формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героям сказки; эмоционально окрашивать речь; научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки; предлагать сказочные ситуации, обращаясь к положительному опыту персонажей, который дети могут использовать в жизни (социализация); познакомить с новым словом «хлорофилл», «оазис».
Публикация «НОД „Как ручеек счастья искал“» размещена в разделах
Развивающие: развивать произвольное внимание, образное творческое мышление, слуховую память, связную речь, формировать неречевые способы общения; развивать умение входить в определенный образ, используя мимику, жесты; выполняя имитационные движения; представлять образ; способствовать улучшению социально-эмоционального состояния детей, развивать творческий потенциал, коммуникативные навыки.
Воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга; воспитывать нравственные качества (желание помочь, умение порадоваться, сострадание, сопереживание). навыки взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности.
Материалы и оборудование: магнитофон, диски “Звуки природы», «Приходи сказка», сенсорные полотна: голубое, зелёное, белое; куклы би-ба-бо: воробей, медведь; ростовая кукла «Месяц Январь», кораблики, картинки «Оазис в пустыни», «Круговорот воды в природе»; светящийся хрустальные шар, цветок на подставке.
Игровая мотивация: ритуал входа в сказку с волшебным шаром.
(Дети заходят в группу и находят на ковре мешочек)
Восп-ль: давайте на ощупь попробуем определить, что в нём находится?
Дети: Шарик.
Вос-ль: он наверно волшебный, может он что скажет. (подносит к уху слушает).
-Шарик хочет нас отправить в путешествие. А где бы вы хотели побывать? (ответы детей). Да, во многих местах хочется побывать. А шарик предлагает нам побывать в сказке у его друга Родничка и узнать, как он счастье искал? Шарик нам поможет в этом. Но мы должны дать шарику волшебную силу, согревая его в ладошках и передавая друг другу.
Волшебный шарик, в сказку веди
Не дай нам шарик ослабнуть в пути
Ты смелость и свет нам скорей подари
И сказку новую оживи!
(дети под музыку передают шарик друг другу).
Восп-ль: Шарик получил волшебную силу и мы осторожно отнесём его в домик. Что же с ним произошло?
(Он засветился)
И свет этого волшебного шара будет согревать нас всё путешествие.
Сочинение сказки «Про то, как Родничок счастье искал».
Вос-ль:А как вы думаете, что такое родничок, родник?
Дети: (вода)
Вос-ль: У меня есть карта водоёма, которая поможет нам отыскать Родничок.
(открыть карту водоёмов)
-Как вы думаете, что на ней изображено?
Дети: (река, пруд, море)
Вос-ль:
А вот здесь флажком отмечен наш Родничок. Он пробился из под земли на нашей Павловскоё земле Вот мы его и найдём в сказке.
А сказку мы будем сочинять вместе с вами и каждый из вас будет героем сказки.
А кто желает быть родничком? (выбирается мальчик «Родничок»). Жил-был под землёй родничок. Он слышал, что земля прекрасна и удивительна, что на ней цветут сады, благоухают цветы, порхают бабочки, поют птицы, а на голубом небосводе светит солнышко, обогревая всех на земле. Ему очень хотелось посмотреть на земную красоту и тогда он собрал все свои силы, поднатужился и радостно вырвался фонтанчиком на свободу. Какой маски эмоций соответствует настроение родничка? (маска эмоции «Радостный»)
Из недр земли забил родник,
Ручьём хрустальным ставший вмиг.
Этюд «Ручеёк» на выразительность движения (с использованием голубого сенсорного полотна)
Огляделся, успокоился и маленьким ручейком побежал и зажурчал ( все дети: жур-жур-жур). (поставить несколько детей) Побежал среди высоких цветов, травы, по лесной полянке.
Диалогическая речь персонажей сказки
Увидел воробей ручеек и удивился Какая маска соответствует удивлению (Маска эмоции «Удивленный»). А что мог сказать воробей ручейку? (ребё нок с игрушкой воробья: чик-чирик! Здравствуй, ручеек! Можно я искупаюсь в твоей чистой и прохладной воде). А ручеек ответил : (конечно, воробьишка, искупайся). Когда будет звенеть колокольчик, значит ручеёк сделал доброе дело. Какое доброе дело сделал ручеёк?
Этюды:«Почистим пёрышки», «Березка» на выразительность жеста (С использованием зеленого сенсорного полотна)
Почистил воробей перышки, промыл их в чистой прохладной воде, сказал (спасибо, ручеек) и полетел петь свою весёлую песенку.
А ручеек побежал дальше и попал в прохладную тень берёзок. Берёзки еле-еле шелестели листвой, плакали и жаловались.
- Что прошептали ручейку берёзки? (Не спеши, не торопись ручеёк, напои, пожалуйста, наши корни водой).
Упражнение на активизацию словаря
Напоил ручеек корни берёзок и вода от корней, по стволу поднялась к веточкам, от веточек к листикам. А в листиках на солнышке «варится» особая пища при помощи зелёных зёрнышек-поварят – хлорофилл. Благодаря хлорофиллу все листья зелёные.
-Давайте повторим это трудное слово.
- А кто сам сможет повторить это слово?
-Так что же такое хлорофилл?
А ручеек бежит дальше.
(звенит колокольчик) – Восп-ль: какое доброе дело сделал ручеёк?
Этюд «Отражение» на выразительность мимики.
И вдруг откуда ни возьмись выпрыгнули лягушки и ну хвалить ручеёк. (Ой, какой чистый, прохладный, спокойный –ква-. И в него можно смотреться как в зеркало). Полюбовались лягушки на своё отражение.
(звенит колокольчик, дети называют доброе дело)
Ручеёк побежал дальше по камешкам. Эти камешки мечтали быть морскими звёздами. И сейчас мы поиграем в игру «Камень-звезда»
Упражнение:«Камень – звезда». для профилактики нарушения осанки
И. п. : лежа на спине
.По сигналу «Камень» - руками обхватить ноги, согнутые в коленях, голову опустить к коленям.
По сигналу «Звезда» - свободно раскинуть руки и ноги.
Наступила осень, с каждым днём становилось всё холоднее и холоднее, пошёл снег, пришла зима, а ручеёк всё журчал и журчал по лесу и разбудил медведя. Рассердился медведь, разгневался (маска эмоции «Сердитый»)
Проблемно-поисковая ситуация «Вода-лёд».
Что сказал медведь ручейку? (ры-ры-ры, ра-ра-ра кто мне не даёт спать в берлоге). Прослышал про это Месяц Январь, рассердился, Какая маска соответствует сердитому Месяцу Январю?и сказал…
-что мог сказать месяц январь ручейку
Дети:(Не порядок в моем царстве государстве 1,2,3 – ручеек замри).
-И замерз ручеек. (сенсорное голубое полотно накрыть белым).
-Чем он стал отличаться?
Дети: (стал твердым холодным, скользким, превратился в лёд).
Творческая имитационная игра «Конькобежцы и фигуристы» (с учётом гендорного подхода)
-А на лёд вышли ребята и что они стали делать? (стали кататься на катке). Может и мы с вами попробуем прокатиться по льду как настоящие конькобежцы или фигуристы? Пусть девочки будут фигуристками, а мальчики конькобежцами (дети изображают конькобежцев и фигуристов).
Релаксационная пауза «Что снится Ручейку?»,
Восп-ль:А сейчас положим на ручеёк ладошки. Немного согреем его и узнаем, что ему снится?
А снится уму что он попал куда? (выставляется картинка «Оазис в пустыне»)
Дети: В пустыню.
Коммуникативная игра: «Отвечайте, правда ли?»
Слушайте, сейчас я вам о пустыне вопросы задам.
Если ответить мне хотите да! В ладоши хлопайте тогда.
Если сказать хотите нет! Ногами топайте в ответ.
Отвечай-ка, добрый люд, в пустыне водится верблюд?
Бродит мишка по пустыне, ищет мишка куст малины.
Поглядите, средь барханов, путь находят караваны.
Зря вы шубы позабыли, летом холодно в пустыне.
Целый день с утра до ночи, теплый дождь пустыню мочит.
Солнце светит ярко-ярко, очень вам в пустыне жарко?
Вот стихам пришел конец.
Кто ответил - молодец!
Рассказывание с элементами моделирования, ТРИЗа (РТВ)
(картинка “Оазис в пустыне») Бежал наш ручеёк по пустыне, и там где пробегал, там появлялся оазис. Это островок зелени –, здесь есть вода, пальмы, травы и цветы.
.Дети по картинке рассказывают, что приснилось ручейку, когда он бежал в пустыне) схема- модель «Круговорот воды в природе».
Восп-ль: Наш ручеёк состоит из капелек. Жаркие солнечные лучи согрели капельки и они превратились в пар. Стали лёгкими и вместе с ветром умчались в небо – получилось облако. Ветер погнал его по небу, пока оно не слилось с другими облаками. Так появилась туча. Чем больше воды, тем она тяжелее, тем ниже. Туча стала тяжёлой, не выдержала и рассыпалась на капельки, и они понеслись на землю, и снова появился ручеёк. (дети рассказывают, как ручеёк испарился в пустыне, а потом снова возвратился на землю в виде дождя).
Макетирование бассейна Азовского моря, реки Дон и Ручейка.
И капли снова превратились в ручеёк и понесли свои воды в реку Дон, по которой плавают катера и баржи. А река Дон, в который впадает множество таких ручейков понесла свои воды в Азовское море, где плавают теплоходы и большие корабли. Так маленький Ручеёк нашел своё большое счастье.
Ритуал выхода из сказки: превращение волшебного шара в красивый цветок счастья.
Вос-ль: А что же произошло с нашим шариком?
Дети: Он превратился в цветок.
Вос-ль: Значит понравилась ему наша сказка.
А сейчас нам нужно возвращаться.
Волшебный шарик, сказка прошла
Много чудес она принесла
Скорее домой нас шарик неси
И всё что узнали, в нас сохрани.