Приложение МААМ

Конспект НОД к Международному Дню языка

Евгения Тырлина
Конспект НОД к Международному Дню языка
▼ Скачать + Заказать документы

НОД к Международному дню языка

Ход ЗАНЯТИЯ:

(1 слайд ханты и их жильё)

В: Ребята, сегодня, мы с вами отправимся в гости к Хантам! Кто, такие Ханты? Где они живут, вы знаете?

Д: Ханты – это малочисленные коренные народы Севера и живут они в Ханты - Мансийском автономном округе – Югре.

В: Ребята, для тех, кто забыл, я напомню слово «Ханты» означает «народ», «человек».

(2 слайд карта ХМАО)

В: Перед вами карта Ханты – Мансийского автономный округа. Какие города нашего округа вы знаете?

Публикация «Конспект НОД к Международному Дню языка» размещена в разделах

(Когалым, Сургут, Нижневартовск, Покачи, Мегион, Лангепас, Нефтеюганск, Пыть-Ях, Берёзово, Белоярский, Урай)

В: Вот это наш Ханты- Мансийский округ. Большой? или маленький?

На Севере нашего округа, в тайге, в тундре, по берегам реки Оби, вдали от городов расселились ханты. Живут они с давних пор. Это очень смелые и сильные люди.

(3 слайд чум, олени, оленеводы)

В: Давайте отправимся в гости к Хантам – оленеводам. А вот и первый чум. Тут же рядом пасутся олени. А кто помнит, как на х. я будет Олень и Чум? Олень-ВЕЛИ., Чум-НЮКИ КОТ)

В: Ребята, расскажите, что вы знаете о Северном олене? Какой олень? Чем питается?

Дети: (Олень бежит легко, красиво, гордо подняв голову. Ноги тонкие, но сильные, рога ветвистые, словно настоящий лес. Раздвоенные копыта не позволяют проваливаться в снег и в болотистую тундру, кормятся они мхом- ягелем, разрывая копытами снег).

В: Ребята, а вы знаете, что Ханты очень ценят северного оленя. Расскажите, для чего разводят Ханты оленей?

Дети: Олень - для Хантов это транспортное средство, так же он является источником пищи: Ханты используют оленье мясо для приготовления своих блюд, олень не только кормит людей, но и одевает их.

В: Какие предметы одежды Хантов изготовленные из оленьей шкуры вы знаете? Назовите.

(4 слайд национальная одежда)

Д: Малица, сах, кисы

В: Олень ловкий, сильный, а оленеводу ещё нужно быть ловчее, сильнее. Чтобы получились из нас умелые оленеводы, Давайте поиграем в хантыйскую игру.

«Важенка и оленята»

Описание игры. На площадке нарисовано несколько кругов (можно обручи, в каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею оленята.

Топают по лужам

Оленята малые

Терпеливо слушая

Наставленья мамины

Играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманных оленей волк уводит к себе.

Цель: развитие ловкости, координацию движений, внимания, смелости, сообразительности.

(5 слайд ханты охотники)

В: дальше нас ждут Ханты-охотники.

В: Охотничий промысел на Югре разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной.

В: Ребята, а вы знаете на кого охотятся Ханты? Назовите.

(6 слайд животные на х. яз.)

Д: Белка, заяц, лиса, лось, медведь

Давайте вспомним, как на хант. Языке будут звучать эти животные.

(Белка-Ланги, заяц-чевыр, лиса-вуки, лось-курын воях, медведь-пупи.)

В: Охотятся в основном ханты на пушного зверя, чтобы их ценные шкурки обменять на продукты, и приготовить еду для семьи. Охотятся на белку - ценят ханты её мех, Охотятся на лису- её мех используют для изготовления одежды, Так же охотились и на зайца, на лося Осенние лосиные шкуры служат постелями в лесных избушках. На медведя – Ханты очень редко охотятся, потому что медведя они считают священным животным.

В: Как вы думаете, а на кого еще могут охотиться Ханты? Кто еще обитает в нашем Северном крае?

( Д: Утки, гуси, глухари, куропатки, рябчики, тетерев)

В: Ребята, Ханты охотятся и на птиц, которыми богат Северный край: глухарь - каждый Хант- охотник знал, сколько у него на угодьях глухариных гнезд. Порой для еды собирали глухариные яйца. Яйца отваривали или пекли в горячей золе. Весной с нетерпением ждали Ханты прилета гусей, уток. Любят охотиться и на рябчиков, тетерева, Белую куропатку и других птиц.

(7 слайд-рыболовство Хантов)

В: Дальше мы с вами познакомимся с рыболовством Хантов :

Вся жизнь Хантов протекает около рек и озер. От порога хантыйского дома главная тропа всегда ведет к реке, где причалены лодки, к месту ловли. Представить себе стол Хантов без рыбы также невозможно.

В: А знаете, как ханты ловят рыбу?

Д: Сетью, неводом, удочкой.

В: Какую рыбу ловят Ханты? Назовите.

Д: Муксун, нельма, сырок, язь, щука, язь, карась, окунь.

В: Ханты очень любят рыбу, поэтому очень много сочиняют про неё пословиц, загадок и сказок. Вот одну Хантыйскую сказку я вам сейчас расскажу.

Запрет

(Хантыйская сказка)

Были у отца с матерью сынок и дочка. Однажды мать уплыла в русскую деревню за покупками. А отец поехал на покос. Велели они детям в доме хозяйничать.

А брат с сестрой целый день в реке купались. Посинели от холода.

Прибежали к дому. Затопил мальчик печку во дворе. Сидят, греются.

- Давай свежей рыбы на ужин наловим. А то, чем родителей встретим? Далеко не пойдём, напротив избы невод протащим, - зовёт брат.

А девочке не хочется от тёплой печки уходить, снова в холодную воду лезть. Вспомнила она, что в старину у ханты существовали различные запреты, и говорит:

- В нашем роду женщинам не разрешается рыбачить около дома.

Позвал мальчик соседских детей. Протащили они невод и наловили щук. Мальчик разделил улов поровну, свою долю домой принёс.

- Сестра, выпотроши рыбу. А я за водой сбегаю.

Ленивая девочка отвечает:

- В нашем роду женщинам нельзя щук чистить. Большой грех!

Поставил мальчик на печурку котёл с водой. Сам принялся рыбу чистить и на куски резать. Мелких щучек, потроха да хвосты в другом котле над костром варить подвесил. Чтобы собакам еда не позже, чем людям, готова была.

Наварил мальчик ухи. Тут и отец вернулся. Увидел он – еда готова, собаки сыты, похвалил детей:

- Хорошие хозяева мои сын и дочь!

Мальчик помалкивает. Подал ужин на летнем столике возле дома. Рыбу в берестяную миску выложил, а уху в две кружки налил.

Поглядел отец- дочка губы надула, ворошит прутом дымокур, к столу не идёт. Спрашивает сына:

- Что же ты про сестру забыл?

Засмеялся мальчик:

- В нашем роду женщинам щуку есть запрещено.

В:Ребята, а вам понравилась девочка? Почему?

-А что можно сказать про мальчика?

В: А чтобы будущие рыбаки Ханты были ловкими да сильными, детей с детства приучали к труду, к играм, развивающим сноровку.

В: Ребята, давайте, с вами поиграем в Хантыйскую игру : «Борьба на палке»

(Чертится линия. Играющие по двое садятся лицом друг к другу, упираясь ступнями ног. Держась за палку двумя руками, начинают перетягивать друг друга. Кто перетянет победитель. Такие игры тренировали руки, можно была управляться с вёслами, сетями.

Д: Дети с педагогом играют в игру.

В: Ребята, вам понравилось наше путешествие к Хантам?

Д: Да

В: Чему бы вы хотели научиться у народа ханты? Что особенно в их жизни вызывает у вас интерес?

Публикации по теме:

Консультация для учителей английского языка «Изучение иностранного языка интереснее, когда легко запоминается новая лексика» Введение Не секрет, что изучение иностранного языка – это трудоемкий процесс и для качественного осуществления коммуникативной деятельности.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Личные местоимения» Тема: Личные местоимения 1. 2 и 3-го лица. Цели: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание приставок и предлогов» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Правописание.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.

Конспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группаКонспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группа Сегодня я предлагаю вам посмотреть конспект занятия «Тайны русского языка». Это занятие мы провели с детьми подготовительной к школе группы.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД к Международному Дню языка
Опубликовано: 25 февраля 2022 в 15:07
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД к Международному Дню языка» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Тырлина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД