Любовь Медведева
НОД «Храмы Белгорода» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Обучающие задачи: расширять представления детей о храмах нашего города (Николо-Иоасафовский собор, Преображенский кафедральный собор и его святыни - мощи святителя Иоасафа, о святителе Иоасафе Белгородском Чудотворце, Свято-Троицком соборе, в котором служил святитель Иоасаф; закреплять умение конструировать по схеме.
Воспитательные задачи: воспитывать благоговейное отношение к храмам и его святыням, любовь к Богу, желание выразить свою радость через строительство храма.
Публикация «НОД „Храмы Белгорода“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Развивающие задачи: способствовать развитию чувства прекрасного и святого; развивать творческие способности детей.
Предварительная работа: экскурсия с возложением цветов к памятнику святителя Иоасафа; беседа и рассматривание иллюстраций разного вида храмов, заучивание стихов.
Материал: мультимедийное оборудование, презентация, запись колокольного звона, музыкальное сопровождение во время творческой деятельности детей, конструкторы, схемы.
Ход НОД. 1. Организационный момент.
- В этом году белгородцы и все православные христиане празднуют столетие со дня канонизации святителя Иоасафа Белгородского Чудотворца. Как вы понимаете слово «канонизация»? (Причислен к лику святых.) – слайд.
Чтение стихотворения.
По дороге к храму я иду тихонько.
Там я вспоминаю, что есть вечный мир,
Где ни зла, ни горя – никогда не будет,
Если только на земле мы сердце сохраним.
- Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа тянется к Богу, в храм. Мы с вами знаем, храм – это дом Божий, источник живительной благодати, где люди обращаются к Богу.
2. Беседа о храмах Белгорода (с показом слайдов).
- В нашем городе много храмов : 27 храмов, часовен, монастырей. Все они разные и красивые. Давайте с вами совершим экскурсию по храмам нашего города. Но сегодня мы посетим только те, которые связаны с именем святителя Иоасафа.
Звучит в записи звон колоколов.
- Дети, что вы сейчас слышали? (Колокольный звон.)
- Какие чувства вызывает у вас звон колоколов? (Радость, и т. д.)
- О чем вы думаете в этот момент? (О храме, Боге, святых и т. д.)
Слайд.
- Как называется этот собор? (Преображенский)
Посмотрите, какой он большой и красивый. Давайте полюбуемся его красотой изнутри.
Слайд.
- Что вы видите здесь? (Иконы, свечи и т. д.)
- А что ты видишь, Максим?
Максим: Свечи здесь пылают и лампады
Блики их на образах горят,
Девы Пресвятой святые взгляды
Прямо в душу ласково глядят.
- А ты что видишь, Таня?
Таня: И в светлый храм Преображения
Стремится весь народ попасть,
На праздничном Богослужении
К мощам Святителя припасть.
(Протоиерей Л. Гончаров)
- Мощи, какого святого находятся в Преображенском соборе? (Святителя Иоасафа.)
- Да, правильно. Все желающие могут прийти приложиться к его мощам и попросить о чем, как вы думаете? (О помощи, попросить прощения, здоровья, исцеления и т. д.)
Слайд.
- Вам знаком этот храм? (Николо-Иоасафовский.)
- Он назван в честь Николая Чудотворца и святителя Иоасафа. Святитель Иоасаф Белгородский является небесным покровителем нашего города.
О святителе Иоасафе расскажет Катюша.
Катя: Мой дедушка – священник. Он мне много рассказывал о святителе Иоасафе. Святитель Иоасаф служил в Свято-Троицком соборе.
Он был добрым, справедливым, восстанавливал разрушенные храмы и очень любил простых людей. Старался каждому помочь, сам покупал дрова для бедных людей с маленькими детьми и сам колол их, чтобы в доме было тепло. Тайно посылал денежную милостыню. Часто посещал больных и приносил им исцеления через молитву к богу.
Святитель Иоасаф много трудился, поэтому часто болел. А силы он находил в молитвах и помощи святых.
- Молодец, Катюша! Маша, а ты что хочешь сказать?
Маша: Сегодня – яркий день, красивый, славный!
Как солнышко встречая, удивлюсь,
К тебе, Святой Владыко православный,
От всей души я тихо помолюсь.
(Протоиерей И. Кобелев)
Слайд с изображением Свято-Троицкого собора.
- Это Свято-Троицкий собор, в котором служил святитель Иоасаф Белгородский Чудотворец.
3. Инструкция к продуктивной деятельности.
- Дети, скажите, чем отличается здание храма от других зданий? (У храма есть купол, на котором находится крест.)
- Мы с вами уже строили храмы из конструктора. Кто вспомнит, из каких частей состоит храм? (притвор, храм, алтарь)
- Да, а давайте с вами попробуем построить храм, похожий на тот, в котором служил святитель Иоасаф. Помогут вам в этом схемы.
- Как ты, Максим, будешь строить по схеме? ( Последовательность указана слева направо: сначала строим фундамент, затем стены, не забываем об окнах и дверях. Затем крыша и купола.)
4. Физминутка «Строители».
- Давайте подготовимся к строительству.
Целый день – тук да тук,
Раздается звонкий стук.
Молоточки стучат,
Будем строить мы сейчас
Светлый храм для всех для нас.
Прочь прогоним лень и скуку,
Разомнем сначала руки,
Покрути головой,
И усталость вся долой.
5. Продуктивная деятельность детей (10-12 минут).
Звучит музыка, дети строят храм, состоящий из нескольких частей. Затем соединяют части вместе на специально отведенном постаменте, строят забор храма.
6. Рефлексия.
- Молодцы! Вы все старались, и получился красивый большой храм. Так и хочется прочитать стихотворение о святителе Иоасафе.
Дети: Святитель, светлый ангел Белогорья!
Защита наша в каждый день и час!
Когда мы рады и когда нам – горе,
Мы верим: просишь Господа за нас.
Проси за нас, чтоб солнышко светило,
А темной ночью – звездочки с луной.
Прости, чтобы добра на всех хватило
И не было печали ни одной.
(Протоиерей И. Кобелев)
Слайд с изображением строящейся часовни святителя Иоасафа.
- Дети, посмотрите, в том месте, где раньше находился Свято-Троицкий собор, сейчас строится часовня святителя Иоасафа. Закончить строительство планируется в сентябре, ко дню рождения святителя Иоасафа.