Марина Чепурина
НОД «Хлеб всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №40
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического
развития воспитанников Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Конспект образовательной деятельности по окружающему миру
на тему
для детей подготовительной группы
Чепурина М. В.
Воспитатель
Старшая группа №2
«РОСИНКА»
Публикация «НОД „Хлеб всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
г. Санкт - Петербург
2020г.
Цель:
Дать детям представление об экологии как о науке.
Задачи:
-Образовательные:
1. обобщить и уточнить знания детей о хлебе;
2. формировать представления о выращивании хлеба от зерна до колоска;
3. обобщить знания о профессиях людей;
4. донести до сознания детей, что хлеб - это итог работы многих людей.
5. обогащать словарь детей: хлебороб жатва элеватор
-Развивающие:
1. Развивать речь, мыслительную деятельность, мелкую моторику, навык самостоятельной работы;
1. расширять и активизировать словарь;
2. поддерживать естественный интерес и любознательность детей, фантазию и инициативу.
-Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к хлебу, и уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве, трудолюбие, терпение.
Активизация словаря: Комбайнер, элеватор, мукомол, хлебороб.
Предварительная работа: разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе, рассматривание на подносах колоски пшеницы и ржи
Демонстрационный материал:
• колосья зерновых культур;
• мука разных сортов;
• каравай, экспонаты хлебобулочных изделий;
• иллюстрации по теме;
• белый и ржаной хлеб.
Методы и приё мы: беседа, использование художественного слова, игровые приёмы, показ, объяснение, анализ.
Ход занятия:
Воспитатель:
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам хлебом.
Воспитатель:- Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить?
Дети:- О хлебе!
Воспитатель:- Ребята, какие еще хлебобулочные изделия вы знаете? - (Ответы детей).
Воспитатель: Хлеб издавна символизирует народное благополучие, довольство. Его употребляют все народы мира. Хлеб – непременный участник и повседневной еды, и праздничного застолья. Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой булки на столе просто невозможно. Об этом говорят пословицы и поговорки. Давайте с вами вспомним поговорки о хлебе.
«Хлеб – всему голова!»
Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
Без печки холодно, а без хлеба – голодно.
«Пот на спине – так и хлеб на столе»
«В поле – по хлеб, в лес – по дрова»
Воспитатель:- Ребята, легко ли вырастить хлеб? - (Ответы детей)
Воспитатель:- Где выращивают хлеб?
Дети:- На поле!
Воспитатель:- Давайте и мы туда отправимся.
(Дети встают друг за другом, «едут» в поле на машинах, подпрыгивают на кочке, приседают в яме, делают повороты влево-вправо, объезжая горку).
Едем в поле
На кочку наехали,
В яму заехали,
Горку объехали
И на поле приехали!
Воспитатель:- Как готовят поле? Какую технику возьмем в помощь? - (Ответы детей).
Воспитатель:-Что трактор делает с землей?
Дети:- Пашет, боронит землю.
Воспитатель:- Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
Дети:- Тракторист!
Воспитатель:- Какая техника поможет засеять поле? - (Ответы детей)
Воспитатель:- Как называется профессия человека, который работает на сеялке?
Дети:- Сеяльщик!
Воспитатель:- Какая техника поможет убрать урожай?
Дети:- Комбайн!
Воспитатель:- Как называется профессия человека, который работает на комбайне?
Дети:- Комбайнер!
Воспитатель:- Как можно назвать всех людей, которые помогали вырастить урожай, хлеб?
Дети:- Хлеборобы!
Воспитатель: Я предлагаю поиграть вам в игру, подобрать родственные слова к слову «Хлеб»
Дидактическая игра «Новые слова»
• Крошки хлеба (какие) - хлебные.
• Человек, который выращивает хлеб - хлебороб
• Завод, где выпекают хлеб - хлебозавод
• Посуда для хлеба (что это) - хлебница.
• Квас из хлеба (какой) - хлебный.
• Человек, который печет хлеб – хлебопек.
• Прибор для нарезания хлеба – хлеборезка или нож.
Воспитатель:- Когда поле готово к засеванию зерном, нужно выбрать, чем будем засеивать рожью или пшеницей? - (Ответы детей)
Воспитатель:- Чем отличаются эти колосья?
Дети: - Колос пшеницы толще, чем колос ржи.
- Зерна пшеницы круглые, а ржи удлиненные.
Воспитатель:- Какая мука получится из пшеницы, а какая изо ржи?
Дети: - Из пшеницы – пшеничная мука, белая.
- А изо ржи – ржаная мука, темная.
Воспитатель:- Ребята, как узнать, что урожай созрел?
Дети:- Колоски желтые, золотые, усатые.
Воспитатель: Ребята давайте поиграем в игру «Колосок»
Дидактическая игра «Какой колосок?»
Колосок из зерна пшеницы (какой) – пшеничный.
Колосок из зерна ржи (какой) – ржаной.
Колосок из зерна овса (какой) – овсяный.
Колосок из зерна гречихи (какой) – гречишный.
Колосок из зерна ячмень (какой) – ячменный.
Колосок из зерна кукурузы (какой) – кукурузный.
Воспитатель:- Куда отправится зерно после очистки?
Воспитатель:- Становитесь, друг за другом, поехали:
Едем в город.
На кочку наехали,
В яму заехали,
Горку объехали
И на мельницу приехали.
Воспитатель:-Кто работает на мельнице? На мукомольном комбинате?
Дети:- Мельник! Мукомол!
Воспитатель:- Что мельник будет делать с зерном? - (Ответы детей)
Воспитатель:- Куда дальше повезем муку? - (Ответы детей)
Воспитатель:- Что делают с мукой в пекарне? - (Ответы детей)
Воспитатель:- Как называется профессия человека, который работает в пекарне?
Дети:- Пекарь!
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим хлебобулочные изделия (выставляют картинки)
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение С. Погореловского «Вот он хлебушек душистый»
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Воспитатель: Как вы думаете, почему автор называет хлеб «золотистый»? (Ответы детей)
Воспитатель: А что означает «Столько рук его растило»? (Ответы детей)
Воспитатель: Как нужно относиться к хлебу? (Ответы детей)
Воспитатель: - О хлебе много можно говорить, и это правильно, но сегодня мы и так немало о нем с уважением говорили. Давайте в заключение попробуем сами испечь хлеб.
Воспитатель достает приготовленное соленое тесто, и дети лепят хлеб ( на свой выбор: хлеб, торт, бублики и т. д.)
Вот что у нас получилось:
А также в свободной изобразительной деятельности