Ирина Зелева
НОД для детей старшего возраста «В гостях у тетушки Настасьи»
▼ Скачать + Заказать документы
"В гостях у тетушки Настасьи"
Цель:
-Познакомить детей с семикаракорской керамикой
Задачи:
-Расширять кругозор детей, вызывать интерес к культуре и традициям донского края.
-Развивать кругозор и активизировать познавательные интересы детей, закрепить знания о предметах народного быта.
-Развивать мелкую моторику рук, тренировать в умении рисовать на готовой форме.
-Закреплять навык движения под музыку, умение начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, учить двигаться ритмично, динамично, подчиняясь общему ритму, совершенствовать движение прямого галопа.
Публикация «НОД для детей старшего возраста „В гостях у тетушки Настасьи“» размещена в разделах
-Развивать мышление, речь детей.
Ход НОД:
Вос. :
-Здравствуйте, люди добрые, милости прошу ко мне в гости! Только мало нынче у меня гостей, повидать бы мне сейчас милых детей!
Под казачью народную песню заходят дети.
Вос. :
- Здравствуйте, казачата! Какими путями-дорогами ходили?
Дети:
-Ехали мы мимо, да завернули до дыма!
Вос. :
- Рада вам очень! Что ж, сядем рядком, да поговорим ладком (дети садятся). Недавно в гостях у меня вы уже бывали. Помните, какой праздник отмечали?
Дети:
-Осенины. На праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Вос:.
- Верно. У казаков много в году праздников и все они связаны с верой святой - христианской!
(слайды презентации)
Зимой - Рождество да Крещение празднуют
Весной - Праздник Светлой Пасхи
Летом - Праздник Святой Троицы
Осенью - Покрова Пресвятой Богородицы
Казаки народ веселый, гостеприимный и очень трудолюбивый! Испокон веков нелегким трудом хлеб добывали да храбростью и силой родную землю защищали. Много об этом поговорок народ сложил. Неплохо будет вспомнить некоторые из них.
Игра "Доскажи словечко"
Казака в степи только пуля догонит
Всяк свистнет да не по-казачьи
Не всяк казак кто фуражку набекрень носит
Казак без коня - сирота
Умело казаки и быт свой обустраивали. Хотела бы я сейчас проверить, знают ли современные казачата старинные предметы быта казаков.
Предлагаю вам поиграть в игру "Найди пару"
(Дид. игра "Предметы казачьего быта ")
Вос. :
- Молодцы, ребята, хорошо знаете, предметы казачьего быта! В нем присутствует множество не только нужных и полезных, а еще и очень красивых вещей! Это и одежда, стоит только взглянуть на казачьи костюмы (слайд, и различные рушники и полотенца (слайд) и конечно посуда! Вот уж где проявляются истинные таланты мастеров (слайд). А вот где и как появляется эта рукотворная красота мы сейчас посмотрим!
Презентация "Семикаракорская керамика"
1 слайд:
Процесс создания великолепной посуды начинается с мастерской художника. Здесь на бумаге в карандашном наброске художник создаёт будущее изделие в виде рисунка, эскиза, который расписывается по замыслу автора.
2 слайд:
Керамическая посуда изготавливается из глины. Вначале глина просеивается, поступает в специальные емкости для тщательной промывки. Затем раствор отстаивают, осушают, смешивают с песком и другими необходимыми добавками, чтобы на выходе получить массу консистенции густой сметаны сероватого цвета. Этот материал и помещают в формы будущих кувшинов, блюд, салатниц и других предметов.
3 слайд:
Отформованные изделия сразу поступают на участок приставки. Вручную делается и заглаживание поверхности (специальной губкой по еще влажным изделиям проводят выравнивание шероховатостей и неровностей).
4 слайд:
После сушки изделия подвергаются обжигу. Он придаёт посуде «прочность камня». Затем проводится подготовка посуды к росписи.
5 слайд:
Украшенные ручной росписью изделия покрываются глазурью и обжигаются повторно.
6 слайд:
В основе росписи посуды лежит букетно-растительный орнамент
7 слайд:
Разнообразные краски южной природы нашли выражение в красочном многоцветье письма. В них и цветущая весенняя степь, и чудесный запах донского разнотравья, и сила вольного ветра!
Вос. :
И у меня в быту есть такая великолепная посуда! Хотите посмотреть?
(дети рассматривают выставку семикаракорской посуды)
Вос. :
-Предлагаю вам сейчас попробовать стать мастерами росписи превратить обычные керамические стаканы в произведения искусства. Но в начале такой интересной и непростой работы нужно зарядиться хорошим настроением.
Не зря же казаки говорят: " С доброй песней и дорога короче, и жизнь слаще!" Бубны, ложки разбирайте, дружно пляску начинайте!
Оркестр "Я на печке молотила. "
Вос. :
- Что ж, повеселились, можно и за дело браться!
Дети одевают фартуки и нарукавники и приступают к росписи стаканов.
(звучат казачьи напевы)
По окончании работы:
Вос. :
- Постарались вы на славу! Теперь для крепости нужно обжечь посуду в нашей чудо-печке! (поставить в печь расписанные стаканы). А пока огонь дело свое делает мы поиграем в народную игру "Золотые ворота"
Музыкальная игра "Золотые ворота"
Вос. :
-Поиграли мы весело, время посуду из огня вынимать! (из печи достать керамические расписные стаканы) Какое чудо сотворила наша печь, помогла начинающим художникам! А я в подарок вам хочу предложить альбом с образцами росписи посуды! С его помощью вы сможете узнать множество секретов росписи посуды.
Что ж, ребята! И дело непростое мы сделали и повеселились от души! Пора вам в путь-дорогу собираться! А на добрую дорожку угощу я вас и гостей наших пирогами с пылу с жару! Жду вас к себе в гости на Крещение! Может еще чем порадуем друг друга! До свидания! (дети уходят).