Старцева Светлана
Фольклорно-музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Настасьи. Осенние посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклорно-музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у бабушки Настасьи. Осенние посиделки»
Описание: Развлечение рекомендуется проводить в музыкальном зале. Данный материал будет полезен музыкальным работникам, педагогам, родителям с целью приобщения детей и взрослых к русской традиционной культуре, а также в организации мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Публикация «Фольклорно-музыкальное развлечение для детей старшего дошкольного возраста „В гостях у бабушки Настасьи, Осенние посиделки“» размещена в разделах
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Осень. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Посиделки
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Темочки
Историческая справка: Осенние посиделки на Руси начинались сразу после окончания осенних работ. Посиделки могли быть праздничными и будничными. На рабочих посиделках девушки пряли, вязали, шили, рассказывали сказки и разные волшебные истории, пели особые песни.
Праздничные посиделки были многолюднее, и, как правило, на них почти никогда не работали, а только пели, плясали и играли в игры. И конечно, никакие посиделки не проводились без угощения.
Цель:
Воспитание патриотизма, уважительного отношения к национальному художественному наследию, стремление сохранить и обогатить его как бесценную сокровищницу прекрасного; приобщение детей к истокам народной культуры и духовности.
Задачи:
• Развивать интерес к народному фольклору.
• Формировать у детей представление о традициях и быте русского народа.
• Познакомить детей с устным народным творчеством русского народа, вызвать интерес к изучению истории родного края.
Предварительная работа:
Беседы: «Осенины», «Осенние посиделки», «Веселая ярмарка». Разучивание русских народных песен, игр, стихов; умение передавать образы персонажей средствами речи, мимики, жестов, движений.
Действующие лица:
• Хозяйка Настасья, в народном костюме (ведущий - воспитатель).
• Домовенок Кузя – (воспитатель или родитель);
Дети в русских народных костюмах;
Словарная работа:Осенины, осенние посиделки, горница.
Ход развлечения:
(Зал оформлен в виде русской избы. Под русскую народную мелодию входит хозяйка, бабушка Настасья)
Хозяюшка Настасья: (родителям):
Здравствуйте, гости дорогие,
Желанные, долгожданные.
Милости просим ко мне в горницу на Осенины! (осматривается)
Что-то мало в моей горнице гостей,
Позову-ка я к себе милых детей!
Красны девицы, да добры молодцы!
Наряжайтесь, собирайтесь,
На гулянье отправляйтесь,
Вам веселиться, петь, плясать,
Осенины отмечать!
(Звучит русская народная музыка. Входит группа детей – гостей)
Хозяюшка Настасья: Проходите, веселья вам да радости!
Дети
Спасибо, Хозяюшка! Нам начинать досталась роль,
Мы принесли вам хлеб да соль! (отдают Хозяйке, та благодарит, усаживает их на лавки).
Ребенок:
Хлеба нынче вволюшку,
Хлебушек высок,
Поклонюсь я полюшку,
Гнется колосок.
Ребёнок.
Накрывай пиры!
Полюшко раздольное
Принесло дары.
Хозяюшка Настасья:
Собрались к нам гости со всех волостей!
Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно? Всем ли слышно?
Всем ли места хватило?
Ребенок (Встает, говорит с места):
Гостям то известное дело, хватило места,
Да не тесновато ли хозяевам?
Хозяюшка Настасья:
В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком…
На Руси в давние времена, устраивали в это время праздники и гулянья! Вот и мы с вами сегодня собрались: и песни споем, и спляшем!
- Ой, а что это шуршит что-то?
Песня «Шур- шур»
Х. Н.
Да не пойму я, что-то шуршит за моей спиной.
(Слышится кряхтение, чихание, хлюпанье водой появляется домовенок Кузя. Оглядывается, ворчит.)
Кузя:
Ой, народу-то в избе, народу! Откуда только понашли, да понаехали, видно со всех волостей? А хозяйка-то все на стол выставила, все запасы выложила! Простофиля! А что зимой-то есть будем?
Х Н:
Не будь таким жадным, Кузька!
Кузя:
Не жадный я, а домовитый. Зима холодная длинная, весна голодная. Кузенька до лета не дотянет, отощает, ох, отощает!
Х Н:
Не волнуйся ты так, Кузя, до лета запасов хватит. Лучше пойди и с гостями поздоровайся.
Кузя:
Нет, нет! Боюся я! Их вона как много, а я такой у вас один! (выходит на середину зала, высоко подняв нос).
- Домовые мы. Людям в хозяйстве помогаем, дом охраняем, кошек обучаем, хозяйку величаем.
Х Н
Неправильно ты здороваешься, Кузенька. Представляешься неправильно, не так надо.
Кузя:
А как надо? Не знаю, не умею я. Ну, да, ладно. Пошёл я! (ворчит) Проподу я, сгину я.
(Все дети по очереди здороваются с Кузей и представляются)
Кузя:
Ну, уж, нет. Руки чай не козённые, уши как у слона выросли. Всё равно ничего не понял, только напугали досмерти. Всё понятно, всех мальчишек сегодня зовут «Бу-бу-бу».
А всех девчонок “Сю-сю-сю”.
Кузя:
Выходит, что я теперь вас всех знаю. Так и быть, оставайтесь. Слушайте мои загадки. У меня их много.
• Листья в воздухе кружатся, тихо на траву ложатся.
• Сбрасывает листья сад - это просто. (листопад)
• Стало ночью холодать, стали лужи замерзать.
• А на травке - бархат синий. Это что такое? (Иней)
• Ветер тучу позовет, туча по небу плывет. •
И поверх садов и рощ, моросит холодный. (дождь)
• Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка,
Мы для нее готовим кадки и крупной соли полмешка. (капуста)
Х. Н:
Ребята, покажем Кузе, как мы умеем выращивать капусточку!
Русская народная игра «Капусточка»
Цель: Развивать ловкость, быстроту, умение действовать в соответствии с правилами.
Ход игры: В «Капусточку» играли так. Дети становились в цепочку, взявшись за руки. «Кочерыжка», крайний в цепочке, стоял на месте, вокруг него завивался весь хоровод. После того, как все сгрудятся в «кочешок», приподнимали руки, и «кочерыжка» вытягивал за собой всю цепочку, припевая:
Вью, вью, вью я капусточку,
Вью, вью, вью я капусточку.
Завивайся, вилой кочешок,
Завивайся, вилой кочешок.
Когда развивали, пели: «развивайся вилой кочешок».
(Дети садятся на лавки.)
Хозяюшка Настасья:
Ай, да дети, молодцы! Умеют играть!
А для гостей званных и почетных приготовлены скороговорки:
Кузя:
Сундучок мой сказочный открываем, скороговорки вынимаем!
Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей!
(Дети повторяют скороговорки за хозяйкой и Кузей).
• В Карелии Валерий ловил форель для Валерии (повторить 3-4 раза).
• Михейка на скамейке плетет лапти Андрейке (повторить 3-4 раза).
Ребенок:
Небылицы в лицах, сидят в теремах – светлицах.
Щелкают орешки, да творят насмешки.
Ни короткие, ни длинные, а такие, что в самый раз,
Как от меня, до вас!
Сказка «Репка»
Хозяюшка Настасья:
Вот и сказочки конец,
А кто слушал молодец.
Ребенок 3:
Много танцев есть на свете
Мы их любим танцевать
И на этих посиделках
Мы хотели б вам сплясать.
Танец «Мороз»
Хозяюшка Настасья:
К ноябрю заканчиваются полевые работы, крестьяне собирают урожай. С ранней весны до осени хлеборобы растили хлеб, трудились, не покладая рук, чтобы на каждый стол каравай пришел. Об этом народ слагал пословицы и поговорки:
• Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
• О человеке судят не по словам, а по делам.
• Умелые руки голодными не останутся.
А сейчас, милые детушки, да гости дорогие, не зевайте, русские пословицы рассказывать помогайте. Я начинаю, вы продолжайте, громко, хором отвечайте:
• Какие труды (такие и плоды).
• Семь раз отмерь (один отрежь).
• Землю красит солнце (а человека труд).
• На печи заседать (хлеба не видать).
• Труд человека кормит (а лень портит).
• Скучен день до вечера (коли делать не чего).
• Любишь кататься, (люби и саночки возить).
• Красна птица перьем (а человек уменьем).
• Под лежачий камень (вода не течет).
Кузя:
Засиделись вы что-то. А не спеть ли нам песню о осени.
Песня про осень
Хозяюшка Настасья:
Кузя, ты знаешь что такое «ярмарка»? Тогда давай у ребят спросим… (дети рассказывают про ярмарку).
Ты, Кузя, знаешь, как горшки на ярмарке выбирают?
Русская народная игра: «Горшки»
Цель: Развивать ловкость, быстроту, умение действовать в соответствии с правилами.
Ход игры: Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на землю в кружок. Другая команда – «хозяева». Они становятся за горшками. Один из играющих – «водящий» изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:
Покупатель: - Почем горшок?
Хозяин: - По денежке.
Покупатель: - А он не с трещиной?
Хозяин:- Попробуй.
Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:
- Крепкий, давай сговор!
«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:
Чичары, чичары, собирайтесь гончары
По кусту, по насту, по лебедю горазду! Вон!
Со словом «вон» и «хозяин» и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первым прибежит к купленному «горшку», тот «хозяин», а опоздавший – водящий (играть 3-4 раза).
Кузя:
А сейчас для вас задание похитрей!
Есть у меня игра одна
Под названием «Он – она»!
И пускай играет тот, кто игру мою поймет:
- Он волк, она?. (волчица)
- Он лось, она?. (лосиха)
- Он еж, она?. (ежиха)
- Он кот, она?.
Ну, конечно, это кошка! (Ну, ошиблись вы немножко)
Так сыграем еще раз. Обыграть хочу я вас!
- Он морж, она?. (моржиха)
- Он заяц, она?. (зайчиха)
- Он бык, она?
Вам знакомо это слово, ну, конечно же, корова!
Кузя: Много вы знаете, детки! Ох-ох-ох!
Х Настасья: Что-то, Кузенька, ты не весел, буйно голову повесил? Домовенок Кузя: Заскучал я по бабулечке своей, да по родному домику! Ох!
Настасья: а кто же твоя бабулечка!
Кузя: Да известно кто, бабулечка Ягулечка! А домик родной – это та, на курьих ножках, трухлявенькая!
Х. Настасья:
Кузя да зачем ты так переживаешь? Неужели дороги не знаешь?
Кузя:
Давно у неё не был! Уехала поди куды?
Х. Н
Поможем горю твоему. Есть у меня колобок, навигатор, в миг дорогу покажет. Да и подарки для бабушки передадим.
Кузя:Вот спасибо! И я перед вами в долгу не останусь. Вот вам яблочки, налевные, витаминные. Кушайте. Не болейте. Старших уважайте, больных не обижайте.
Но пора и честь знать!
Заигрался, загулялся,
Пора всем по домам расходиться,
А за веселые посиделки
Хозяюшке поклониться!
Хозяюшка Настасья:
А на прощанье я вот что скажу. Очень - очень давно говорили так: если кто первым чихнет на празднике, того считали счастливым человеком. Вот я и предлагаю всем вместе чихнуть…
(Игра «Чихайте на счастье!»)
Я разделю зал на три группы: первая кричит слово «Ящик», вторая – «Хрящик», третья – «Спички»; по моему сигналу все три группы выкрикивают каждая свое слово одновременно, и услышим, что получится.
А получается дружное: «А-а-пчхи-и!». Так что чихайте на здоровье и будьте счастливы! (прощается и уходит).
Вручение призов.