Любовь Ли
НОД «Богородская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Нод
Выполнила:
Ли Любовь Владимировна,
с. Быков
2016г.
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Богородская игрушка»
Цель: познакомить детей с богородской резной игрушкой, развивать уважение к народным промыслам, прошлому родины
Задачи:
Обучающие:
Публикация «НОД „Богородская игрушка“» размещена в разделах
- Познакомить с богородской резной игрушкой, её особенностями, историей её появления.
-Формировать представление о характерных отличительных признаках богородской игрушки.
- Дать понятие об отличии названий мастеров, изготавливавших фигурки людей, птиц и зверей, расширять кругозор.
Развивающие:
- Развивать умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения.
- совершенствовать умение правильно строить предложения, чётко и ясно формулировать свои мысли.
Воспитательные:
- Формировать чувство любови и уважения к русской национальной культуре, на основе изучения труда народных мастеров.
- Воспитывать у детей бережное отношение ко всему, что создали народные мастера.
Методы:
-Наглядный (демонстрация слайдов) игровой (показ сказки, словесные (рассказ педагога, беседа)
Приё мы:
- Загадывание загадки, показ способов действий с игрушкой, словесный (вопросы к детям, пояснение, создание игровой ситуации.
Формирование словаря: «птичник», «зверист», «фигурист», богородская игрушка
Возраст детей: 5-6 лет
Материал: сундучок, богородские игрушки для сказки «Мужик и медведь», презентация по теме нод
Предварительная работа:
- Знакомство со значением слов кузница, кузнецы, дровосек, рыболов, ярмарка, скульптурка
- Рассматривание картин и иллюстраций с изображением пахоты, подковывания лошади, работы кузнецов в кузнице.
- Дидактическая игра «Узнай дерево», знакомство с липой
- Чтение литературных произведений.
- Беседы с элементами диалога.
- подвижные народные игры «У медведя в бору», «Медведюшко»
Планируемые образовательные результаты освоения содержания программы:
- Дети знают и называют богородску игрушку.
- Дети называют отличительные признаки богородской игрушки.
- Дети знают отличия в названии мастеров по изготовлению из дерева фигурок людей, зверей, птиц.
- Дети внимательно и заинтересованно слушают истории и сказки о богородской игрушке.
- Дети проявляют интерес к народным игрушкам.
Формы подведения итогов:
- Беседа с детьми о содержании нод
- Игры детей с богородскими игрушками
Ход нод:
Воспитатель. Ах, как много их бывает!
С ними дети не скучают.
В детском садике и дома,
в магазине, у знакомых
и на новогодней ёлке,-
будто бы она не колка.
Нравятся они детишкам,
любят дети играть слишком.
Вы, ребята, догадались, о чём пойдёт речь?
Дети. Об игрушках
(Слайд №1)
Воспитатель. А вы, ребята любите играть? Назовите свои любимые игрушки.
Дети. Ответы
Воспитатель. Современные игрушки изготавливаются на специальных фабриках с помощью машин и вручную
(слайд № 2) (слайд № 3)
Воспитатель. В старину не было заводов по изготовлению игрушек. Кто же их делал детям?
Дети. Высказывают свои предположения.
Воспитатель. Из чего делали игрушки?
Дети. Ответы
Воспитатель. Я хочу рассказать вам одну историю. В маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу.
Сшила из ткани
(слайд №4)
Через несколько дней дети разорвали игрушку.
Сделала из соломы.
(слайд № 5)
К вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева. Долго забавлялась ребятня, а потом им игрушка наскучила. Отвёз её отец на ярмарку. Там нашёлся купец, которому игрушка показалась занятной. Заказал купец отцу целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни, где жила семья, занялись игрушечным мастерством.
Воспитатель. Сегодня я хочу познакомить вас с игрушками, сделанными народными мастерами и членами их семей. Русские люди любили родную землю, своих детей. Вот для них и придумывали народные мастера всякие игрушки да забавы. Больше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц. Эти игрушки называются богородскими и вырезаны они из дерева.
Воспитатель. Ребята, как по названию можно узнать «адрес» их рождения?
Дети. Высказывают свои предположения (Богородское)
Воспитатель. Да, это село Богородское.
(слайд № 6)
Воспитатель. Богородская игрушка,
деревянная зверушка,
мишка, зайка, петушок,
полюбуйся-ка, дружок!
(слайд №7)
Вот и курочки пеструшки развесёлые подружки,
Дружно рядышком идут, квохчут, зёрнышки клюют.
(слайд №8)
В мастерской кипит работа,
есть у каждого забота,
рубят, пилят, двор метут,
дружный разговор ведут
(слайд №9)
Мишка, мишенька, медведь
мёд и пореветь.
Кушай сладенький медок,
набирайся силы впрок.
(слайд № 10)
Медведица в бочонке
купает медвежонка
Он рычит, плескается,
Ему водичка нравится.
(слайд № 11)
Богородская игрушка
Деревянная белка зверушка.
По орешку стук, да стук,
Слышен молоточка звук.
(слайд № 12)
Баню любит медвежонок,
Чистоплотен он с пелёнок.
(слайд № 13)
Мишка в колокол звонит,
собираться всем велит:
«Воду все скорей несите,
И пожар большой тушите!»
(слайд № 14)
Кумушка лисица
такая мастерица.
За один часок
связала носок.
(слайд № 15)
Заинька ловко
тянет морковку.
Заинька старается,
Морковка упирается.
(слайд № 16)
Два медведя за столом
угощаются чайком.
Не спеша ведут беседу
про погоду и соседа.
Воспитатель. Какой характерный отличительный признак игрушки вы можете назвать?
Дети. Игрушка не раскрашена
Воспитатель.
Воспитатель. Какого персонажа предпочитали богородские мастера?
Дети. Медведя.
Воспитатель. Действительно, медведь – любимый герой богородских мастеров. Ведь в старину на Руси было много лесов, в них водились медведи. Про них слагали сказки, а фигурки медведей вырезали из дерева и давали детям играть.
Сюрпризный момент.
Воспитатель показывает детям сундучок, в котором лежат богородские игрушки.
Воспитатель. Я хочу рассказать вам сказку, герои которой спрятались в этом сундучке
(слайд № 17)
.
Воспитатель, рассказывая сказку, постепенно достаёт игрушки.
(слайд № 18) (слайд № 19)
(мужичок) (медведь)
(слайд № 20) (слайд № 21)
(медведь-рыболов) (медведь-дровосек)
(слайд № 22)
(мужик и медведь)
Сказка о мужике и медведе.
Жил был старичок. Однажды пошёл он в лес за ягодой, видит, медведь сидит на пеньке и кряхтит. Подошё л к нему старичок и спрашивает: «От чего ты, косолапый, кручинишься, ягода не спелая?» А медведь ему отвечает: «Ягода хороша, объелся, только не знаю, как домой дойду, все лапы стоптал. А ты, что без лошади? Твой-то дом дальше, чем моя берлога, как же ты с такими корзинами домой дойдёшь?» А старик ему и отвечает: «Да мне не тяжело». Медведь: «Ты, наверно, какой-нибудь секрет знаешь?» Старик: «Знаю, ты с утра рыбу налови, в кузне лошадь подкуй, поле вспаши, дрова наколи и тебе не в тягость будет от берлоги до малинника дойти. Вот решил медведь совету деда внять, стал рыбу ловить, дрова колоть, почувствовал прилив сил, да ещё и деду в кузнице стал помогать. Понял медведь в чём был секрет старика.
Воспитатель. А вы, ребята, догадались?
Дети. Медведь был ленивым, ничего не делал, бездельничал, а старик научил его, как от лени вылечиться. Рассказал ему, что нужно трудиться, а не сидеть на месте.
Воспитатель. Как вы думаете, медведь из сказки стал сильнее, выносливее?
Дети. Ответы.
Воспитатель. А что ещё нужно для развития силы, выносливости?
Дети. Физкультура
Физминутка.
Топай, мишка, хлопай мишка,
приседай со мной, братишка,
руки вверх, вперёд и вниз,
улыбайся, не ленись.
Раз – подняться, потянуться.
Два - нагнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – тихонечко присесть.
Семь и восемь – лень отбросим.
Воспитатель. Давайте вспомним, какие богородские игрушки помогли нам познакомиться с этой сказкой?
Дети. Называют игрушки (мужичок, медведь, медведь-рыболов, медведь-дровосек, медведь и мужик)
Воспитатель. Ребята, богородские игрушки непростые. Мастера придумали одну хитрость, что игрушки их двигаться умеют : потянешь за две планочки – и вот уже медведь с мужиком в кузнице работают, молоточками стучат, раскрутишь игрушку – медведь рыбу ловит, потянешь за ручку – медведь дрова рубит.
Воспитатель демонстрирует детям как играть.
Воспитатель. Забавные игрушки, правда? Много радости они людям приносят. А за такое умение делать своими руками, своим трудом такие замечательные игрушки богородским мастерам говорят большое спасибо. Деревянный чурбачок
Завертелся, как волчок.
Из-под рук струятся стружки,
Получаются игрушки.
Каждый мастер делал из дерева то, что ему больше нравилось: один – птиц, другой – фигурки людей, третий – зверей. Их так и называли: «фигурист», «птичник», «зверист».
Игра «Назови мастера» (демонстрируются слайды, дети называют мастера)
(слайд № 23) (слайд № 24) (слайд № 25) (слайд № 26)
(слайд № 27) (слайд № 28)
(слайд № 29) (слайд № 30)
(слайд № 31) (слайд № 32)
В наши дни организована фабрика «Богородская игрушка».
(слайд № 33) (слайд № 34)
На ней работает много мастеров. Но игрушки, по-прежнему, делают вручную
из дерева. Богородская игрушка нравится и взрослым и детям. Современная богородская игрушка делается с покрытием, её расписывают.
(слайд № 36) (слайд № 35)
Итог нод.
Воспитатель. Как называются игрушки, с которыми мы сегодня познакомились?
Дети. Богородские
Воспитатель. Какие отличительные особенности богородских игрушек вы знаете?
Дети. Они не раскрашены, их можно привести в движение.
Из какого материала их делают?
Дети. Из дерева липы
Воспитатель. Какие игрушки вам понравились?
Дети. Рассказывают о своих впечатлениях
Воспитатель. В Богородском стар и млад-
все игрушки мастерят.
Для забавы, для игры,
Для весёлой детворы.