Елена Попова
ННОД «Байкал — жемчужина Сибири»
▼ Скачать + Заказать документы
Байкал — жемчужина Сибири
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе
по теме «Байкал – жемчужина Сибири»
Автор конспекта ННОД : Попова Елена Валентиновна, воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ
«Детский сад № 2 г. Черемхово»
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие»
• Способствовать развитию познавательной мотивации, в процессе ознакомления с достопримечательностями озера Байкал.
Темочки:
• Формировать представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
Задачи ОО в интеграции:
«Социально-коммуникативное развитие»
• Способствовать усвоению норм и ценностей, принятых в обществе. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать общение со взрослыми и сверстниками.
«Речевое развитие»
• Развивать диалогическую и монологическую речь.
«Художественно-эстетическое развитие»
• Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной.).
«Физическое развитие»
• Упражнять детей в равновесии, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Оборудование для педагога:
Путевка, презентация о Байкале, видеофильм о Байкале, мультемедийная установка, компьютер, картинки с изображением людей бурятских национальностей, доска, картинки с изображением байкальских рыб, физ. Оборудование, игрушки диких животных, аудиозапись бурятской музыки.
Оборудование для детей:
Природный материал: шишки, ракушки, семена, листья, карандаши цветные, пластилин, дощечки для лепки, листы квадратной формы, схема изготовления рыбки, коктельные трубочки, стаканчики с чистой водой по количеству детей, вода «Байкальский источник», кружки.
Ход:
1 часть:
В группу заходит заведующий и вручает туристическую путевку воспитателю.
В: Куда же эта путевка? Вы узнаете, если разгадаете загадку:
Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем.
Как все это назовем?
Д: Это озеро Байкал.
Значит - это путевка… на Байкал. А вы хотите туда поехать?
1 слайд (Карта Иркутской области)
Как можно добраться до Байкала? Посмотрите на карту нашей Иркутской области. Вот здесь находится наш город- Черемхово, он отмечен черной точкой и до Байкала, который расположен на юге Сибири, можно добраться на электричке, на машине и т. д.
Ребята, кто из вас был на Байкале? Что вам особенно запомнилось?
На чем можно путешествовать по Байкалу?
2 слайд (Силуэты транспорта)
Из предложенных вам видов транспорта, выберите те на которых можно путешествовать по воде. Какой это будет транспорт?
3слайд (Яхта)
И так, я предлагаю отправиться в путешествие по Байкалу, вот на этой яхте. Вы согласны?
Во время путешествия мы будем собирать новый материал для продолжения создания макета озера Байкал. Вспомните, что мы уже туда поместили на прошлом занятие?
Д: Деревья, которые растут в Сибири.
Вы готовы? Тогда попрошу занять места на нашей яхте. В путь!
Физминутка
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
Над Байкалом - мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём с тобою
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
Нерпу быстро догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
2 часть:
4 слайд (Вид Байкала)
Вот он – Байкал. Скажите - какой он - Байкал? (Дети подбирают слов определения к слову Байкал)
5слайд (Вид из космоса)
Таким он виден из космоса
6 слайд (Карта)
Если мы посмотрим на карту, какую форму имеет Байкал?
Вокруг озера расположено множество поселков и поселений, самым близким к нам является поселок Листвянка. Вот он где находится. С него-то мы и начнем свое путешествие.
Именно здесь расположен лимнологический научно-исследовательский институт, который изучает Байкал. Наука, которая изучает озера, называется лимнология.
В институте изучают:
Историю образования озера;
Состояние воды в озере;
Растительный и животный мир Байкала.
Вот мы сегодня побудем в роли ученых и попробуем узнать о Байке, немного нового.
7 слайд (Возраст)
Байкал – одно из древнейших озер планеты. И хотя его возраст определяется в 25 миллионов лет, он еще молод.
Со всех сторон Байкал окружают горы и нагорья
8слайд (Байкал- это озеро)
Ребята, скажите какая вода в Байкале?
Д: Пресная.
А в море, какая вода?
Д: Соленая.
Скажите, тогда почему Байкал иногда в народе называют морем?
9 слайд (Реки и речушки)
В Байкал впадает множество постоянных рек и речушек.
10 слайд (Ангара)
А вытекает единственная река, скажите какая?
11-12-13-14 слайд (Легенда об Ангаре)
У бурят даже существует легенда об Ангаре, давайте вспомним её.
Ребята, а вы не знаете почему Байкал назвали Байкалом?
15-слайд (Национальности)
Русские люди появились на Байкале 400 лет назад. И вот они-то и узнали, почему Байкал называют Байкалом.
Народы, населявшие берега озера, – буряты, эвенки, ханты – называли его Байкюль, что значит "богатое озеро". И Байкал действительно богат. Богат своим животным и растительным миром. Народы, живущие на берегах Байкала с древних времен занимаются промыслом: они охотятся, ловят рыбу, собирают грибы, ягоды, кедровую шишку. Возьмем с собой их фотографии.
Ну, а мы с вами отправляемся дальше.
Мимо нас проплывают косяки рыб (На доске изображения рыб).
Какие рыбы вам знакомы? Расскажите нам о них (Дети рассказывают о голомянке, омуле, осетре).
1.. На глубине 200 м довольно много времени проводит омуль. Самый крупный размер омуля – 50 сантиметров, вес – до 5 килограмм.
Живет омуль до 25 лет. Из 100 икринок омуля выживает одна рыба. Сколько выживет омуля, зависит от чистоты воды в Байкале.
2. Осетры живут в Байкале 50–60 лет и более, достигают 100–130 килограммов веса. Растет эта рыба очень медленно. Хищнический лов осетра очень подорвал запасы ценнейшей рыбы Байкала. Сейчас осетр занесен в Красную книгу.
2. А это рыба голомянка! Это эндемик озера Байкал. Она бледно-розового цвета. Голомянки не мечут икру, а производят на свет живых личинок до 2–3 тысяч штук. Тело голомянки прозрачное. Сквозь хвостовую часть даже можно читать крупные черные буквы на белом фоне. Рыбаки не ловят голомянок, потому что при теплой температуре она тает. Большую часть жизни голомянка проводит на больших глубинах
Мы подплываем к острову Ольхон. Здесь наша следующая остановка.
Жители этого острова изготавливают сувениры для туристов в виде животных, рыб.
Вот и я вам предлагаю изготовить сувениры – рыбок для нашего макета :
Слепить из пластилина, сконструировать из бумаги, используя схему и сделать из природного материала: шишек, ракушек, семян.
16 слайд (Экология)
На берегах озера расположены фабрики, заводы по переработки древесины.
И, что бы они не загрязняли озеро, на них ставят очистительные сооружения.
Я вам предлагаю попробовать очистить загрязненную воду.
Опыт: Прозрачность воды
Ход: Приготовить два стакана с водой и камешки,
Дать задание: опустить в банку камешки, они будут видны?
Затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны.
Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная
Опыт «Очищение воды»
Нам предстоит очистить воду. Это можно сделать с помощью фильтра: в воронку положить вату, ватный диск, губку и пропустить грязную воду.
Вывод: Вода стала чистой, прозрачной. Можно ли засорять воду в озерах, реках?
Подумайте и скажите,а всегда ли будет оставаться вода в Байкале чистой или нет, от кого это зависит (Ответы детей).
Речевая игра «Да-нет»
Подумайте, что из названого загрязняет озеро, а что не загрязняет?
Бумага. Камни. Целофан. Водоросли. Бутылки. Песок. Консервные банки. Рыбы. Бензин, автомобильное масло. Дождь. Заводы. Снег.
Опыт: В воде содержится кислород
В стакан с водой опустить трубочку и подуть в неё, что мы увидим?
(Идут пузырьки)
Вывод: Вода в Байкале составляет 20 % мирового запаса питьевой воды на планете Земля. Она очень полезна и содержит кислород.
Предлагаю попробовать байкальскую воду и угостить гостей
А сейчас я предлагаю отправиться в глубь острова, будьте осторожны, весь берег устлан камнями, бревнами, нам нужно преодолеть все препятствия.
Ходьба по «Дорожке здоровья»
Давайте захватим с собой немного песка и камешков для нашего макета. Именно здесь обитают самые интересные животные Байкала.
Дидактическая игра «Выбери правильно»
Посмотрите, а вот и животные. Но только здесь, что – то не так, вы ни чего не замечаете? Выберите для нашего макета тех животных, которые водятся на берегах Байкала.
3 часть:
Наше путешествие по Байкалу подходит к концу.
Попрошу, занять свои места в яхте.
Пока мы плывем, я предлагаю посмотреть видеофильм о Байкале.
Просмотр видеофильма о Байкале.
И так что же вы сегодня узнали из нашего путешествия, что взяли с собой для нашего макета?
Какие народы живут на Байкале?
Какие рыбы водятся в озере?
Чем полезна вода Байкала?
Какие животные обитают на берегах?
Я предлагаю поместить все на нашем макете.
Ребята, скажите, чего еще не хватает на нашем макете?
Но об этом мы узнаем на наших следующих занятиях.
Презентация последний слайд
Звучит бурятская мелодия
В древнейшие времена, когда человек был гораздо ближе к природе, чем сейчас, люди поклонялись солнцу, звездам. Несомненно, поклонялись и Байкалу. Старый эвенк, прежде чем срубить старую березку для костра, просил у нее прощения за то, что губит ее по необходимости. Наверное, если бы и мы с вами так относились к природе, не было бы загрязненных рек и озер, замусоренных лесов, вырванных с корнем цветов.
– Нам доверено жить на Байкале, и мы в ответе за него перед всем миром.