Екатерина Абрамцова
НОД по познавательному развитию «Волшебная лаборатория»
Задачи:
• Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
• Расширять кругозор детей, выяснить с детьми некоторые свойства воды (вкус, запах, цвет) создать условия для развития исследовательских умений детей, обогатить знания детей о роли воды в жизни человека, животных, растений.
Методы и приёмы: игровой; наглядный; практический; словесный.
Материал. На каждого ребёнка: поднос; 1чашка; 1 стакан; 2 ложки; 2 тарелки; салфетка; фартук. Наглядный материал изображение воды в разных явлениях природы, животных, растений, цветов, птиц, насекомых. Презентация «Вода».
Ход занятия
Вводная часть.
Публикация «НОД по познавательному развитию „Волшебная лаборатория“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Игра на общение «Улыбка».
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение.
Послушайте, я сейчас вам загадаю загадку:
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, шуршит.
Что это? (Вода)
Правильно, вода.
Воспитатель: Как вы думаете, много ли воды на Земле? Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду? (синим). Чего больше, суши или воды.
Основная часть.
Презентация «Волшебница вода».
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию.
На столах для каждого ребёнка приготовлен поднос с чашкой, стаканом, 2 ёмкости под соль и сахар, 2 ложки – всё накрыто салфеткой.
Воспитатель: Что делают в лаборатории?
Дети: Проводят опыты.
Экспериментальная работа. Опыт № 1. «Вода – это жидкость».
Воспитатель: Ребята скажите что у вас у каждого в чашке?
Дети: Вода.
Воспитатель: Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?
Дети: Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льётся, течёт. Её можно налить во что- нибудь – в стакан, в ведро. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.
Воспитатель подводит детей к пониманию того, что вода жидкая.
А в каком состоянии ещё может быть вода? (в твёрдом – лёд)
Экспериментальная работа. Опыт № 2. «Лёд»
Пальчиковый массаж
Мы научим ледок,
Между пальцами катать,
Это в школе нам поможет
Буквы ровные писать.
(Дети вытирают руки).
Экспериментальная работа. Опыт № 3. «Вода бесцветная».
На столе у воспитателя стакан с водой, стакан с молоком. У детей стакан с водой.
Ребята какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белая? (Ответы детей). Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет цвета, она бесцветная.
Экспериментальная работа. Опыт № 4. «Меняет ли вода цвет?». (Проводит воспитатель, можно провести индивидуально с желающими детьми).
Воспитатель берёт гуашь и кисточку. Ребята можно изменить цвет воды (Ответы детей).Провести опыт. Подвести к пониманию того, что вода может менять цвет. (Первый опыт проводит воспитатель, затем желающие дети).
Экспериментальная работа. Опыт № 5. «Вода не имеет запаха».
Воспитатель. А теперь я предлагаю вам понюхать воду. Пахнет ли вода чем нибудь?
Дети нюхают и делают вывод, что вода не имеет запаха. Воспитатель добавляет варенье и предлагает понюхать воду.
Экспериментальная работа. Опыт № 6. «Вода- растворитель».
Воспитатель. Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на жёлтой тарелочке. Размешайте вещество- дети аккуратно размешивают. Попробуйте воду – дети пробуют. Какой вода стала на вкус? Дети. Вода стала сладкою. Воспитатель. Как вы думаете что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Затем воспитатель предлагает детям положить в чашку с водой вещество, которое находится в красной тарелочке. Размешайте вещество- дети аккуратно размешивают. Попробуйте воду – дети пробуют. Какой вода стала на вкус? Дети. Вода стала солёной.
Воспитатель. Почему соль и сахар боятся воды?
Дети. Потому что они в ней исчезают.
Игра «Дождик».
Лейся дождик веселей (бег на месте)
Мы с тобою дружим (бег по кругу)
Хорошо нам бегать босиком по лужам (бег с подскоками)
Как зелёные лягушки
Мы попрыгаем по лужам (прыжки на двух ногах)
Всё напрыгались, устали (присели на корточки)
Побежим сушиться к маме. (на свои места)
Заключительная часть.
Рефлексия.
Воспитатель. Дети что вам понравилось и запомнилось в волшебной лаборатории? Что нового вы узнали о воде? (Ответы детей)
Игра: «Кому нужна вода?»
Давайте подберём картинки «Кому нужна вода?» (дети по очереди выбирают картинки, прикрепляют к изображению «воды» и объясняют кому нужна вода. Картинки: птиц, деревьев, грибов, человека, насекомых и т. д.). Подвести детей к пониманию того, что без воды на земле всё живое погибнет.
Воспитатель. А скажите мне, пожалуйста, как нужно обращаться с водой, что бы она не исчезла? (Ответы детей).
Закрывайте крепче кран,
Чтоб не вытек океан.
Бережливым будь с водой
Хорошенько кран закрой!
Закончить наши волшебные оыты я хочу стихотворением Н. Рыжовой «Волшебная вода». Давайте его послушаем.
Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!