эльвира галимуллина
Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности с детьми ОВЗ.
Изобразительная деятельность детей как часть искусства входит в жизнь человека с самого раннего детства, прообраз взрослой деятельности заключает в себе опыт поколений. Усвоить этот опыт без помощи взрослого ребенок не может. Именно взрослый - носитель этих знаний и их передатчик. Приобретая с опытом знания, ребенок развивается.
Публикация «Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
И кто же, если не мы, педагоги, должны раскрыть это мастерство и помочь детям развить их скрытые творческие возможности? И моя задача, а так же и задача родителей – создавать условия, побуждающие развить творческие наклонности детей. Почти все дети рисуют, каждый обладает потенциалом художественного развития, каждый ребенок творец. На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности для ребенка. Изобразительная деятельность не должно быть самоцелью, а должно быть средством познания мира, развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Как я уже отметила, что у детей отмечается несовершенство моторики рук и кистей.
В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Работая в этом направлении, мы убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям с ограниченными возможностями ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок? Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке.
Дети с ограниченными возможностями здоровья учатся думать, самостоятельно, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение заданий. Поэтому мы стараемся разнообразить техники исполнения детских работ. Когда делаем работу, то используем различные материалы. Ведь одному ребенку удобно рисовать карандашом, а другому закрашивать кисточкой или заливать губкой.
При оценке динамики продвижения ребенка мы не сравниваем его с другими детьми, а сравниваем с самим собой на предыдущем этапе развития. педагогической работы. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность. Это обуславливается тем, что работа с нетрадиционными средствами не только интересна и увлекательна, но и посильна. Тем самым ребёнок с нашей помощью или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх.
Как правило, дети с ОВЗ часто копируют образец, чего не может наблюдаться, используя нетрадиционные техники изображения, так как они знакомятся не с образцом, а со способом действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это способствует развитию воображения, творчества, самостоятельности, проявлению индивидуальности.
В государственном казенном учреждение Самарской области в Сергиевском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями проводятся занятия в соответствии с календарно-тематическим планом по изобразительной деятельной : лепка, рисования, аппликация. Также ведется кружковая работа с детьми в нетрадиционных техниках, такие как кляксография, монотопия, рисуем с губками, рисуем с штампиками, рисуем пластилином, ватными палочками, холодный батик и др.
Результат работы с детьми в нетрадиционной технике рисования, лепке и аппликации отмечается динамика в развитии: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, наблюдается снижение негативных эмоционально-поведенческих проявлений - стереотипов, аффективных вспышек, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Показательны успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи и способности.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы ребенка с проблемами в развитии в целом.