Яструбинская Евгения Алексеевна
Нетрадиционные техники рисования как элемент коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные техники рисования, как элемент коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В наших образовательных организациях появляется все больше детей, имеющих проблемы в развитии. Это и дети с тяжелыми нарушениями речи, и с задержкой психического развития, и с расстройством аутистического спектра и опорно-двигательного аппарата и другие. Все эти нарушения часто сопровождаются трудностями не только в познавательном и речевом развитии, но и в эмоционально-волевой сфере, в поведении. В коррекционно-развивающей работе с такими дошкольниками мы широко используем различные методы арт терапии, в том числе нетрадиционные техники рисования.
Во время занятий мы стараемся создать атмосферу волшебства и детям очень нравится то, что результат не зависит от их способностей к изобразительной деятельности, получится в любом случае красиво и необычно. Именно в такой непринужденной атмосфере дети начинают чувствовать себя более уверенно, не бояться проявлять себя.
• Рисование пальчиками и ладошками
На наших занятиях мы используем рисование пальчиками и ладошками, особенно хороша эта техника с малышами.
Пальчиковые манипуляции способствуют развитию речи и психики детей. Работа с красками положительно влияет на эмоциональное состояние и познавательное развитие малыша.
Рисование пальчиками – это хороший рефлекторный массаж. На ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами тела. Развивая мелкую моторику, активизируя эти точки, можно добиться улучшения состояния организма в целом. Рисуя, малыш учиться строить «причинно - следственные» связи, учится логически мыслить.
• Рисование на песке и других сыпучих материалах
Песок очень любим нашими детками. Это отличный способ релаксации, снятия напряжения, снижения тревожности и агрессивности. Рисование песком тесно переплетается со сказкотерапией. Например, дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны)
Также мы побуждаем ребят рисовать не только ведущей рукой, но и другой рукой, пока ведущая рука «отдыхает», а затем предлагаем рисовать двумя руками одновременно, что отлично развивает межполушарное взаимодействие.
С помощью песка мы решаем различные познавательные и речевые задачи, развиваем мелкую моторику рук.
«Большие ноги». «Прошагивать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы, произнося автоматизированный звук.
«Идут медвежата» – ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» – кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» – ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» – ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом, – «жучки здороваются»).
• Для автоматизации поставленных звуков.
Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки-рррррр, змейки-шшшшш, санки-сссс и др.);
Дорисовываем: дом, но слова должны быть со зв. Р- крыша, крыльцо, рама….
Дорисуй рожицы и скажи, чего не хватает.
Рисую уши, потому что нет… ушей
Рисую брови, потому что нет….
Рисую глаза, потому что нет….
Рисую волосы, потому что нет….
Рисую рот, потому что нет….
Рисую нос, потому что нет….
• Очень здорово объединяются гимнастика пальцев и языка, например:
«Часики». Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
«Накажи непослушный язычок». Губами шлёпать по языку «пя-пя-пя», ладонью легко похлопывать по песку.
«Расчёска». Язык протискивать между зубами вперёд-назад, пальцами-«граблями» двигать по песку, оставляя следы.
«Лошадка». Щёлкать языком, одновременно пальцами «скакать по песку».
«Качели». Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем в песке двигать в том же направлении.
«Горка». Кончиком языка упереться в нижние зубки, выгнуть «спинку», руками нагребать песок, делая горку.
Кроме песка мы предлагаем и другие сыпучие материалы, например, гречку, чечевицу, манку, детям очень нравится это разнообразие, различные материалы развивают тактильное восприятие, воображение.
Очень полезный метод – рисование двумя руками.
• Рисование пластилином, солёным тестом
Также мы используем рисование пластилином. Важно использовать мягкий пластилин, который не прилипает к рукам. Малыши могут отщипнуть и прикрепить кусочек пластилина на готовое изображение, дети постарше могут сделать целую картинку из пластилина или раскрасить пластилином готовое изображение.
• Рисование двумя руками
Выполнение движений обеими руками очень полезно для развития обоих полушарий и межполушарного взаимодействия, а это очень важно для развития ребенка. Рисовать двумя руками можно в воздухе, на сыпучих материалах, на спине друга, на бумаге и так далее.
• Рисование воздушными фломастерами
Дети в восторге от воздушных фломастеров! И они не подозревают о том, что, создавая изображение с помощью выдувания красок фломастерами, они не только чувствуют себя настоящими волшебниками и получают массу положительных эмоций.
Но и незаметно для себя укрепляют мышцы губ, тем самым осуществляется дыхательная гимнастика, необходимая при речевых нарушениях, при постановке звуков. Дети учатся правильному, сильному ротовому выдоху.
Выдуваются изображения, при прохождении разных лексических тем: игрушки, фрукты, овощи, домашние животные, дикие звери, посуда и т. п.
Далее по схеме-плану учимся составлять описательный рассказ, развивая связную речь.
• Рисование воздушными фломастерами с трафаретом, используем трафареты, закрепляя обобщающие понятия.
• Кляксография.
Кляксография – это один из самых любимых детьми методов, отличная возможность проявить себя, проработать различные эмоциональные проблемы, развить творческое мышление и воображение, но и замечательная профилактика "страха ошибки". Ребенок понимает, что любые «ляпы» можно исправить, переделать, использовать. Всегда получится отличный результат, а это очень важно для ребят. Кляксография – очень хороший способ прорабатывать различные страхи. Мы рисуем свои страхи в виде клякс, а потом превращаем их в различных смешных существ, происходит трансформация чего-то пугающего в доброе и смешное.
Еще больший эффект возникнет, если вы не просто превратите цветную кляксу в какого-нибудь персонажа, а вместе сочините про него историю. Кто это? Какой он? Что любит? Куда направляется? Что с ним случилось?
Кроме обычной кляксографии мы еще используем раздувание клякс трубочками, что способствует всем задачам, которые мы перечисляли в технике рисования воздушными фломастерами
А также детям очень нравится играть в ветер: он то нежный и легкий, и тогда надо дуть потихоньку, то становится очень сильным. В ходе такой игры у детей развивается произвольная саморегуляция.