МААМ-картинки

Нетрадиционные приемы развития художественной и конструктивной деятельности

Альфия Быкова
Нетрадиционные приемы развития художественной и конструктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Нетрадиционные приемы развития художественной и конструктивной деятельности

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

Дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества. Работа с нетрадиционными техниками стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед изобразительным процессом.

Публикация «Нетрадиционные приемы развития художественной и конструктивной деятельности» размещена в разделах

Нетрадиционные техники не утомляют дошкольника, у них сохраняется высокая активность на протяжении всего времени. У педагога есть возможность осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Коллективные же формы нетрадиционного творчества сближают детей.

Для младшего дошкольного возраста подходят такие техники, как рисование пальчиками, рисование ладошкой, картофельные штампы.

Рисование пальчиками и ладошками Слайд1

Возраст — с 2 лет. Необходимы мисочки с гуашью, плотная бумага, салфетки. Ребенок опускает в гуашь пальчики или ладошку и наносит точки и пятнышки на бумагу.

Картофельные штампы Слайд2

Возраст — от 3 лет. Штемпельная подушечка из поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага, печатки из картофеля. Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

Тычок жесткой полусухой кистью Слайд3

Или ватной палочкой. Возраст любой. Кисть используется жесткая, бумага плотная. Ребенок держит кисть или ватную палочку вертикально и ударяет ею по бумаге. При работе кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Оттиск пробкой или поролоном Слайд4

Возраст — от 3-4 лет. Тоже используется штемпельная подушечка из пропитанного гуашью поролоном. Пробка или поролон прижимаются к подушечке и наносятся оттиски на бумагу.

Восковые мелки+акварель, свеча+акварель Слайд5

Применяется с детьми в возрасте от 4 лет. Ребенок рисует восковыми мелками или свечой на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок воском или свечей остается не закрашенным.

Кляксография обычная, с трубочкой, с ниточкой Слайд6

Возраст — от 5 лет. Используется тушь или жидко разведенная гуашь. Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. Получаются пятна, затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, определяется, на что похоже изображение и при необходимости дорисовываются детали.

При кляксографии с трубочкой на пятно, налитое из пластиковой ложечки ребенок дует из трубочки так, чтобы она не касалась ни пятна, ни бумаги. Рассматривается и дорисовывается.

При кляксографии с ниточкой используется ниточка средней толщины. Ниточка опускается в краску, на. листе бумаги выкладывается изображение. Причем один конец ниточки оставляется свободным. Сверху накладывается другой лист бумаги, прижимается и свободной рукой ниточка вытягивается. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг Слайд7

От 5 лет. Используется жесткая кисть, плотная бумага, деревянная или пластиковая линейка. Жидко разведенная гуашь набирается на кисть. Кисть над бумагой ударяется об линейку и краска разбрызгивается на бумагу.

Монотипия предметная и пейзажная Слайд8

Предметная используется с 5 лет, а пейзажная — с 6. Нужна плотная бумага, кисти, гуашь или акварель. Ребенок складывает лист бумаги пополам и на одной половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбирают симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить.

При выполнении пейзажной монотипии рисуется пейзаж, а другой половине получается его отражение в озере или реке. После оттиска исходный рисунок оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Кроме этого, к нетрадиционным техникам относят рисование песком, манной крупой, солью, рисование по ткани и даже рисование молом на асфальте тоже относят к нетрадиционным техникам.

Рисование песком на стекле Слайд10

Данное занятие посильно даже очень маленьким детям, которые любят рисовать руками. В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают. Картины создаются из сыпучего материала - песка. На специальном столе с подсветкой песок тонким слоем наносится на стекло и "переливается", открывая новые горизонты его возможностей. Картины плавно сменяют друг друга, сливаясь в единую линию повествования.

Рисование манной крупой Слайд11

Рисование манной крупой завораживает своей простотой выполнения и своей уникальностью, но самое главное то, что занятия с этими материалами полезны для детей - они развивают детскую моторику и фантазию. Существует несколько способов рисования.

Рисование на подносе (для детей младшего возраста). Слой манной крупы. Разровняйте руками поверхность.

Рисование подкрашенной манной крупой Можно рисовать подкрашенной манной крупой. Окрасить манную крупу можно зеленкой, йодом, гуашью, но, не добавляя много воды, чтобы не получилась каша. На отдельные части рисунка наносим клей и посыпаем его заранее подкрашенной крупой. Работу лучше начинать с более мелких деталей! Получаются очень яркие картинки, что привлекает внимание малышей.

Рисование красками по манной крупе На лист бумаги наносится клей затем насыпаем сверху густой слой манной крупы. Дать просохнуть, встряхнуть, чтобы не приклеенные крупинки осыпались. Теперь лист готов к покраске.

Рисование солью Слайд12

Первый способ – это соленое рисование. Берется соль белая, клей ПВА, краски гуашь, кисточка. Вначале нанесите клей ПВА любыми узорами на трафарет. Это может быть все что угодно-вертикальные, горизонтальные, волнистые линии, точки и т. д. Далее посыпаем все солью и даём немного подсохнуть, затем стряхиваем излишки соли над тарелкой. Оставить до полного высыхания.

Второй способ – это акварель, соль и канцелярский клей Возьмём другой цветок и с помощью воды и кисточки его смочим, затем берём акварельные краски и покрываем поверхность, смешивая цвета по своему вкусу. Пока краски не высохли, добавьте капли прозрачного клея, а затем посыпьте рисунок каменной солью. Соль создает интересный эффект, впитывая пигмент из краски при высыхании. Кроме того, она красиво искриться.

Третий способ – это цветная соль и клей ПВА. Нам понадобится ещё один цветок, клей ПВА и цветная соль. Покрываем изображение тонким слоем клея ПВА.

Участок, на который нанесли клей, посыпаем цветной солью (цвет может быть различный). Лишнюю соль стряхиваем на тарелочку.

Рисование по ткани Слайд13

Рисунки по ткани можно выполнять уже с детьми четырех лет. Рисовать можно по шелку, по ситцу, по вафельному полотенцу. По ситцу рисовать лучше, используя технику «Батик».

Завяжите узелки на ткани, вкладывая туда различные пуговки, фасоль, бобы, гаечки и т. д. Раскрасьте работу так, как вам подскажет фантазия. После высыхания краски, узелки нужно развязать и аккуратно расправить ткань. Для раскрашивания используйте яркую флуоресцентную гуашь или специальные краски по ткани.

Рисование мыльными пузырями Слайд14

Жидкое мыло или моющее средство, коктейльные трубочки, одноразовые стаканчики, плотная бумага, салфетки. В воду добавьте шампунь или жидкое мыло. Концентрация примерно 1:10 (не строго) Добавить в воду мыльный раствор и красители. Чем больше красителя, тем ярче цвет пузырей. Все, теперь можно создавать красивые воздушные шары.

1 способ. Берем соломинку для коктейля и начинаем пенить раствор (дуем в трубочку, чтобы пузыри поднялись в баночке). Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной пене.

2 способ. Можно снимать поднявшиеся пузыри ложкой и выкладывать на листе. Затем всматриваемся в узоры мыльных пузырей и фантазируем и дорисовываем. А можно вырезать узор мыльного пузыря и использовать в аппликации.

Тестопластика (с года) Слайд15

С самыми маленькими детьми очень хорошо начинать лепку из соленого теста. Это очень приятный на ощупь, теплый, нежный, абсолютно безопасный для маленького ребенка Готовые поделки сушат в духовке или просто на воздухе, после чего расписывают, а далее покрывают лаком. Во время работы тесто следует хранить в закрытой посуде или в полиэтиленовом пакете. Тесто можно подкрашивать пищевыми красителями.

Пластилиновая мозаика Слайд16

Есть различные техники пластилинографии: на картоне, пластике. Применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Картинку для будущей работы можно нарисовать самим или перерисовать готовую. Пластилин размазывается тонким слоем, не выходя за контуры рисунка. На доске или листе картона рисуете контур будущей поделки. Чем старше ребенок, тем сложнее может быть контур. Малыш будет заполнять контур кусочками пластилина и получится цветная мозаичная картинка. Когда ребенок станет старше, он сможет создавать большие картины из пластилина, полностью заполняя пространство.

Виды нетрадиционной аппликации

Обрывная аппликация. Слайд17

Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления

Накладная аппликация. Слайд18

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация Слайд19

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация. Слайд20

Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Ленточная аппликация. Слайд21

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

КвиллингСлайд22

Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо, также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцевание Слайд23

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

Коллаж Слайд24

Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Аппликация из салфеток Слайд25

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага Слайд26

Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

Аппликация из ткани. Слайд27

Укрепляются аппликации из ткани приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.

Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

Аппликация из крупы Слайд28

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу.

Аппликация из засушенных растений Слайд29

Популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, соломы так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие.

Публикации по теме:

Конспект НОД по конструктивной деятельности в младшей группе «Ворота для Матрешки»Конспект НОД по конструктивной деятельности в младшей группе «Ворота для Матрешки» Цель: Формирование конструктивных навыков и умений. Задачи: 1. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов.

Конспект конструктивной деятельности в старшей группе «Улица города»Конспект конструктивной деятельности в старшей группе «Улица города» Цель:научить детей строить по замыслу. Задачи: Образовательные - Активизировать знания детей, учить их творчески применять ранее приобретенные.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.

Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности»Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.

Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки».Мастер-класс для педагогов «Традиционные и нетрадиционные методы и приемы лепки». Здравствуйте, уважаемые коллеги!В нашем детском саду получилось так, что за небольшой промежуток времени обновился и «помолодел» наш педагогический.

Консультация «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги. Я хочу с вами поделиться мастер – классом: «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников».

Оформление детского сада. Уголок конструктивной деятельности (часть 2)Оформление детского сада. Уголок конструктивной деятельности (часть 2) Уважаемые коллеги, сегодня хочется продолжить рассказ об уголке конструирования нашей группы. Есть в нашем уголке конструктивной деятельности.

Организация конструктивной деятельности младших дошкольниковОрганизация конструктивной деятельности младших дошкольников Проблема формирования интереса к конструированию у детей младшего возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное.

Социализация личности дошкольников в продуктивной (конструктивной) деятельности Творческие способности ребёнка определяются как способности к созданию оригинального продукта, в процессе работы над которым усвоенные знания,.

Оформление детского сада. Уголок конструктивной деятельности (часть 1)Оформление детского сада. Уголок конструктивной деятельности (часть 1) Любимый нашими детьми уголок конструктивной деятельности Есть в этом уголке и наш талисман группы «Медвежата» – Михайло-строитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные приемы развития художественной и конструктивной деятельности
Опубликовано: 21 февраля 2020 в 20:46
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные приемы развития художественной и конструктивной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Альфия Быкова (УИ 2203056) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД