Светлана Переверзина
Нетрадиционные методы оздоровления дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушения осанки, плоскостопие. И одной из причин таких результатов является неосведомленность родителей в вопросах физического воспитания детей
Перед тем, как рассказать о значении рефлекторной дорожки для укрепления, закаливания и тонизирования детского организма, обратимся к некоторым историческим фактам.
Публикация «Нетрадиционные методы оздоровления дошкольника» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Когда – то наши далекие предки, ходившие, как известно в легких лаптях или босиком, были намного закалённые уже с раннего детства. И вот почему. Ходьба по веточкам, камушкам и другим неровностям почвы осуществляла повседневный массаж подошв и являлась великолепной закаливающей процедурой. Правда, нашим предкам при этом приходилось проявлять немалую смекалку и определенные познания в области целебных свойств растений.
Вы спросите: «При чем здесь растения?» А вот при чем: Травы воздействуют при ходьбе на рефлекторные зоны подошвы, вязанные с центрами головного мозга, гортани, носоглотки и всех других органов. При этом осуществляется своеобразный укрепляющий и закаливающий земной массаж. Такой массаж осуществлялся в мокро ступах (липовые лапти с вложенными в них листьями одуванчика, мать – и – мачехи подорожника, ольхи и фиалки). В них люди смело ходили по болоту – насморк и простуда возникали.
К сожалению, мало кто сегодня ходит босиком. И отрицательный промер в этом отношении мы, взрослые подаем своим детям сами. Ведь утром, еще не встать с постели, мы пытаемся нащупать тапочки. А если же у иного родителя ребенок вздумает пробежаться по квартире босиком, то это может стать причиной плохого настроения в семье на целый день (между тем бояться этого нужно лишь тогда, когда ребенок болен, например гриппом или ОРВИ).
Между прочим, ходьба босиком – это своеобразные сеансы точечного массажа. Физиологи доказали, что подошвы ног – одна из самых мощных рефлекторных зон организма человека. По мнению некоторых специалистов, подошвы ног являются своеобразным распределительным щитом с 72 тысячами нервных окончаний, щитом, через который можно «подключиться» к любому органу: головному мозгу, легких и верхних дыхательных путям, печени и почкам, эндокринных железам и т. д. Вот почему ходьба босиком тонизирует организм и способствует поддержанию его в рабочем состоянии.
Наверняка Вам знакома поговорка «Держи голову в холоде, а ноги в тепле». Она роилась отнюдь не случайно. Все дело в том, что на коже стоп гораздо больше, чем на каких – либо других участках поверхности тела, так называемых терморецепторов, реагирующих на тепло и холод. Обувь, которую мы носим всю жизнь, создает для ног постоянный комфортный микроклимат. Это приводит к тому, что холодовые рецепторы становятся более «изнеженными» и поэтому сразу реагируют даже на малейшие охлаждения, а это не проходит бесследно для любого незакаленного человека. Поэтому стоит промочить ноги в холодную ненастную погоду, как незамедлительно следует расплата за не закалённость.
Однако настоящий закаливающий эффект обычно наступает у тех людей, кто более года в любую погоду изо дня в день занимается дозированным босохождение.
Плоскостопие сейчас встречается не менее чем у 40 % школьников, но истоки его – в дошкольном возрасте. Это своеобразная дань за гиподинамию и гипокинезию, за ношение неправильно подобранной обуви. Хождение же босиком в значительной степени позволяет предупреждать и даже вылечивать этот дефект. Не случайно в тех странах, где жители много ходят босиком (в Индии, Вьетнаме, Индонезии, с подобной ортопедической патологией врачи почти не сталкиваются.
Необходимо заметить, что закаливание ходьбой босиком, как и все виды физиологической нагрузки или тренировки, должно быть постепенным и систематическим. Особенно это касается детей раннего возраста. Начинать лучше всего с хождения в теплой комнате по ковру или половику, затем – по деревянному полу. Для занятий хорошо использовать специальные резиновые коврики с шиповым рифлением. Приобрести такие коврики можно в хозяйственных или спортивных магазинах. А вот, например, дорожку – «топожку» (так ее называют дети) можно сделать собственными руками два парусиновых полотна L= до 100 см и шириной 20 – 25 см сшиваются с 2 - х узких и одной длинной сторон, прострачиваются отсеки. В некоторые из них с не простроченной стороны вшиваются молнии, а затем вкладываются мешочки с горохом, фасолью, камушками, песком, в некоторые отсеки пришивают петли из бельевой резинки, чтобы можно было вставлять круглые, четырехгранные палочки. Хранят дорожку в свернутом виде. А вот другой более серьезный коврик, который осуществляет прямой точечный массаж стоп: в деревянные коробы h=7 см, L = 25 см насыпают орехи, каштаны, гречка, горох, керамзит. Таких коробов наполняют 5 штук. Предметы располагаются по мере увеличения внешнего объема: горох, кукуруза, фасоль, орехи, каштаны, грецкие орехи. Последние две деревянные платины заполняются приклеенными пластмассовыми и железными крышками (ребристой стороной вверх).
Если ребенок затрудняется пройти босиком, ему можно предложить ходьбу в носочках. Каждое утро перед утренней зарядкой можно предложить детям ходьбу по тренажерному коврику. Отличное тонизирующее средство! В дальнейшем, используя этот коврик, можно перейти к бегу на месте и прыжкам. Повседневно массировать стопы можно с помощью скакалки, круглой палки, массажного мяча, т. е. чтобы ребенок катал предложений ему предмет несколько минут в день в различных направлениях.
Таким образом, занятие надо начинать с ходьбы по коврику с шиповым рифлением, а заканчивать на обычном ковре.
Можно подвести итог нашей беседы: при ходьбе босиком увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, стимулируется умственная деятельность – организм ребенка развивается.
Библиографический список:
1. Васильева М. А. «Программа воспитание и обучения ребенка в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой. М., 2003.
2. Кудрявцев Т. В., Б. Б. Егоров. «Развивающая педагогика оздоровления» – М. : Линка Пресс, 2000.
3. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – М. : Мозайка – Синтез,2000. – 256.
4. Фопель К. Привет, ножки! Подвижные игры для детей 3- 6 лет. – Пер. с нем. – М. : «Генезис»,2005. – 135.
5. Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М. : Просвещение,1984.