Анна Калинина
Нетрадиционные методы организации двигательных занятий для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор: Калинина Анна Викторовна, инструктор по физической культуре МБДОУ МО г. Краснодар «Цент развития ребёнка – детский сад № 173»
Материал предназначен для инструкторов по физической культуре дошкольников, воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Цель: познакомить с разнообразием форм и методов организации занятий по физической культуре с детьми дошкольного возраста.
Публикация «Нетрадиционные методы организации двигательных занятий для дошкольников» размещена в разделах
Разнообразие нетрадиционных методов организации физкультурных занятий помогает заложить прочный фундамент для крепкого здоровья и гармоничного развития ребенка.
Методы проведения занятий физической культурой для детей дошкольного возраста становятся все более разнообразными и актуальными. В последние годы наблюдается снижение здоровья у детей, что подчеркивает необходимость формирования здоровых привычек с раннего возраста. На данном этапе происходит активное развитие важнейших систем организма, закладывающих основы для здорового образа жизни.
Физические занятия играют важную роль в образовательном и оздоровительном направлениях. Правильная организация физической активности в детском саду содействует накоплению энергии и развитию малышей. Образовательные учреждения должны использовать альтернативные методы физкультуры для повышения здоровья детей. Классические подходы часто ведут к утрате интереса из-за монотонности, поэтому актуальны более увлекательные форматы.
Занятия, построенные вокруг одной темы, могут быть как фантастическими, так и основанными на реальных событиях. При этом физическая активность должна соответствовать выбранному сюжету.
Тренировочные занятия фокусируются на усвоении конкретных движений, что позволяет многократно отрабатывать технику выполнения. Это включает в себя циклические движения, акробатические элементы, а также упражнения, направленные на развитие реакции, ловкости и выносливости.
Занятия на спортивных площадках и с использованием тренажеров предлагают разнообразие упражнений. Важно, чтобы дети приобрели необходимые двигательные навыки и могли эффективно работать с оборудованием, а также овладели методами безопасности при тренировках.
Чтобы снизить напряжение после занятий с высокой интеллектуальной нагрузкой и внести положительные эмоции, рекомендуется проводить занятия, основанные на подвижных и спортивных играх.
Занятия, включающие элементы психогимнастики, нацелены на развитие и коррекцию познавательной, эмоциональной и личностной сфер ребенка. Нетрадиционные методики, такие как медитация, танцы и релаксация, создадут позитивную атмосферу на занятиях.
Занятие, связанное с музыкой и физической активностью. В начальной части проводятся различные формы ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, а также исполнение танцевальных движений и общеразвивающие упражнения, вдохновленные художественной гимнастикой. После этого для детей организуются музыкальные игры и танцы.
Игра с образовательной целью с использованием карточек. Каждому ребенку выдается карточка с изображением основных движений, которые он должен выполнить, и указаниями по их последовательности. Дети начинают двигаться по сигналу воспитателя. На карточках могут быть изображены предметы, необходимые для выполнения упражнений, что особенно полезно для слабослышащих детей, так как помогает им понять задания.
Для мальчиков и девочек проводятся отдельные физкультурные занятия. Главная задача — формировать гендерно-адекватное ролевое поведение во время физических упражнений.
Театр физической культуры для детей дошкольного возраста включает в себя организацию движений в формате мини-игры, где малыши могут примерять роли животных, птиц или волшебных персонажей. На занятиях активно применяются иллюстрации, схемы и музыкальные произведения.
Эвритмическая гимнастика представляет собой форму оздоровительной и развивающей гимнастики, основанной на ритмических движениях, музыкальных образцах, базовых шагов и элементах аэробики. Во время выполнения упражнений детям предлагается считать количество шагов.
Занятия с фитболами способствуют быстрому освоению различных движений и развитию физических качеств. В играх с фитболами используются общеразвивающие упражнения из разных начальных позиций, динамические упражнения и различные броски. Эти занятия помогают детям улучшать координацию, повышать выносливость и предотвращать проблемы с осанкой, а также укрепляют основные группы мышц.
Кинезиологическая гимнастика способствует активации обеих полушарий мозга, что улучшает восприятие информации. Занятия кинезиологией способствуют физическому и интеллектуальному развитию детей, включая тех, кто имеет ограничения. Эффективность методов обучения возрастает благодаря регулярным физическим упражнениям, выбор которых зависит от задач специалиста и возраста ребенка.
Игровой стретчинг включает специально подобранные упражнения на растяжку в игровой форме, сочетая элементы лечебной физкультуры, коррекционной гимнастики, релаксации и музыкального сопровождения. Занятия степ-гимнастикой с использованием платформ развивают подвижность суставов, формируют свод стопы, укрепляют мышечные группы и улучшают гибкость, способствуя правильной осанке.
Разнообразие нетрадиционных методов организации физкультурных занятий помогает заложить прочный фундамент для крепкого здоровья и гармоничного развития ребенка.
Список литературы:
1. Мелехина Н. А., Колмыкова Л. А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 112с.
2. Рунова М. А. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5 – 7 лет. – М. : Просвещение, 2006. – 141с.
3. Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. — М., 2005.
4. Тимофеева Н. В. Нетрадиционные формы занятий с дошкольниками. – М. Учитель, 2014 г. – 128с.
5. Фомина Н. А. и др. Сказочный театр физической культуры. - Волгоград: Учитель, 2004. – 96с.