Оля Березина
Опыт работы «Нетрадиционные методы аппликации как средство развития мелкой моторики рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные методы аппликации, как средство развития мелкой моторики рук.
«Истоки творческих способностей и дарования детей
на кончиках их пальцев…»
Человеческие руки - это именно тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка. Важность данной темы заключается в том, что развитие мелкой моторики у детей позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность, способствует развитию внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу.
Публикация «Опыт работы „Нетрадиционные методы аппликации как средство развития мелкой моторики рук“» размещена в разделах
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Мелкая моторика
- Опыт работы, практика
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Побуждать пальчики работать — одна из важнейших задач занятий по изобразительной деятельности, которая приносит много радости дошкольникам. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, для развития творческих способностей недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Изначально всякое детское художество сводится не к тому, что изображать, а на чём и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, мышление, внимание, речь, а также словарный запас. Изобразительная деятельность, одна из любимейших дошкольниками, отражает их интересы, мысли, чувства, отношение к окружающему.
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук полностью увлекло детей, в процессе занятия мы используем нетрадиционные материалы в аппликации. Мы пришли к выводу, что правильно подобранные методы и приемы обучения нетрадиционной техники в аппликации способствуют развитию мелкой моторики у детей. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Для развития тонкой ручной координации важно также, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. В своей работе мы уделяем большое внимание аппликации, как одному из методов развития мелкой моторики.
Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ. Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, соленое тесто, природные материалы и др., знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. В своей работе использую следующие виды аппликации :
• Модульная аппликация (мозаика). При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки глянцевых журналов.
• Аппликация из крупы развивает тактильные ощущения. Для этого используем манку, рис, пшено, гречневую крупу.
• Аппликация из засушенных растений (флористика). Работа с природным материалом расширяет знания в области поисково-исследовательской деятельности детей. Материалы для композиций мы собираем на территории детского сада совместно с ребятами. Это шишки, веточки, листочки, палочки, камушки.
Так же используем следующие материалы - шерстяные нитки, ватные диски, пуговицы, деревянные спилы, соленое тесто, опилки.
На занятиях по аппликации детей младшего дошкольного возраста приучаем к правилам аккуратности: не набирать на кисть много клея, после намазывания ставить кисть на подставку, намазывать формы только на клееночке, при наклеивании прижимать фигуру тряпочкой. Сначала ребят знакомим с процессом наклеивания готовых форм, они учатся сочетать и чередовать их по форме, цвету, величине (большой - маленький, высокий - низкий, составлять изображение из нескольких частей, учатся соблюдать последовательность в работе.
Работа с различными материалами в различных нетрадиционных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзьям. Все детские работы хранятся в личном портфолио, в приемной группы постоянно проводятся выставки детских работ. Для сохранения здоровья детей проводим в середине каждого занятия комплекс упражнений физ. минуток, дыхательной и пальчиковой гимнастики, упражнения для рук с предметами, что способствует развитию концентрации внимания, "ручной умелости", снятию напряжения. Стараемся создать положительный эмоциональный фон, используя музыку и шумовые эффекты (шум леса, ветра, пение птиц, голоса животных). Таким образом, проводимая работа по данному направлению приносит эмоциональные, очень положительные отклики у детей от создания своего особенного образа в аппликации. Дети полюбили творчество, у дошкольников развивается ручной труд, что дает начало развитию мышления, а это главный результат по данному направлению.
Литература:
Казакова Р. Г. Нетрадиционные техники. Планирование. Конспекты занятий. Р. Г. Казакова. - Москва: Творческий центр, 2005. Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома: пособие для педагогов и родителей: для занятий с детьми 4-7 лет Л. В. Куцакова - Москва: Мозаика-Синтез, 2008.