Дарья Соколова
Нетрадиционные игровые технологии работы в практике логопеда ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ В ПРАКТИКЕ ЛОГОПЕДА ДОО
Учитель-логопед Соколова Д. М.
Современное общество диктует всё новые правила, заставляет каждого педагога искать новые пути, формы и методы организации педагогической деятельности. Обуславливая необходимость важных изменений в определении содержания и организации педагогического процесса.
Публикация «Нетрадиционные игровые технологии работы в практике логопеда ДОО» размещена в разделах
Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен опыт, который может быть использован. В первую очередь это игровые технологии. Они имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя.
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение, речь ребёнка. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности необходимы для дальнейшей жизни.
Целью использования игровой технологии в логопедические практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности.
В практике логопеда применяются такие инновационные технологии как мнемотехника, дыхательная гимнастика с применением развивающих игр, артикуляционная гимнастика – нетрадиционные её методы, биоэнергопластика, су-джок терапия, кинезиологические упражнения, дидактические игры, игры с кинетическим песком, применением информационных технологий.
Мнемоника, или мнемотехника, — это наука, обучающая искусству запоминания с помощью определённых приёмов и методов. Её задача — улучшение памяти посредством использования ассоциаций.
Мнемотаблицы - схемы используются:
· При отгадывании загадок
· Для акустической и артикуляционной характеристики звуков
· При автоматизации звуков
· При заучивании стихотворений
· При пересказе художественной литературы
· При составлении предложений
· Для обогащения словарного запаса
· При составлении описательных рассказов.
Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием за-поминают тексты. Этап автоматизации звуков проходит намного интереснее, и результативность коррекционной работы возрастает, т. к. повышается объем зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность детей.
При формировании правильного звукопроизношения мнемотехнику можно использовать на всех этапах коррекционной работы, так как мнемотехника многофункциональна. На этапе вызывания и постановки изолированного звука это может быть рисованный либо схематично-графический образ звука, помогающий ребенку припомнить правильный артикуляционный уклад и акустическое звучание звука. По мере усложнения работы (автоматизация звука) усложняется образ звука, это уже определенная схема (набор) знаков-символов. Количество символов зависит от индивидуальных способностей ребенка и от этапа работы.
Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела и рук. Иными словами, биоэнергопластика – это взаимодействие рук и языка, при этом движения рук имитируют движения губ, языка, нижней челюсти.
Существует система работы с детьми с использованием биоэнергопластики. Её авторами являются А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко. Согласно разработанной ими системе, гимнастика является средством формирования речемыслительной деятельности и культуры устной речи детей. Авторы рекомендуют использовать артикуляционные упражнения для развития гибкости и подвижности отдельных частей артикуляционного аппарата. Движения рук при выполнении гимнастики имитируют движения губ, языка, нижней челюсти.
Особенности работы с применением биоэнергопластики:
• Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.
• К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
• Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
• Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
• С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж
Су-джок-терапия – это оригинальный способ проработки рефлекторных точек кистей и стоп, позволяющий восстановить функции организма, предупредить развитие серьезных заболеваний и оказать скорую помощь человеку, чье здоровье находится под угрозой.
В логопедической работе приёмы Су –Джок терапии используются в качестве массажа для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом для стимуляции является массаж специальным шариком и кольцом.
Кинетический песок — материал для детского творчества с высоким показателем полезности.
• С таким песком можно весело играть дома в любое время года и в любую погоду.
• Материал чистый и безопасный, чего нельзя всегда сказать о песке в дворовой песочнице.
• Игры с кинетическим песком отлично развивают мелкую моторику.
• Занятия с таким песком успокаивают ребенка и учат концентрировать внимание.
• Играя с кинетическим песком, ребенок раскрепощается, снимает стресс, выражает себя и эмоционально отдыхает.
• Благодаря занятиям с данным материалом у малышей развивается тактильная чувствительность и воображение.
Используя кинетический песок, решаются следующие задачи:
— развитие диафрагмального дыхания;
— развитие фонематических представлений;
— совершенствование грамматического строя речи;
— автоматизация поставленных звуков;
— развитие связной речи;
— формирование слоговой структуры речи;
— развитие мелкой и артикуляционной моторики.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они влияют не толь-ко на развитие умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в раз-личных областях психики.
Польза кинезиологических упражнений:
1. Кинезиологические упражнения развивают двухполушарное мышление, повышают обучаемость и помогают избавиться от неуспешности.
2. Развивают речь, а также крупную и мелкую моторику.
3. Развивают интеллектуальные и творческие способности.
4. Улучшают долговременную и кратковременную память.
5. Формируют пространственные представления.
6. Облегчают процесс чтения и письма.
Техника выполнения заданий :
1. Занятия по кинезиологии необходимо проводить каждый день, без пропусков.
2. Продолжительность занятий может составлять от 5-10 до 20-25 минут в день. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.
3. Занятия должны проходить в доброжелательной обстановке, чтоб ребенку было комфортно.
4. Все упражнения следует выполнять точно и вместе с ребенком, постепенно усложняя задания и увеличивая время занятий.
5. Проводить упражнения можно стоя или идя за столом.
6. Каждое занятие должно включать упражнения для развития разных полушарий и их взаимодействия.
Популярностью пользуются информационные технологии. Они позволяют сделать занятие захватывающим. С помощью компьютера или интерактивной доски логопед может применить рассмотренные выше техники более продуктивно.
Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое.
Физкультминутку для учащихся тоже может провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах. Существуют также компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.
Заключительная часть занятия может в текстовом файле содержать проблемные вопросы по теме занятия (для подведения итогов) или стать поощрением за хорошую работу (любимые компьютерные игры детей).
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Внедрение современных компьютерных технологий в логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Компьютерные технологии являются еще одним эффективным способом формирования правильной речи и коррекции ее недостатков. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы учителя-логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия с другими участниками образовательного процесса, что позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы.