Наталья Николаевна Евтифеева
Нетрадиционные формы вовлечения родителей в процесс по предупреждению и коррекции речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные формы вовлечения родителей в процесс по предупреждению и коррекции речевых нарушений.
Учитель-логопед Евтифеева Н. Н.
1. Занятия с родителями в первой младшей группе по программе «Вместе играем и растем» проводится на протяжении 3-х лет. Эта программа направлена на наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала детей раннего возраста, формирование и развитие их социально-психологических умений и навыков, предупреждение речевых нарушений, развитие творческих способностей, а также формирование у родителей высокой педагогической компетентности в вопросах воспитания и развития речи своих детей.
Публикация «Нетрадиционные формы вовлечения родителей в процесс по предупреждению и коррекции речевых нарушений» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Цель: формировать речевое развитие ребёнка раннего возраста посредством двигательных упражнений и игр в сочетании стихотворного текста.
Задачи:
1. Развивать речь детей раннего возраста за счёт использования музыкально-ритмических упражнений.
2. Развить мелкую моторику детей раннего возраста с использованием музыкального сопровождения и продуктивно-творческих заданий.
3. Развить чувства ритма у детей раннего возраста с применением музыкально-ритмических и дидактических игр.
4. Организовать психолого-педагогическое сопровождение родителей с целью обучения способам развития психомоторных свойств детей раннего возраста.
Программа содержит два раздела: практический, который предполагает работу с детьми и родителями, и теоретический, разработанный для родителей.
Вывод: достигли достаточного уровня информированности родителей о процессе предупреждение речевых нарушений и преодоления возможных трудностей. Родители научились применять музыкально-ритмические, дидактические игры, творческие задания во взаимодействии с детьми. Придумывают свои игры и делятся своими достижениями.
2. Работа родительского клуба «Развивай-ка» в средней группе. Воспитатели средней группы продолжают работу по предупреждению речевых нарушений. Они апробируют свою программу на базе детского сада «Чайка». В занятие включены: упражнения и игры на развитие фонематического слухового и зрительного восприятия, упражнения на развитие артикуляционного аппарата, на развитие дыхания, на развитие общей и мелкой моторики.
Цель: познакомить родителей со значением занимательных игр в развитии речи детей, с рекомендациями по предупреждению речевых нарушений.
Задачи:
1. Дать родителям теоретические знания об основном виде детской деятельности – игре, о её влиянии на речевое развитие ребёнка.
2. Развивать практические умения родителей и детей, учить создавать игры своими руками и их проигрывать.
3. Продолжить развить чувства ритма у родителей и детей с применением музыкально-ритмических и дидактических игр.
4. Развивать фонематическое слуховое и зрительное восприятие.
Вывод: установлен тесный контакт и взаимопонимания между ДОУ и родителями, что благоприятно сказывается на развитии речи ребёнка. У родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление помогающее родителям преодолевать трудности в воспитании детей.
3. В группах компенсирующей направленности еженедельные занятия с родителями и детьми «Послушный язычок».
План занятия:
1. Приветствие
2. Цель и задачи
3. Дыхательная гимнастика
4. Артикуляционная гимнастика
5. Речевая игра по теме
6. Пальчиковая гимнастика
7. Творческое задание
8. Разбор с объяснениями домашнего задания
9. Заключительная часть
Тема «Посуда»
Цель: познакомить детей с притяжательными прилагательными с суффиксом (ин).
Задачи:
1. Научить образовывать и употреблять притяжательные прилагательные суффиксом (ин).
2. Научить задавать вопросы с вопросительными местоимениями чей? чья? чье? чьи?
3. Закрепить навык образование с суффиксами уменьшительно-ласкательных существительных.
4. Продолжить развивать фонематическое слуховое восприятие.
Оборудование: предметные картинки «семья» : папа, мама, дедушка, бабушка, тётя, дядя; картинки предметов посуды : половник, ложка, чашка, кастрюля, сковорода, вилка, чайник, стакан, нож, тарелка; картинки материала: фарфор, дерево, железо, стекло, пластмасс; цветные карточки.
Предметы посуды : деревянная кружка, стеклянный стакан, фарфоровая чашка, железная кружка.
Ход занятия:
Организационный момент
- Здравствуйте ребята и родители. Сядут те, кто отгадает мои загадки.
Всех кормлю с охотой я,
А сама безротая (Ложка)
Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая (Чашка)
И оладьи, и омлет,
И картошку на обед,
А блины – вот это да!
Жарит всё (Сковорода)
Среди ложек я полковник.
И зовут меня? (Половник)
На плите стоит горячей
Вкусноту под крышкой прячет,
Кашу варит в ней мамуля,
Ручки две, одна (Кастрюля)
- Как назвать, одним словом все предметы, которые вы назвали? (Посуда)
II. Основная часть.
- Сегодня на занятии мы продолжим говорить о посуде и будем учиться задавать вопросы. Я вас познакомлю с играми, в которые вы можете поиграть дома.
Артикуляционная гимнастика.
- Прежде чем начать играть, настоим язычок на работу.
«Блинчики»
Блинчики мы выпекали,
На тарелочки их клали.
Лежи, блинчик, остывай
И к обеду поспевай.
«Вкусное варенье»
Мы варенье смаковали,
Потом губы облизали.
«Чашка»
Завернули края языка –
Вышла чашка.
А вот и она!
Упражнения для развития дыхания.
«Горячий чай»
Ты чай душистый
Любишь пить?
Его сначала надо
Остудить!
- Полегоньку подуть несколько раз –
«сделать глоточек» (полегоньку втянуть ртом воздух);
опять подуть на чай и «отпить».
Игра «Чей, чья, чьи?» — упражнение в постановке вопросов и в ответах на
них.
- Соревноваться будут две команды.
- Посмотрите и назовите, кто изображен на картинках. (Папа, мама, бабушка, дедушка, тётя, дядя и предметы посуды).
- Картинки у команд одинаковые.
- Первая команда задаёт вопрос, вторая отвечает, потом поменяются ролями.
- Участник, задающий вопрос выбирает участника, кто будет отвечать, после этого выбирает картинку с человеком (папа, картинку с предметом посуды (чайник) и задаё т вопрос: чей чайник? – папин чайник и т. д.
- За правильный заданный вопрос и за правильный ответ участник получает фишку.
- Какая команда больше набирает фишек, та и выигрывает.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре (последовательно соединяют большие пальцы с указательными, средними, безымянными и мизинцами,
Мы посуду починили (трут ладони друг о друга).
Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку (загибают пальцы).
Игра «Назови ласково»
- Вопросы задаются такие же, ответы звучат так же, но предметы посуды называем ласково.
Образец: Чья ложечка? – мамина ложечка.
Чей стаканчик? – Дедушкин стаканчик.
И т. д.
Физкультминутка.
Я – чайник, ворчун, Дети стоят, изогнув одну руку, как
хлопотун, сумасброд, носик чайника, другую руку держат на поясе.
Я вам напоказ Животик надут.
выставляю живот.
Я чай кипячу, Топают обеими ногами.
клокочу и кричу:
– Эй, люди, я с вами Делают призывные движения
попить чай хочу. Правой рукой.
Игра «Кружки – болтушки».
- Наши кружки любят петь, а как они поют, мы сейчас услышим.
- Перед вами четыре кружки (бабушкина фарфоровая, папина железная, мамина стеклянная, дедушкина деревянная). Взрослый ударяет по ним палочкой. Дети внимательно слушают и запоминают, как звучит каждая кружка. Потом дети отворачиваются и по звуку должны отгадать, чья звучала кружка первая, вторая и т. д.?
Образец: Чья кружка звучала первая? – Первая кружка звучала папина.
Творческое задание
- Придумайте вопрос при помощи схемы.
- Выбираем картинку человека (о ком будет идти речь, цвет (который нам нравится, материал (из которого может быть изготовлен предмет посуды) и сам предмет посуды.
- Родители помогают составить вопрос, а ребёнок задаёт вопрос самостоятельно.
Образец: это бабушкина белая фарфоровая чашка?
?
Человек
Цвет
Материал
Предмет
III. Итог
- Ребята вы все молодцы! Задания были трудными, но вы справились.
- Дома с родителями придумайте свою игру, а потом мы поиграем в неё в детском саду.
Вывод: я на своих занятиях получаю практическую возможность увидеть, как родители влияют на своих детей, как их мотивируют, помогают детям решать разного рода задачи, что даёт почву для корректировки дальнейшей работы с детьми совместно с родителями.