Татьяна Дунаева
Нетрадиционные формы работы в непосредственной образовательной деятельности по математике
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные формы работы в непосредственной образовательной деятельности по математике.
Процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольников занимает центральное место в подготовке ребенка к школе. По своему содержанию эта подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычислению.
Публикация «Нетрадиционные формы работы в непосредственной образовательной деятельности по математике» размещена в разделах
Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и логично рассуждать, продуктивно мыслить. В процессе решения проблемных задач ребенок открывает для себя те законы, правила, принципы, которые составляют главное достояние человечества. Он не получает их в готовом виде, и приобщается к творческому процессу путем открытия нового. Поэтому образование должно устремлять ребенка в перспективу саморазвития, расширения его сознание на основе творческой деятельности.
. Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений, навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому главной целью дошкольного образования должно стать всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационно - волевой сферы интеллектуальных и творческих способностей.
Дошкольник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Для того чтобы поддерживать в процессе образовательной деятельности внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И в этом помогут нетрадиционные занятия. (Слайд 2)
В современных ДОУ используют следующие нетрадиционные формы работы :
• Игры-соревнования
• КВН
• Театрализованные игры
• Сюжетно-ролевые игры
• Консультации
• Игры по взаимообучению
• Аукционы
• Игры-сомнения
• Игры-путешествия
• Сказки
• Диалоги
• Игры типа «Следствие ведут знатоки»
• Игра типа «Поле чудес»
• Игра викторина
На своих занятиях по математике я использую следующие формы :
Игры - соревнования. (Слайд 3)
( Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)
Сюжетно-ролевые игры. (Слайд 4)
(Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения). Например, тема «Геометрические фигуры: круг и овал» группа детей 4-х летнего возраста.
«Овощной магазин».
Я – продавец. Дети –покупатели. Я продаю овощи похожие по форме на овал и круг (помидоры, огурца, капусту, закрепляем понятие формы и цвета, учим соотносить формы предметов с геометрическими фигурами. Дети расплачиваются в магазине деньгами в форме геометрических фигур (овал, круг, квадрат, треугольник).
Консультации. (Когда ребёнок обучается, консультируясь у другого ребёнка). Например, когда дети работают в паре с карточками. При выполнении заданий, дети обмениваются и проверяют друг у друга.
Игры по взаимообучению. (Ребёнок-«консультант» обучает других детей сравнивать, классифицировать, обобщать). Например, работа у доски.
Аукционы. Математический аукцион проводится так: сначала дети выполняют математические задания и зарабатывают фишки, на которые впоследствии прохождения аукциона приобретают вещи. (Приложение 1. Конспект занятия).
Игры-сомнения (поиск истины).
(Исследовательская деятельность детей типа тает - не тает, летает - не летает). Например, тема «Ориентирование в пространстве. Счёт до 4х.».
Игры-путешествия. Например, «Путешествие в страну геометрических фигур»
Сказки. Например, математическая сказка «Как родилась линия». Использовала на занятиях у детей 5- летнего возраста гр. Незабудка. (Приложение 2)
Театрализованные игры.
(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию). Например, фрагмент образовательной деятельности с детьми по теме «Математическая сказка о том, как подружились геометрические фигуры».
Данная образовательная деятельность организована в форме театрализованной постановки. Она может являться итоговым мероприятием по изучению темы «Геометрические фигуры». Сценарий построен на основе сюжета русской народной сказки «Теремок», но героями являются геометрические фигуры.
Активизации детей во время просмотра сказки способствуют обращения героев к зрителям (загадки, помощь в расселении героев по комнатам).(Приложение 3).
КВН. (Поиграть с присутствующими)
(Предполагает разделение детей на 2 подгруппы и проводится как математическая или литературная викторина).Например, задания для детей 6-7 летнего возраста. Можно использовать как итоговое занятие в конце учебного года.
Тур 1 «Представление команд»
Тур 2 «Разминка»
• Сколько раз пробили часы, когда Золушка убежала из королевского дворца и потеряла туфельку?
• В сказке поросята прогоняют злого волка. Сколько было поросят?
• Сколько братьев- месяцев встретила падчерица в лесу, отправившись за подснежниками?
• Сколько гномов приютили Белоснежку?
• Сколько углов у квадрата?
• Яблоко круглое или треугольное?
• Коля прибежал из школы первым, а Оля- второй. Кто бегает быстрее?
• Что больше: рубль или копейка?
• В Созвездии выходной в воскресенье или в среду?
• Сколько солнышек на небе?
• Сколько пальцев у перчатки?
• Сколько огоньков у светофора?
• Сколько носов у двух котов?
• Сколько глаз у совы?
3-й тур. Конкурс капитанов. (Слайд)
Заключение.
Особенность обучения дошкольников – его организация в форме игры и связанных с ними продуктивных и художественных деятельностей. Математические игры интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе и задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.
Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы:
-использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся;
-можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;
-нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;
-занятия способствуют развитию умения работать самостоятельно;
- в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры);
-ребята с удовольствием ждут таких занятий.
Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме.
Нетрадиционные занятия чаще имеют место при проверке и обобщении знаний детей. Но некоторые из них (путешествие, интегрированные) использую при изучении нового материала.
Каким бы многоопытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.
Я считаю, что занятия в нетрадиционной форме помогли мне повысить активность детей на занятии, привлечь их внимание, расширить словарный запас.