Любовь Короткова
Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него.
Публикация «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ» размещена в разделах
Я, как воспитатель часто использую разные формы работы с родителями, стараюсь найти новые подходы. Сегодня я хочу рассказать вам о некоторых формах.
1. В 2016 году я набрала группу малышей в возрасте 2 лет и было проведено первое родительское собрание «Игротека. Путешествие в Страну Сенсорики», где родители знакомились через тактильные ощущения с играми для деток их возраста, проигрывая их, получая от этого наслаждение и пополнение своего багажа знаниями о дидактических играх по знакомству детей с формой, цветом предметов.
2. Дети этого возраста довольно-таки активны в физическом развитии. И у меня появилось предложение, провести спортивный досуг «По следам Колобка». Но так как детей много, и движения у них быстрые, скорее даже хаотичные - одной мне не справится. Я решила пригласить родителей и провели вместе с детками замечательный совместный спортивный досуг.
3. В этом же году мною было проведено нетрадиционное родительское собрание «Семья, что может быть дороже». Готовясь к этому собранию, я преследовала следующие задачи: вовлечение родителей в совместную деятельность, развивать творческие способности родителей в процессе совместной деятельности, совершенствовать качество работы д/с при взаимодействии с родителями.
На данном собрании мы затронули вопрос нравственного отношения к семейным традициям, где каждый поделился традициями своей семьи.
Далее мы перешли к вопросу о здоровом образе жизни и совместными умениями из подручных средств пополнили наш уголок физкультуры нетрадиционным оборудованием.
4. По мере взросления детей, я пересматривала и работу с родителями.
Данный год мы начали с первого нашего похода на природу, на Чернуху. К сожалению, не многие родители смогли с нами пойти, но желание было у каждого. А кроме желания нужна ещё возможность…
Большинство родителей только что вышли из отпуска на работу, поэтому отпрашиваться с работы не стали. Найдя в интернете спортивный досуг «Туристический рюкзачок», мы собрали инвентарь, родители подготовили провизию для детей…. И мы сделали наш первый поход. Дети вернулись, конечно, все уставшие, но очень счастливые…
5. На 2018-2019 уч. год, темой моего самообразования была «Приобщение детей средней группы к истокам народной культуры». В рамках этой работы мною было проведено Анкетирование родителей группы «Народные праздники в детском саду и дома», где были такие вопросы :
1. Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?
2. Существуют ли традиции в Вашей семье? Какие?
3. Какие народные праздники Вы знаете?
4. Какие народные праздники Вы отмечаете в Вашей семье?
5. О каком празднике Вы узнали от своих предков?
6. Как Вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?
7. Каковы особенности народных традиций Вашего города, края?
8. Какие формы работы Вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники», «Народные игры»?
9. Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?
10. Что бы Вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей
11. Какие народные игры Вам известны?
12. Ходите ли вы с ребёнком в музей?
Обработав результаты анкеты, я сделала вывод, что родители не осведомлены по поводу народных праздников, существованием музея в нашем городе. Была крайне удивлена, получив отрицательные ответы на эти вопросы. И, исходя из этого, решила немного расширить кругозор родителей. Провела творческое родительское собрание «Воспитаем патриота. Знакомство с Филимоновской свистулькой». Для каждого из нас Родина – это личное : любимые, родные места, гордость за своих родных и близких, за свой народ и ощущение единства и неразрывности с окружающим. Но для того, чтобы стать частью Родины, Отечества, нужно знать её культуру, историю, традиции, уважать своё прошлое, узнавать свои истоки, окружить себя культурным полем. Поэтому не стоит забывать праздники и обычаи нашего народа, его фольклор, народную мудрость, красоту живописи и богатство музыки. Испокон веков всё это бережно сохранялось и передавалось из поколения в поколение. Народное богатство прошло через победы и поражения, открытия и неудачи, надеясь на дельнейшую жизнь.
Так как собрание было накануне Нового года (а символом 2019года была свинья, мне в интернете попалась фигурка свиньи с Филимоновской росписью. И я решила опробовать её с родителями и детьми группы. Дома муж мне сделал солёное тесто…и на следующий день у нас на группе закипела работа… Вылепив фигурки мы оставили их досыхать на группе, договорившись встретиться через неделю и раскрасить получившиеся поделки.
При взаимодействии с родителями по теме самообразования мы решили создать на группе мини-музей «Изделия из дерева», где совместными усилиями были собраны экспонаты из дерева от современных до исторических, игры и игрушки из дерева.
Также в рамках этой темы самообразования велись экскурсии в наш музей «Беломорские Петроглифы», где сотрудники музея делились своими рассказами и играми о прошлом нашего края, быте поморов, их традициями и обычаями, осенними посиделками. Дети были не только пассивными слушателями, но и активно вовлечены в игровой процесс занятия.
В ходе данной темы, по изучению и привитию любви у детей к нашему краю Карелии. Подводный мир моря труднодоступен для повседневного обозрения. И в то же время, человек чаще является потребителем, нежели созидателем в отношении обитателей морских глубин. Это позволит акцентировать внимание детей на бережном отношении к дарам моря и разумном их использовании.
Знакомство с рыбами нашего края предоставляет возможность внести в сознание детей образ человека как «созидателя», обладающего большими возможностями.
Для знакомства детей с загадочным и таинственным миром моря был создан данный конспект нод «Рыбы Карелии».
Мы живём около моря, но ребёнок не может увидеть рыб даже находясь около водоёма. Поэтому, взяла тему «Рыбы Карелии». К тому же, дома эта тема подробно не рассматривается. Как говорится: «Съели и забыли». Провела родительское собрание по теме «Лэпбук, как активная форма развития детей дошкольного возраста». Вместе с родителями обсудила данную тему. Вместе собрали интересную информацию, а в дальнейшем и составили лэпбук «Рыбы Карелии».
Продолжая тему патриотического воспитания, на своей группе совместными усилиями
Мастер-класс, как одна из форм работы с родителями. Опять же, возвращаясь к теме нашей Родины, к защитникам Родины, отдавая дань памяти не вернувшихся с поля боя воинов. День победы – самый любимый, самый главный праздник в нашей стране. Мы должны обязательно помнить – подобной страшной трагедии не должно повториться. И я провела мастер- класс по изготовлению открытки к 9 мая. Трудно придумать более трогательный знак внимания к ветеранам войны, чем праздничная открытка, сделанная руками детей. Он будет самым ценным подарком, а для ветеранов особенно.
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за её пределами.