Попова Ольга Петровна
Нетрадиционные формы работы с родителями по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное воспитание является самым важным периодом в формировании подрастающего поколения.
Ведь дошкольное воспитание - это, прежде всего, задача родителей, а уже потом педагогов, логопедов, психологов и т. д.
Но, как известно, не все родители охотно «включаются» в воспитательно - образовательный процесс своего ребенка.
А ведь семья и детский сад – это две составляющие одного целого.
Публикация «Нетрадиционные формы работы с родителями по формированию основ безопасности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Вопрос о взаимодействии детского сада с семьями всегда актуален и проблематичен. Актуален, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое. Проблематичен тем, что все родители разные, и к ним, как и к детям, нужен особый подход.
И далеко не все родители охотно идут на контакт с детским садом.
Поэтому, повышенное внимание нужно уделять внедрению новых, нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию работы с семьям.
В том числе и при формировании основ безопасности жизнедеятельности у взрослых и детей.
Существуют различные нетрадиционные формы работы с родителями по формированию ОБЖ, такие как:
• информационно - аналитические,
• досуговые,
• познавательные,
• наглядно - информационные.
Одна из форм информационно-аналитической работы – анкетирование. По результатам анкетирования проводится индивидуальная или коллективная беседы с родителями.
Самая популярная форма работы с родителями – досуговая. Всем известно, что родители наиболее охотно выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. А каждому ребенку хочется поиграть в саду вместе с мамой или папой. Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом.
Например,совместное развлечение «Мы в городе дорожных знаков»;
викторины «Вопросы дядюшки постового», «Каждый маленький ребенок это должен знать с пеленок», «Правила ОБЖ мы изучили, и жить стало веселее»;
Очень эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная.
Можно провести мероприятия, совместно с родителями : мастер-классы, игры, открытые НОД, касаемо формирования основ безопасности.
Наглядно – информационные формы работы включают в себя познавательный материал для родителей, представленный в виде стендов и поделок.
- «Светофор», о правилах дорожного движения,
- «Азбука безопасности», информационный стенд для родителей по формированию ОБЖ у дошкольников,
- «Правила важные- правила безопасные», журнал о формировании навыков ОБЖ у дошкольников.
- «Аукцион»
Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме.
«Семинар – практикум».
На собрании могут выступать воспитатель, родители, Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций (дорога от дома до детского сада; ребенок один дома; ребенок потерялся в магазине; ребенок и правила ПДД)
«Мастер – класс». Проведение собрание по теме ОБЖ в виде игр. Учим правила безопасности с помощью игры.
Как известно, лучше всего дети воспринимают информацию через игру. Научить их правильно переходить дорогу, ориентироваться на местности и никуда не уходить с незнакомцами помогут игры, которые специально созданы для детей дошкольного возраста. Играя в них вместе с детьми, вы закладываете в них основы знаний безопасности.
«Можно-нельзя»
Наверняка современные родители помнят игру с мячом «Съедобное-несъедобное». По аналогии организована игра «Можно-нельзя». Ведущий бросает мяч, произнося различные фразы, ребёнок ловит или отбрасывает мяч от себя в зависимости от их значения. Например: «Играть возле проезжей части», «Есть сосульки», «Играть со спичками», «Брать оставленную кем-то вещь», «Уходить с незнакомым человеком», «Играть с лекарствами», «Открывать дверь незнакомцу», «Спрашивать, кто звонит в дверь». В этой игре малышу полезно меняться местами с родителем и самому быть ведущим.
«Огонь и вода»
Детям 3 7 лет полезно почитать «Кошкин дом» Самуила Яковлевича Маршака и «Путаницу» Корнея Ивановича Чуковского, а после поиграть в подвижную игру «Огонь и вода». В эту игру особенно интересно играть в компании. Участникам сзади за пояс одежды вкладывают красные ленты — «огонь», а двум ведущим голубые ленты — «воду» — повязывают на руки. По сигналу взрослого дети с голубыми лентами как можно быстрее догоняют и собирают красные ленты с разбегающихся детей — таким образом «тушат огонь».
«Светофор»
Положите перед ребёнком круги красного, жёлтого и зелёного цвета. Возьмите в руки карточки с изображением разных действий. С детьми постарше можно произносить эти действия вслух. Например: «Переходить дорогу на красный свет». Ребёнок должен положить картинку на красный круг или поднять круг красного цвета вверх, комментируя: «Это делать запрещено». «Переходить дорогу по подземному переходу» — зелёный круг. «Переходить дорогу» — жёлтый цвет, так как переходить можно, но с условием: найдя зебру или подземный переход.
«По дороге»
Когда идёте вместе в детский сад или школу, обращайте внимание ребёнка на объекты, мимо которых вы проходите (детская площадка, дерево, остановка, обсуждайте, по каким ориентирам малыш может узнать свой дом, подъезд, этаж, квартиру. Предложите ему отвести вас к дому самому, как будто вы забыли дорогу, или покажите, как идти домой любимой игрушке или товарищу. Объясните, с какой стороны считать ваш подъезд, на какой табличке указан его номер. На лестничной площадке обратите внимание на номер этажа.
«Четвёртый лишний»
Если у вас есть предметные карточки, организовать игру «Четвёртый лишний» не составит большого труда. Картинки может нарисовать и сам взрослый. Выложите перед ребёнком карточки с изображением четырёх предметов. Например, съедобные грибы и ядовитый: подосиновик, подберёзовик, лисичка и мухомор; игрушки: пирамидка, паровоз, кукла и упаковка таблеток; школьные принадлежности: альбом, линейка, ручка и иголка; По аналогии можно подобрать и другие комбинации. Задача ребёнка — найти лишнее изображение и объяснить, почему он думает, что именно эта картинка не подходит. Эта игра поможет предотвратить нежелательный контакт с опасными предметами.
«Секретики»
Дети любого возраста очень любят секретики. Можно использовать эту особенность во благо безопасности. Придумайте свой пароль, простое кодовое слово, которое будете знать только вы. Договоритесь, что если кто-то будет звонить в дверь и просить открыть, попросит от вашего имени о помощи или предложит куда-то пойти, то ребёнку нужно спросить ваше тайное слово. Только после того, как незнакомый взрослый назовёт его, этому человеку можно доверять.
"Кто больше назовёт действий"
Учить детей соотносить действия с профессией людей, действующих в чрезвычайных ситуациях. Называть только одно действие человека данной профессии.
«Потерялся в магазине».
Что предпринять, если ребенок потерялся на улице или в магазине? Не следует считать, что потеряться могут только непоседливые и непослушные дети, и только у безответственных и небрежных по отношению к ребенку родителей. Потеряться может любой, даже самый послушный ребенок, у любых, даже самых бдительных мам и пап. Вот он, только что был здесь - и.
Можно разыграть ситуацию. И объяснить ребенку, как вести себя в подобной случае.
Что должен знать ребенок?
1 вариант (для совсем маленьких детей) Объясните малышу: если он потерялся, ему нужно оставаться на месте, никуда не уходить и громко (максимально громко) звать на помощь. Проведите тренировки дома или на улице.
2 вариант. Ребенок не должен бояться обратиться за помощью к взрослым. Если речь идет о торговом центре, лучше, чтобы это были не покупатели, а сотрудники: охранники, продавцы, кассиры.
Действия взрослого:
Сразу же обращайтесь в администрацию магазина. У службы безопасности есть мониторы, на которых можно просмотреть все помещения в реальном времени. Также есть громкая связь, чтобы сделать объявление.
Так же сейчас много обучающих мультфильмов. Аркадий Паровозов расскажет, как найти выход в любой опасной ситуации. «Три кота» учатся правилам поведения на воде, а герои мультсериала «Бинг» узнают, что делать, если кто-то потерялся. Полезно смотреть такие мультфильмы вместе с детьми. И обсуждать сюжет после просмотра.
КВН «Светофор в гостях у ребят», «Как избежать беды», где каждая команда может придумать себе эмблему. Дети и родители с удовольствием проходят все этапы соревнований.
Привлечение родителей в участии конкурсов и прикладного творчества «Безопасности глазами детей»;и т. д.
К. Д. Ушинский писал, что “образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей”.
Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в раках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. И это- одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В связи с этим реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования включает в себя время, отведенное на взаимодействие с семьями детей. Сотрудничество воспитателя с семьей формирует у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
С целью изучения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном образовательном учреждении провела анкетирование для выявления заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения в быту, безопасности на дорогах и других ситуациях; также провела опрос по выявлению информированности родителей об опыте своего ребенка в осознании источников опасности в доме в условиях проживания их семьи. По результатам анкетирования 50% родителей нуждаются в помощи педагога, 96% родителей считают, что этим должны заниматься педагоги и преподаватели ОБЖ, 70% родителей уверены, что ребенок должен уметь вызвать экстренные службы помощи, 60% родителей используют информацию книг и телепередач, и только 80% родителей считают необходимым знакомить детей с правилами безопасности. Также провожу тестирование. Анализ анкет и тестов показал о необходимости повышения образовательного уровня родителей по данной проблеме через использование разнообразных форм совместной работы ДОУ и семьи.
Для решения данных проблем были поставлены следующие цели и задачи:
Цель работы с родителями- Создание условий для повышения образовательного уровня родителей по вопросам безопасного поведения детей дошкольного возраста; обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
Задачи:
С помощью разнообразных методов и приемов повысить родительскую компетентность в вопросах формирования основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста;
Содействовать установлению между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество;
Создать условия для обогащения детско-родительских взаимоотношений и формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;
Активизация пропагандистской деятельности среди родителей ДОУ по формированию основ правил пожарной безопасности, правил дорожного движения и безопасной жизнедеятельности.
Выработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения.
Для реализации поставленных задач определили этапы и формы с семьями воспитанников. К вашему вниманию представляю на слайде
ЭТАПЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ :
В левом столбике перечислены этапы, а справа к каждому этапу, задачи
№ п/п Этапы Задачи
1. Подготовительный
(ознакомительный) Определение содержания, форм и
методов процесса взаимодействия семьи и детского сада.
Анализ существующей предметно-
развивающей среды ДОУ и семьи. Формы выявление общих и индивидуальных проблем компетентности в вопросах формирования безопасного поведений у детей дошкольного возраста
2. Просветительский Планирование работы ДОУ по взаимодействию с семьями
Сохранение лучших традиций и включение инновационных форм и методов в работу ДОУ по связям с семьей и родительской общественностью.
3. Совместной деятельности с семьей. Совместная деятельность по схеме педагог – ребенок, ребенок – родитель, родитель – педагог
Проведение итогового мониторинга направленного на изучение знаний родителей о необходимости, задачах, средствах и методах формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
Также в своей педагогической деятельности активно используем формы работы с родителями : Это традиционная, просветительская, нетрадиционная, и их виды.
ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ
№ п/п Формы Виды
1. Традиционная Анкетирование, тестирование, опрос.
Родительские собрания, беседы;
Игры-тренинги;
Семейный клуб «Мы вместе»;
Совместные заседания педагогов и родителей с использованием мультимедийного оборудования.
Совместные экскурсии в пожарную часть.
2. Просветительская Папки–передвижки;
Консультации;
Выпуск буклетов;
Выставки рисунков;
Мероприятия с привлечением сотрудников МЧС и ДПС;
Показ открытых мероприятий;
Дни открытых дверей;
Памятки для родителей;
Видеофильмы;
Совместное пополнение предметно-развивающей среды.