Абдурахманова Эльзара Энверовна
Нетрадиционные формы работы с родителями, направленные на сотрудничество семьи и детского сада
Нетрадиционные формы работы с родителями, направленные на сотрудничество семьи и детского сада
Слайд 2
Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников является одним из наиболее сложных направлений в деятельности дошкольного учреждения. Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам, пап в обучение и воспитание их собственных детей – собрания, консультативные пункты, информационные стенды, но откликаются на них только малая часть родителей. Почему так происходит? Не хотят? Заняты своими проблемами? не понимают значимости? Всего понемногу. Просто не испытывают потребности. Взаимодействие семьи и детского сада исходит из разных систем ценностей. Если для педагогов важно, как организована деятельность группы (режим, обеспечение реализации программы, то для родителей наиболее значимо – как «вписывается» и в режим, и в реализацию программы их ребенок.
Публикация «Нетрадиционные формы работы с родителями, направленные на сотрудничество семьи и детского сада» размещена в разделах
Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятием «сотрудничество».
Сотрудничество – это «общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Слайд 3
Каков же портрет современного родителя? Современный родитель он ни хороший, ни плохой – он просто соответствующий своему времени. Он то боится оказаться плохим, некомпетентным воспитателем, то как будто старается подчеркнуть свое безразличие к социальным рамкам и требованиям к родительству. Очень много родителей на сегодня заняты обеспечением материального благополучия семьи, совсем мало времени остается на общение с детьми.
С другой стороны можно отметить и то, что современные родители образованы, обладают широким доступом к научно-популярной информации в области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Здесь возникает противоречие между имеющимся у родителей объёмом информации и недостаточным умением эффективно использовать её в практике воспитания собственных детей. Родители испытывают затруднения в воспитании детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приёмов, в применении почерпнутой из Интернета и популярной литературной информации непосредственно на практике.
И тут важно отметить, что искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно сотрудники дошкольного учреждения - педагоги, так как они получили для этого специальное образование и делают все, что нужно для ребенка, в отсутствие родителей.
Слайд 4
По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах сотрудничества, открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Родители и воспитатели – это два разных берега одной реки.
Слайд 5
Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. Нетрадиционные формы работы с родителями – т. е. нестандартные, особенные, оригинальные, отличающиеся от общепринятого. На слайде представлены наиболее популярные нетрадиционные формы работы с родителями.
Слайд 6
Эти и другие нетрадиционные формы работы с родителями направлены на сотрудничество семьи и детского сада и являются необходимым условием для:
привлечения внимания родителей к проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста с целью полноценного и своевременного развития ребёнка
целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения
формирования активной позиции воспитательной роли семьи
Слайд 7
Реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями осуществляется в нескольких направлениях :
Направление Формы
Рекламное Стенды
Дни открытых дверей
Работа сайта ДОУ
Публикация
Сотрудничество со СМИ
Диагностическое Анкетирование
Опросы
Беседы
Тестирование
Комплексные исследования
Работа почтового ящика
Психолого-педагогическое Наглядная педагогическая пропаганда
Родительские собрания
Консультации
Беседы
Тренинги
Игра
Работа “ Родительского клуба”
Мастер классы
Непосредственное участие родителей в образовательном процессе Участие родителей в проектно-познавательной деятельности детей
Участие родителей в трудовых, спортивных, культурно-досуговых мероприятиях
Слайд 8
Наиболее продуктивные и интересные формы работы, как отмечают сами родители это :
Групповые собрания в форме дебатов, ток-шоу, с включением игровых моментов, с приглашением специалистов,
«Родительский клуб», мастер классы для родителей
Проведение массовых форм взаимодействия с семьями воспитанников (праздники, соревнования, дни театра, экскурсии и т. п.);
Организация проектной деятельности педагог – дети – родители
Оформление наглядной педагогической пропаганды, газета для родителей
Рассмотрим эти формы немного подробнее.
Слайд 9
Собрания – как форма сотрудничества дают возможность родителям ближе узнать содержание воспитательно-образовательной работы в ДОУ, а педагоги узнают особенности воспитания в семьях наших детей. Собрания, консультации для родителей важно построить так, чтоб они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, т. к. современные родителя не захотят слушать долгих и назидательных докладов педагогов.
Посещаемость собрания возрастет во много раз, если вы включите в план собрания выступление детей группы, видеозаписи с детьми, что очень интересно всем родителям либо проведете его в необычной форме.
Слайд 10
Родительский (семейный) клуб — это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду
Клубный формат работы позволяет выявить общие интересы у родителей и педагогов. Это могут быть консультации, мастер-классы, обсуждение насущных проблем в воспитании детей и т. п. Для эффективной работы в родительском клубе необходимо тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это может способствовать заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний.
Слайд 11
Проведение массовых форм взаимодействия с семьями воспитанников (праздники, соревнования, дни театра, экскурсии и т. п.) – это также необычная форма работы с родителями, которая зачастую проводится в рамках общегородских мероприятий.
22 ноября 2023 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ, согласно которому 2024 год объявлен Годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. Поэтому реализация данной формы может проводиться в виде спартакиады для всей семьи, совместных походов в музеи, театр и т. п.
Слайд 12
Организация проектной деятельности педагог – дети – родители. Одна из основных черт проектной деятельности состоит в том, что она разворачивается в проблемной ситуации, которая не решается прямым действием. Вторая особенность проектной деятельности заключается в том, что ее участники должны быть мотивированы. Нужно, чтобы педагог, родители и ребенок реализовывали в проектной деятельности не только свое понимание, но и свои смыслы.
Реализация такой формы, конечно, требует тщательной подготовки и зачастую она очень трудоемка, но в итоге реализуемые проекты всегда оставляют
Слайд 13
Оформление наглядной педагогической пропаганды, газета для родителей. В детском саду может издаваться собственная газета, в которой будет размещаться самая интересная информация о жизни детского сада. Конечно, газета для родителей не главный, но важный компонент, она и способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей воспитателей.
Слайд 14
Все эти формы работы способствуют налаживанию тесной взаимосвязи между семьями воспитанников и педагогическим коллективом детского сада. Они направлены не только на отдых и увлечение, но и на непосредственное общение с родителями, обучение родителей элементарным способам организации детско-взрослой деятельности. Впечатление от совместных мероприятий, надолго остается в памяти детей и родителей. Они отражаются в рисунках, рассказах и совместных фотовыставках.
И воспитатели, и родители – это люди которые имеют свои особенности, свой опыт, свое видение проблемы, и ее решения. Есть мудрая пословица: «Можно силой подвести лошадь к воде, но не заставить ее пить» - так и с обучением, как преподнесешь данный материал, такой и будет отклик.
Именно поэтому содержание и формы работы с семьей и ДОУ отмечаются разнообразием, и не может быть единого стандарта, тем более современная жизнь, требует тех или иных знаний. И задача воспитателей – уметь быть чуткими к запросам семьи и компетентны в решении современных задач воспитания и образования.
Спасибо за внимание!