Дарья Думская
Нетрадиционные формы логопедической работы. Нарушения артикуляционного аппарата. Миофункциональная коррекция
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что нарушение артикуляционного аппарата ведут к нарушению речи. Миофункциональные нарушения – это снижение или повышение нормального тонуса жевательных и мимических мышц, возникающие при нарушениях функций зубочелюстной системы (дыхания, глотания, жевания, речи). Такие нарушения у детей наиболее эффективно корректируются при взаимодействии логопеда и детского стоматолога.
Публикация «Нетрадиционные формы логопедической работы, Нарушения артикуляционного аппарата, Миофункциональная коррекция» размещена в разделах
Миофункциональные нарушения, требующие раннего выявления и коррекции :
• Длительное сосание пустышки
• Сосание пальца или губы
(последствия сосания большого пальца)
• Инфантильное глотание
• Прокладывание языка между зубами
• Ротовое дыхание
• Нарушения в произнесении звуков
• Бруксизм
Миофункциональные нарушения ведут к недоразвитию и сужению дыхательных путей, являясь также причиной храпа и остановки дыхания во сне, что пагубно влияет на сердечно-сосудистую систему.
Носовое дыхание влияет на тонус сосудов головного мозга, уровень внутричерепного и внутриглазного давления. Рефлекторные нервные импульсы из слизистой оболочки носа при каждом вдохе и выдохе стимулируют дыхательный центр в мозге, нормализуют электрическую активность в различных отделах ЦНС, что способствует стабильной работе систем организма.
Ротовое же дыхание пагубно влияет на функции ЖКТ, а также при этом изменяется физический и химический состав крови.
Инфантильное глотание – многие дети при глотании надувают щеки и делают своеобразные круговые движения губами. Каждый раз на зубы оказывается силовое воздействие в определенном направлении. С годами это приводит к определенным аномалиям расположения зубов и недоразвитию челюстей.
Нарушения прикуса ведут к нарушениям осанки – так работают механизмы компенсации в растущем организме.
У всех детей с нарушениями носового дыхания было выявлено сужение верхней челюсти, узкие вывернутые вперед плечи, переднее положение головы, гиперлордоз, сутулость, также отмечается хроническая гипоксия.
Все эти и многие другие проблемы помогают решить вестибулярные пластинки.
Рассмотрим подробнее пластинки с бусинкой.
При каждом глотательном движении ребенок непроизвольно катает бусинку по твердому небу, повышая подвижность языка и его тонус, а также его чувствительность и подвижность. Эта пластинка может помочь и в нормализации типа дыхания.
Пластинка с бусинкой назначается при
• Привычном межзубном положении языка
• Инфантильном глотании
• Вялой мускулатуре языка
• Дизартрии
И помогает в
Устранении проблемы «вялого языка»
Стимулировании корня языка и круговой мышцы рта
Правильном позиционировании языка в полости рта
Тренировки дыхания
Восстановлении функций глотания
Устранения вредных привычек
Артикуляционная гимнастика с пластинкой
:
• «Подуй на бусинку» - пластинка у ребенка в руках на уровне рта. Вытягивает губы в трубочку и «сушит/крутит» бусинку.
• «Пыхтелка» - вставляем в рот пластинку. Губы ребёнка сомкнуты, дышит носом.
• «Поймай муху» - рот открыт, пластинка перед ребенком на уровне рта. Ребенок языком тянется к бусинке. Взрослый отодвигает пластинку вверх, вниз, влево и вправо. Ребенок языком «догоняет» ее.
• «Утенок» - вставляем в рот пластинку. Ребенок вытягивает губы в трубочку, удерживает пластинку. Расслабляет губы. Повторяет движения.
• «Упрямый ослик» - вставляем в рот пластинку. Ребенок губами удерживает пластинку, в то время как взрослый за колечко с небольшими усилиями тянет ее изо рта.
• «Машинка заехала в гараж» - для пластинки с бусинкой на спинке языка. Рот открыт. Пластинку держим за колечко на уровне губ. Ребенок высовывает язык, захватывает бусинку снизу и прокатывает по нёбу, т. е. завозит машинку в гараж.
• Сказка для послушных детей с непослушным язычком – «Жили-были дед и баба. И говорит дед однажды: «ну-ка, жена, испеки мне что-нибудь вкусное». Улыбнулась баба (упр. Улыбка…
…катится Колобок по дороге (упр. Колобок с бусинкой, а навстречу ему Баба-Яга, и говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем!». А он – раз! – и спрятался к Маше в рот (крутим бусинку во рту). Баба-Яга стала тянуть Колобка изо рта (упр. Упрямый ослик», но ничего не вышло. Убежала баба-Яга со слезами на глазах. Покатился Колобок дальше…»