Ольга Яковлева
Нетрадиционные формы работы с семьями в ДОУ
Нетрадиционные формы работы с семьями в ДОУ
Яковлева Ольга Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Чечеульский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
Ребенок – зеркало семьи;
как в капле воды
отражается – солнце,
так в детях отражается
нравственная
чистота матери и отца.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Нетрадиционные формы работы с семьями в ДОУ» размещена в разделах
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие семьи и детского сада в вопросах развития и воспитания детей. Мы признаем приоритет семейного воспитания, а это предполагает новые отношения семьи и детского сада, и определяются они понятиями «сотрудничество» - общение на равных, когда никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, и «взаимодействие» - способ организации совместной деятельности с помощью общения. Осознание приоритета семьи в совместной работе привело к смене социальной позиции – детский сад для семьи, а не семья для детского сада.
Проблемой для меня является педагогическая пассивность большей части современных родителей. Я заметила, что за частую бывает так: и материал интересный, и информация значимая, а родители предпочитают на собрании отмалчиваться.
Поставила перед собой задачу превратить родителей своих воспитанников из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса.
Для преодоления этого использую прием «размышлялки», «Почтовый ящик» - вопросы, замечания, советы, анкетирование.
Проанализировав всю информацию, наметила два пути: организовала выпуск информационно – консультативной газеты «Диалог с родителями» и изменила форму проведения родительских собраний. Новая форма родительского собрания в виде диалога позволила превратить родителей в партнеров, участников решения проблем.
Работу с родителями оформила как клуб «Содружество», в работе которого удачными являются: «Вечер вопросов и ответов»; совместное творчество родителей и детей; развлечения, праздники; создание предметно – развивающей среды дл комфортного проживания детей в детском саду.
Тематику собраний подсказывают сами родители, обращаясь со своими проблемами. Структура родительских собраний включает следующее: просмотры видео фильмов (праздников, досугов, дней рождений); интервью с родителями и детьми; встречи со специалистами (учителями, логопедам, психологам, медиком); решение педагогических ситуаций; выступления детей; выступления родителей (опыт); игры с родителями; совместные игры родителей с детьми; совместное подведение итогов.
Разработала и провела совместные с родителями и детьми познавательно - игровые занятия («Путешествие по стране Математика», спортивные досуги («Мой папа и я», развлечения («Радуга», «1 апреля», экскурсии (в библиотеку, к памятнику павшим в ВОВ, в ДК, походы («По лесным дорожкам», «В гости к соснам»).
Все встречи в клубе заканчиваю добрыми словами, пожеланиями.
Активизирую родителей через выпуск информационно – консультативной газеты, которую оформляю в форме папок-передвижек, групповых альбомов, использую различные рублики, в которых помещаю практический материал, конкретные игры, советы, задания по обсуждаемой теме.
В результате работы нашего клуба родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, 100% родителей посещают совместные мероприятия клуба, активно участвуют в праздниках и развлечениях, вместе с детьми принимают участие в внутрисадовских выставках («Зимушка – зима», «Осенний урожай», с желанием откликаются на просьбу принять участие в оформлении группы (шитье костюмов в уголок «ряжания», сенсорных подушек, стендов, различных видов шнуровки, принимают участие в ремонте группы и оформлении участка.
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Литература.
«Воспитатель ДОУ» Журнал
«Детский сад – семья» С. В. Глебова
«Работа ДОУ с семьей» А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина
«Родительские собрания в детском саду» С. В. Чиркова
«Содружество» Программа взаимодействия семьи и детского сада» Н. В. Микляева, Н. Ф. Лагутина