Людмила Символокова
Доклад «Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
“Центр развития ребёнка – детский сад № 166”
“ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ”
(ДОКЛАД)
Воспитатель: СИМВОЛОКОВА Л. И.
Воронеж 2017
АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА.
Публикация «Доклад „Нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
Общение, являясь одним из первых видов деятельности которыми овладевает ребенок, выступает универсальным условием развития его личности в период дошкольного детства. Именно в процессе непрекращающегося, разнопланового общения происходит постижение ребенком духовных и материальных ценностей общества, знакомство с его культурными нормами и традициями.
Невозможно представить развитие человека, само существование индивида, как личности, его связи с обществом вне процесса общения с другими людьми. В процессе разнопланового общения ребенок познает окружающий его природный, предметный, социальный мир в его целостности и многообразии, формирует и раскрывает свой собственный внутренний мир, свой «образ Я», обретает круг значимых других людей, выступая при этом активным субъектом взаимодействия. В общении происходит становление личности как самобытной, неповторимой и творческой.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что к дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачи развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности : пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь - планирование, а также составление рассказов по картине.
Все выше названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть высоких результатов, я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
Я поставила цель: помочь ребенку стать творческой личностью, так как развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явления языка и речи, научить его выражать свои мысли свободно, последовательно, интересно.
Моделируя и отлаживая работу по развитию связной речи детей на основе авторских конспектов занятий я опиралась на следующие технологи: здоровье-сберегающие: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика; технология ТРИЗ; методика Монтессори; использование моделирования при составлении рассказов, схем, мнемотехники.
А так же я наметила для себя в перспективе ожидаемые результаты:
Средняя группа: дети составляют небольшие рассказы и сочиняют рассказы из личного опыта. Это предполагает обучение разным типам высказывания – описанию, повествованию и некоторым компонентам рассуждения; используют схемы для составления рассказа, дети глубже осознают структуру, т. е. композиционное строение связного высказывания (начало, середина, конец); развивается интонационный синтаксис – умение строить и произносить предложения разных типов (повествовательные, вопросительные, восклицательные).
Старшая группа: дети связно, последовательно и выразительно передают готовый текст без помощи взрослого; самостоятельно составляют описательный или повествовательный рассказ, используя мнемотехнику или моделирование; развивают сюжетную линию, в соответствии с содержанием, соединяют отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.
Подготовительная группа: дети составляют текст коллективно (командами, проявляя творчество; умеют выстраивать сюжет, связывать между собой части текста; выстраивают сюжетную линию в рассказе; используют разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания.
Прежде чем начать работу по достижению цели и задач я провела диагностику по своей теме. Результаты показали: что словарный запас пассивный, позволяет детям понимать обращенную к ним речь, но активный запас слов явно недостаточен, особенно мало глаголов и прилагательных. Дети старались заменять слова мимикой, жестами, затруднялись в названии действий, предметов и их определений. Диалог поддерживали однословными ответами, общались неохотно, больше молчали. В итоге: низкий уровень речевого развития. Я начала работу по формированию связной речи с детьми 4-х летнего возраста, показывала детям, что каждый предмет, его свойства и действия имеют название. Для этого учила их различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это, кто это, видеть особенности предметов, выделять характерные признаки и качества (какой, а также действия, связанные с движением игрушек, животных, их состоянием; возможные действия человека (что делает? что с ним можно делать). такое обучение проводила в играх: «Что за предмет?», «Скажи какой?», «Кто что умеет делать?».
Здесь я и решила использовать предметную модель, которая формирует умение воспроизвести представление об объекте, например: я показываю карточки с изображением кошки: кошка с котятами, кошка ест, спит, играет, сидит на дереве; затем я показываю карточки с изображением мышки, собаки, человека и помогаю детям осознать, и сказать о том, что делает кошка, когда видит мышку, собаку, как человек относится к кошке, то есть побуждаю детей говорить о том, что видят на модели, таким образом отбираются факты для рассказа, мысленно представляется их взаимосвязь. Во время рассказывания сказки я так же стала изображать ее содержание с помощью моделей на фланелеграфе, что вызвало интерес у детей и желание рассказать о каком-то герое (по моей просьбе).
Сначала я, конечно, выставляла на фланелеграф картины с персонажами сказки, но со временем заменила их на модели-заместители и увидела в глазах детей интерес и желание самостоятельно манипулировать этими фигурками, при этом озвучивая свои действия, но все-таки отдельными фразами. Еще мы использовали модели при заучивании наизусть стихов и потешек, выкладывая содержание на фланелеграфе, что способствовало более быстрому запоминанию текста.
В средней группе я учила детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения для них был интересным, занимательным, развивающим. Одним из факторов, облегчающим процесс становления речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую в работе по обучению детей связной речи приемы мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, конечно развитие речи. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: обогащения словарного запаса, при обучению составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста я давала цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняла или заменяла другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы я стала рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Хотелось бы еще рассказать еще о применении модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоение текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети составляют сказки практически на любую тему, использую лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражаются собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни. Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы стала вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
Продумывая разнообразные модели с детьми, я стараюсь придерживаться следующих требований: модель должна отображать обобщенный образ предмета; раскрывать существенное в объекте; замысел по созданию объекта следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна. Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Параллельно с этой работой я провожу речевые игры, обязательно использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. И очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности игру. Здесь даже ненужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка. Игровые приемы помогают сделать задания для детей привлекательнее. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом, с окружающими, формируется связная речь. Используя игровые, нетрадиционные формы обучения, я вызываю интерес к овладению дошкольниками связной речью и готовлю их к обучению в школе. Успешно решать поставленные задачи мне помогает: созданная в группе предметно-развивающая среда. Проведение диагностики. Отбор художественной литературы. Использование наглядного материала (дидактические игры, серии сюжетных картинок, наборы открыток, «перфокарты», готовые таблицы альбомы, материалы (карточки, таблицы, плакаты, схемы, символы, модели и др. Проведение сюжетно-тематических занятий в форме : КВН, «Устами младенца», «Поле чудес» и т. д. Оформление «копилок» речевого материала (чистоговорки, скороговорки, стихи -запоминалки, стихи по лексическим темам, загадки, пальчиковые игры, упражнения на дыхание, дикцию, комплексы артикуляционной гимнастики, загадки – складки, альбомы с текстовыми подборками для работы по звукопроизношению и т. д.). Проведение пальчиковой гимнастики, организация самостоятельной деятельности детей. Планируя работу с детьми, я стараюсь, чтобы каждое занятие было посвящено одной теме или сюжету, все части его были взаимосвязаны дополняли друг друга. Занятия направлены на речевое, эмоциональное и интеллектуальное развитие детей, не нарушая общепринятой схемы «звук – слог – слово – предложение – связная речь». Занятия разнообразны по сюжету и жанру: это и игра, и спектакль, и урок, и экскурсия, и путешествие, и поездка и приключения. Использование сказочных сюжетов, элементов фольклора, литературных персонажей, известных и придуманных игр, элементов сюжетно-дидактических игр, настольно-печатных игр, сюжетов и героев мультфильмов, сюжетных и пейзажных картин, специально изготовленных пособий, рисунков, панно, мозаик, коллажей. Всю свою деятельность я стараюсь строить интересно, весело, используя игровые приемы и наглядный материал. Я считаю, что нельзя давать детям скучать, а нужно все делать очень быстро и, как советует Доман, «заканчивать горячими выражениями радости и похвалы», что позволяет мне вызывать интерес у детей к занятиям по развитию речи, к речевой гимнастики, к речевым играм.
Большую помощь в работе над развитием речи мне оказывают родители. Я проводила собрания на тему «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста» в форме круглого стола, где родители принимали активное участие. Подвела итог анкетирования на тему «Развитие речи и речевого общения». Родители согласились, что развитию речи детей необходимо уделять постоянное внимание, разговаривать с детьми на разные темы. Кроме того порекомендовала родителям через наглядную агитацию некоторые игры для детей «Игротека в кругу семьи», например: «Только веселые слова», «Волшебная цепочка», «Слова-мячики» и т. д. Не осталась без внимания родителей и консультация «Взаимодействие МДОУ с семьей по вопросам развития речи детей». Здесь я советовала родителям не только интересоваться достижениями своих детей в детском саду но и делиться опытом своей семьи по развитию речи детей. Провела совместно с родителями экологический КВН “Земля – наш дом, но мы не одни в нем, живем”, где родители вместе с детьми соревновались, отвечали на экологические вопросы.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, дает свои результаты: - Дети быстрее научились произносить звуки; - Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребенку в школе. – Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление. – Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции. Особенно удаются рассказы по серии сюжетных картинок. – Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей. – Связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам. Итак, обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий.
На будущее я планирую заняться проектно-исследовательской деятельностью. Разработать ряд проектов, которые помогли бы ребенку не только легко, понятно и последовательно излагать свои мысли, но и выступать в роли исследователя, познавая окружающий мир, ближе знакомясь с родным краем.