Матвеева Светлана
Нетрадиционное рисование как один из способов адаптации дошкольников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад №5 городского округа город Нефтекамск
Республики Башкортостан
Тема: «Нетрадиционное рисование, как один из способов адаптации дошкольников в ДОУ»
Подготовила: воспитатель
Матвеева С. В.
г. Нефтекамск
2018-2019 учебный год
Публикация «Нетрадиционное рисование как один из способов адаптации дошкольников в ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Что такое адаптация?
В общем плане под этим процессом понимают приспособление индивида к новой среде и условиям. Такие изменения оказывают влияние на психику любого человека, в том числе и малышей, которые вынуждены приспосабливаться к саду.
Что представляет собой адаптация к детскому садику? В первую очередь она требуется от ребёнка огромных энергетических затрат, в результате чего детский организм перенапрягается, жизнь малыша изменяется коренным образом. К тому же адаптационный процесс нередко чреват нежелательными сдвигами в детском организме, которые выражаются внешне в виде нарушенных поведенческих норм и «плохих» поступков.
Таким образом, адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются.
Степени адаптации
Процесс адаптации ребёнка в детском саду может протекать по-разному. Одни ребятишки скорее привыкают к изменившейся обстановке, другие же надолго беспокоят родителей негативными поведенческими реакциями. Именно по выраженности и длительности вышеперечисленных проблем и судят об успешности адаптационного процесса.
Лёгкая адаптация
В этом случае малыш вливается в детский коллектив за 2 — 4 недели. Подобный вариант адаптации характерен для большинства ребятишек и отличается ускоренным исчезновением негативных поведенческих реакций. Судить о том, что малыш с лёгкостью привыкает к садику, можно по следующим особенностям:
• он без слёз и истерик заходит и остаётся в групповом помещении;
• при обращении глядит в глаза педагогам;
• способен озвучить просьбу о помощи;
• первым идёт на контакт с ровесниками;
• способен занять себя на короткий промежуток времени;
• с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок;
• адекватно реагирует на воспитательские одобрительные или неодобрительные реплики;
• рассказывает родителям, как проходили занятия в саду.
Привыкание средней тяжести
Сколько длится адаптационный период в детском саду в данном случае? Не менее 1,5 месяцев. При этом ребёнок частенько болеет, демонстрирует выраженные негативные реакции, однако невозможно говорить об его дезадаптации и неспособности влиться в коллектив.
При наблюдении за ребёнком можно отметить, что он:
• с трудом расстаётся с матерью, плачет немного после разлуки;
• при отвлечении забывает о расставании и включается в игру;
• общается со сверстниками и воспитателем;
• придерживается озвученных правил и распорядка;
• адекватно реагирует на замечания;
• редко становится зачинщиком конфликтных ситуаций.
Тяжёлая адаптация
Малыши с тяжёлым типом адаптационного процесса встречаются довольно редко, однако их легко можно обнаружить в детском коллективе. Некоторые из них проявляют открытую агрессию при посещении садика, другие же уходят в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего.
• слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени;
• нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
• отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
• нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку;
• агрессивность либо замкнутость;
• неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы или испуг).
Что влияет на адаптацию ребёнка?
Итак, период адаптации малышей в детском саду всегда протекает по-разному. Но что же влияет на его успешность? К числу важнейших факторов специалисты относят возрастные характеристики, детское здоровье, степень социализации, уровень познавательного развития и пр.
Нетрадиционное рисование, как один из способов адаптации в ДОУ.
Детский сад и адаптация – понятия часто неразрывные, поэтому не следует воспринимать привыкание к ДОУ в качестве какого-то абсолютного зла и негатива. Наоборот, подобный процесс достаточно полезен для ребёнка, поскольку готовит его к будущим переменам в жизни – школе, институту, семейным отношениям.
Для ребенка – детский сад является неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. И с приходом туда начинается следующий этап в жизни ребенка. Малыши тяжело привыкают к детскому саду, часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными срывами. Эти проблемы требуют разрешения в первые дни пребывания в группе. Поэтому очень важно, чтобы воспитатель придумал и продумал, как отвлечь своих воспитанников от переживаний в адаптационный период.
Нетрадиционное рисование – один из интереснейших способов адаптации малышей в детском саду.
Изобразительная деятельность отвечает эмоциональным потребностям ребенка и оказывает на его психическое состояние положительное воздействие, позволяет справиться со многими проблемами.
Рисование является одним из любимых занятий дошкольников. У ребенка возникает вполне естественное желание передавать в рисунках свои впечатления об окружающем мире, он отвлекается от своих переживаний связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации – общении со сверстниками. С помощью процесса творчества малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации проходит легче.
В период адаптации воспитанников, в своей работе я использую разные виды изобразительной деятельности. Отметила, что малышей очень заинтересовали необычные способы рисования. Я разработала план на три месяца, где каждую неделю знакомлю воспитанников с различными техниками рисования.
Работая с воспитанниками младшего возраста я поставила перед собой
цель: создание максимально благоприятных условий для адаптации воспитанников в детском саду посредством нетрадиционных методов рисования.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие
задачи:
1. Создать новые условия образовательной деятельности, которые позволят снизить психофизиологическую нагрузку у дошкольников раннего возраста в период адаптации к условиям в детском дошкольном учреждении.
2. Формировать способность устанавливать эмоциональный контакт со взрослым, обеспечить развитие сотрудничества в процессе совместной деятельности, а также обучение ребенка способам усвоения общественного опыта посредством нетрадиционных методов рисования.
Малыши в нашей группе начали поступать в августе месяце, первую неделю мы знакомились, присматривались друг к другу. На второй неделе пребывания в детском саду, до вечера остались почти все воспитанники. Им нравилось, что именно вечером мы занимались необычным рисованием.
Малыши очень любят рисовать красками, возможности этой деятельности очень широки. Я предлагала рисовать пальцами, ладошками, смятой бумагой, поролоном, оттисками различных печатей. Но прежде чем приступить к рисованию того или иного предмета или явления природы, давала четкое представление о том, что это такое и как это выглядит показывала картинки или вносила игрушки. Ведь ребенку интересно рисовать знакомый предмет. Вначале наблюдали за этими предметами, добиваясь того, чтобы общались с ними как с живыми, с максимальным включением сенсорных анализаторов (слуха, обоняния, осязания, температурных рецепторов и др.). Ведь чем больше ребенок узнает об этом предмете, тем точнее получится изображение.
В работе я использую различные техники нетрадиционного рисования, доступные именно для младшего возраста.
«Рисование пальчиком» Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Рисование ладошкой» Ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть)или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.
«Рисование ватными палочками» Ватная палочка окунается в густую краску, и точечными движениями наносится на бумагу.
«Оттиск печатками из пробки или ластика» Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и пробка.
«Печать по трафарету» Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.
Также я предлагала малышам попробовать «Рисование на манке», и «Рисование вилкой», но рисование этими способами должны проходить под чутким руководством воспитателя.
Поэтапно в работе использую разнообразные сюжеты для рисования :
- «Тучка и дождик» для цветов и травки, чтобы выросли быстрее;
- «Солнышко» для зайчика, чтобы он согрелся;
- «Яркие, осенние листочки» для дерева и т. д.
Для родителей я подготовила консультации и картотеку «Нетрадиционные техники и способы рисования». Также во вторую половину дня приглашала их в группу порисовать с детьми и познакомиться с новыми техниками рисования. Родители с удовольствием занимались рисованием и отметили, что в своих работах дети проявляют творческую активность и упорство в достижении цели.
На протяжении всего адаптационного периода ведется индивидуальная работа с каждым ребенком, так как все воспитанники разные, у каждого присутствуют индивидуальные особенности, поэтому и процесс адаптации у каждого ребенка протекает по-разному. Поначалу были трудности с некоторыми малышами, они боялись замарать свои пальчики краской, но поговорив с родителями, я поняла причину этого нежелания рисовать, дома им не давали краску, боялись что их дети замараются! После разговора с родителями, малыши осмелели, и с удовольствием окунулись в процесс рисования. Так же в группе оборудован уголок творчества со свободным доступом к карандашам и бумаге, который позволяет малышу в любое время выразить свои эмоции на листе бумаги.
ВЫВОД: Таким образом, изобразительная деятельность ребенка, а именно нетрадиционные способы рисования, составляет преимущественный вид детского творчества, который способствует снятию тревожности, агрессии, интенсивного развития эмоционального мира и общения. Она позволяет справиться со многими психологическими проблемами. В том числе и со стрессами. Поскольку ребенок младшего возраста ограничен в способах избавления от стресса, связанного с периодом адаптации, на помощь ему может прийти только игра и рисование. Занимаясь художественной деятельностью, знакомясь с новыми для него способами, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации.
Хотелось бы отметить, что вся проделанная нами работа не была напрасной – почти все воспитанники адаптировались к новым для них условиям, практически все ежедневно посещают сад. С родителями налажена плодотворная работа, мамы и папы с удовольствием откликаются на любую просьбу о помощи. Дети и родители с радостью и хорошим настроением приходят в группу, зная, что здесь их ждут, любят, всегда окружат заботой и лаской, помогут в трудный момент и советом и делом. Такой результат не может не радовать нас, воспитателей! Ведь в этом и заключается наша работа – сделать каждый день наших малышей радостным, счастливым и по-настоящему чудесным! И позволить родителям быть спокойными за своих детей!