Ирина Невзорова
Нетрадиционная техника рисования «Граттаж»
▼ Скачать + Заказать документы
Граттаж – что это такое?
ГРАНТТАЖ (ГРАТТОГРАФИЯ) или ВОСКОГРАФИЯ
(фр. gratter — скрести, царапать) – это вид графики, выполнение рисунка путем процарапывания пером или другим острым инструментом на бумаге, картоне, загрунтованном воском или яичным желтком, а сверху покрыт гуашью, тушь, акриловой краской. Когда происходит выцарапывание, то получается белый (цветной) рисунок на черном фоне. Ну, а детям нравится название этой техники – «ЦАП-царапки». Она интересна всем детям – независимо от возраста – разница лишь в том, что малышам подготавливать исходный материал помогает воспитатель, а старшие – могут сделать все самостоятельно, так как техника в выполнении проста - всего в три этапа.
Публикация «Нетрадиционная техника рисования „Граттаж“» размещена в разделах
- Граттаж. Рисунки, мастер-классы, занятия
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. ВСЕ материалы
- Темочки
Занятие в такой технике рисования лучше разбить на два этапа – подготовку исходного материала и собственно, рисование.
Материал для рисунка в технике граттаж
-лист картона или плотная бумага
-черная тушь или гуашь
-плоская (широкая кисть) с мягким ворсом или валик
-масляная пастель, восковые мелки или парафиновая свеча
-лоток
-трафареты
-мел, калька
-деревянная шпажка (зубочистка, гусиное перо, спица, скребок и т. д.
Этапы выполнения работы:
1этап: Для основы можно взять цветной или белый картон, либо картон с готовым ярким рисунком (подойдет даже та же картонная обложка от цветного картона). Натираем основу простой восковой свечой. Или плотный картон, зарисовать цветными восковыми мелками, красками – можно одним цветом, можно разноцветными пятнами-полосками (толстым слоем). Не оставляя белых пятен.
2этап: Сверху с помощью широкой кисти или даже небольшой губки - покрыть слоем густой (консистенции сметаны) черной гуаши+ПВА (либо черная тушь + капля шампуня – не красит руки при работе, либо акриловая краска, дать подсохнуть, либо яичный желток и аккуратно покрыли желтком весь лист, высушили. В отличии от воскового граттажа, яичный можно сушить на теплой батарее. Затем нанесли тушь.
3этап: Возьмите непишущую шариковую ручку, (либо подточенную деревянную палочку для суши, либо зубочистку, и даже пластиковую вилку, либо другой удобный заостренный предмет, либо все предметы сразу) – и, вуаля, при процарапывании проступают четкие контрастные разноцветные линии. Рисовать можно линиями, штрихами – что угодно: подводный мир, яркий осенний лес, космос…
Как делаем эскиз рисунка:
Если Вы хотите перенести на гравюру какой-либо рисунок из книги или журнала – то это сделать очень просто: переведите его на кальку, а с нее – аккуратно продавливая можно нанести лекий контур рисунка на подготовленный для граттажа лист, и затем уже его как следует процарапать.
Или переводим выбранный рисунок на картон. Для этого можно воспользоваться светлой копировальной бумагой или мелом. Тыльную сторону распечатки с рисунком натираем мелом, приклеиваем картинку бумажным скотчем (он не повреждает поверхность) и прорисовываем рисунок ручкой.
Рисунок на работе проявится или полосками мела или углублениями, которые не сложно процарапать по контуру. Берем инструмент для процарапывания и аккуратно проводим им по полученному рисунку.
Счищенную краску сметайте широкой кистью в подготовленный лоток.
Контур выцарапали, начинаем продумывать, что останется темным, а что будет светлым. Инструментом некоторые линии процарапываем шире или, оставляем тушью (гуашью) только тонкие линии, а остальное счищаем.
Можно рисунок сделать при помощи трафаретов.
Виды выполнения граттажа :
- рисовать по готовому рисунку :
-рисовать придумывая свой рисунок
-рисунок по трафарету
-рисовать по эскизу (сделанному мелом)
Граттаж можно выполнять рисуя его по линиям или полностью закрашивая внутри линий. А так же можно получить картину,сняв полностью черный слой.
Полезные советы:
• Если вы плохо просушите картон, то ваши картины будут получаться неровными, а точнее, будут цепляться краешки
• Поверхность работы должна быть ровной, чтобы рисунок не прогибался.
• Материалы для рисования можно использовать такие, которые вам больше нравятся, тут все зависит от вашего желания и предпочтений
• Краска наносится мягкой и плоской кистью, чтобы слой был равномерный. Жесткая кисть вредит воску
• Кисточкой провести достаточно всего лишь раз, чтобы бумага или картон не разбухали
• Промежуточные слои делаются воском, мелками или желтком, а верхний покрывается гуашью или тушью
• Чтобы гуашь не красила руки при выцарапывании рисунка – нужно до ее нанесения добавить в нее немного клея ПВА, и хорошо размешать. Либо при рисовании подкладывать под руку, которая опирается на лист, кусочек чистой бумаги.
• Если гуашь (тушь) скатывается со слоя, обработанного восковыми карандашами (мелками) – то можно обезжирить основу тальком или мелом (посыпаем сверху и растираем ваткой).
• На готовый граттаж можно сделать и эффектную аппликацию.
Что развивает граттаж в детском возрасте?
• Усидчивость. Когда ребенок занят интересным делом, ему гораздо проще сидеть спокойно довольно продолжительное время.
• Аккуратность и точность. Чтобы создать красивый рисунок, нужно стараться провести очень ровную линию. Ребенок, понимая, что от его усердия зависит красивый результат, стремится выполнять работу как можно более аккуратно.
• Мелкая моторика. Для детей очень важна тренировка мелкой моторики. А выполнение разнообразных штрихов и линий подходит для этих задач как нельзя лучше.
• Внимательность.
• Самооценка. Гравюра своими руками для ребенка-большое достижение. И успех очень положительно влияет на его самооценку.
Вывод:
Рисование в технике «Граттаж»– вообще похоже на волшебство: дети с удивлением наблюдать, как на графитово-черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи. Наряду с проявлением творческой, художественной мысли, можно сказать, что дети ставит эксперимент, практически познают законы физики, понимают значение слоев.
Список рекомендуемой литературы
1. Черно-белая графика. Изд. Владос Москва. Под ред. Н. П., Бесчастного.
2. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. М. : Просвещение,1969. 78с.
3. Юный художник 11 выпуск – М., 1983. 20-23с.
4. Волков М. П. Учим творчеству: опыт работы учителя рисования. – М. : Педагогика, 1988.113с.
5. Гравюра 500 шедевров. СТД М., 2006
6. Зорин Л., Эстамп: Руководство по графическим и печатным техникам-М. : ООО «Издательство АСТ», 2004.