Людмила Высоцкая
Непосредственно организованная образовательная деятельность с воспитанниками подготовительной группы «Тайны леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширение обобщение знаний детей о жизни леса
Задачи:
1. Обучающая:
Познакомить детей с экологической цепочкой. Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимодействии их друг с другом.
2. Развивающая:
Развивать зрительное и слуховое внимание, память. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки.
3. Воспитательная:
Приучать к самостоятельности суждений, умению отстаивать свою точку зрения. Воспитывать познавательный интерес к природе.
Вос-ль: Ребята, я хочу вам предложить посмотреть небольшую сценку.
Публикация «Непосредственно организованная образовательная деятельность с воспитанниками подготовительной группы „Тайны леса“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2018
Сценка «Хорошо, когда умеешь удивляться»
Вос-ль: Жил-был Кузнечик. Ничему на свете не удивлялся Кузнечик. Ни тому, что из маленького желудя вырастает огромный дуб, что вода превращается в лед, а ледяная сосулька в ручеек, ни тому, что на шляпке у мухомора белые горошины. Целый день он лежал где-нибудь на припеке и грыз травинку. Иногда пролетала мимо пчела и говорила ему:
Пчела: Кузнечик, знаешь ли ты какой удивительный цветок вырос у нас на лугу? И называется – подумать только – «Львиный зев».
Кузнечик: Что я, львиного зева не видел, что ли? Нашла уж чем удивить!
Сказочница: Иногда проползал мимо жук и приглашал его:
Жук: Пойдем вместе к ручью и послушаем, как звенит над водой стрекоза.
Кузнечик: Что я, не слышал стрекозиного звона? Нет, мой друг, этим меня не удивишь. К тому же я занят. Я думаю.
Вос-ль: А однажды случилось вот что. Ранним сверкающим утром Кузнечик открыл глаза и увидел перед собой на листочке…
Кузнечик: Мухоморчик! Я хочу тебя потрогать. Какой ты маленький! Как ты здесь появился?
Вос-ль: Но тут произошло чудо. «Мухоморчик» зашевелился, выпустил крылышки и полетел. Кузнечик от удивления подпрыгнул. Он не подозревал, что умеет прыгать.
Кузнечик: Ой-ёй-ёй-ёй! До чего замечательный мухоморчик! Эй! Мухоморчик, остановись на минуточку! Очень теб прошу! Удивительно – никогда еще я ничему не удивлялся, а сейчас, удивлен тем, что Вы летаете. Никогда я не видел летающих мухоморчиков! Это какое-то летающее чудо!
Божья коровка: И вовсе я не мухоморчик, я просто напросто Божья коровка. Что же касается тебя, Кузнечик, то я полагаю, что ты еще многого не знаешь! Что ж, удивляйся побольше, и ты узнаешь много удивительных вещей!
Вос-ль: Божья коровка улетела, а Кузнечик вдруг подпрыгнул, да так высоко, что увидел и поле, и львиный зев, и ручей, и многое-многое другое.
Кузнечик: Ой, до чего же красиво! Ой, до чего же интеррресно!
Вос-ль: Так и до сегодняшнего дня Кузнечик все прыгает. Почему? Да потому, что он удивляется всему на свете и узнает много-много интересного.
- Ребята, действительно, в природе столько всего удивительного и интересного, нужно просто уметь все подмечать и радоваться тому, что тебя окружает. Сказочный мир, который полон таинств и загадок – это лес.
Вы хотели бы оказаться в лесу? Закройте глаза, вот мы с вами и оказались в лесу. (Открыли глаза, и увидели на слайде картину леса).
- Какая здесь красота! А какой чистый воздух! (Использовать пихтовое масло – ароматерапия).
- Давайте вдохнем аромат леса всей грудью. (Дыхательная гимнастика).
- Ребята, какие звуки вы слышите? (Ответы детей: «Я слышу (как комары жужжат, лягушки квакают, медведь пробирается через бурелом и ветки трещат и т. д.)».
- Вы слышите, как перешептываются между собой деревья? Давайте послушаем, о чем они говорят!
- (На слайде лес и наложенный звук) «Я – самая красивая в лесу! Меня все называют русской красавицей. У моих ног растут грибы и ягоды, молодыми веточками лакомятся зайцы, на ветках гнездятся и отдыхают птицы, мой сладкий сок любят муравьи, бабочки, дятлы, синицы и медведи. Подо мной спасаются звери от ветра и дождя».
-Ребята, вы догадались, какое дерево рассказывает о себе? (Береза).
- Почему вы так считаете? (Обосновывают свой ответ). Как называется лес, где растут только березы? (Березняк). Как называются грибы, растущие под березами? (Подберезовик). Что такое черевички и зачем они березе? (Через них дерево дышит).
- Послушаем речь другого дерева.
- (Слайд с наложенным звуком). «Я самое высокое и стройное дерево. Со мной дружит дятел, он уничтожает личинки и насекомых, находящихся в моей коре, глухарь любит мою хвою. Я дружу со своей соседкой Белкой. Рядом со мной растут ягоды и такие грибы, как лисички, маслята, грузди. Медведь пробует со мной бороться: чешет когти о мою кору, давит на меня своим весом, желает повалить, но не тут-то было, я его сильней! Находиться в моём бору не только приятно, но и полезно».
- А это дерево вы узнали? Почему вы так решили? А мне кажется, это осина! Докажите, что мое предположение ошибочно. (Сосна).
- Дидактическая игра «Что лишнее»
- Выберите из предложенных предметов те предметы, которые, по вашему мнению, относятся к сосне. (Кедровая шишка, кусочек коры осины, кора сосны, шишка ели, шишка сосны, иголки ели, иголки сосны).
Необходимо выбрать предмет и обосновать свой выбор.
- О чем говорит следующее дерево?
«Я самая стройная и красивая. Посмотрите, какие у меня пушистые веточки. Семенами из моих шишек питаются птицы, белки. Рядом со мной растут мхи и грибы. Но самое главное – меня любят люди и приглашают на праздник. Но если для своего праздника они используют искусственные деревца, я не обижаюсь, я даже радуюсь этому, так нас больше в лесу останется».
- Ребята, что же это за красавица? Как вы догадались? Как называются леса, к которых растут ели? Чем иголки сосны отличаются от иголок ели?
Физкультминутка: Реята, представьте, что вы семена разных пород деревьев, подул ветерок и разнес семена по всему лесу, упали они на землю. Пригрело солнышко, полил дождик. Из маленького семечки появился тоненький расточек. Шло время, росточек рос, набирался сил и превратился … в кого? (душистую черемуху, стройную березку и т. д.).
Руки подняли и покачали
- Это деревья в лесу,
Локти согнули, кисти встряхнули,
- Ветер сбивает росу.
В стороны руки – плавно помашем
Это к нам птицы летят,
Как они сели – тоже покажем,
Спрятали руки назад.
- Дидактическая игра «Исправь ошибку»
- Я по лесу гуляла и вот что подмечала:
• На лесной опушке росла сладкая, душистая клубника. (Земляника).
• Летом снегири лакомились красными гроздьями рябины. (Зимой).
• Кабан искал желуди под сосной. (Под дубом).
• Подберезовики растут в ельнике (березняке).
• Волк убегает от зайца.
• На осинах появился сладкий полезный сок (на березах).
- В лесу все деревья красивы и необходимы по-своему. С каждым деревом связано огромное количество организмов. Одни используют дерево в качестве «дома», другие – в качестве «столовой», под разными деревьями растут разные виды растений. С разными видами деревьев связаны и разные животные.
Отгадайте загадку:
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб).
- Давайте посмотрим, скольких насекомых, птиц и животных приютило это дерево.
Работа на мольберте с демонстрационным материалом.
- Жуки и гусеницы объедают листья и кору. (На мольберте нарисован большой дуб, на котором размещаются жуки и гусеницы).
- Птицы вьют гнезда на ветвях дуба и питаются насекомыми, находящимися в его кроне. (Помещаются на мольберт птицы).
- Совы живут в дуплах и ловят мышей, которые грызут желуди. (На мольберте появляется сова и мышка).
- Лисы охотятся на мышей, живущих возле дуба. (Поместить картинку лисы).
- Кабаны питаются желудями, лоси пасутся под дубом. Волки охотятся на них. (Поместить картинки данных животных).
- Обратите внимание, как в природе все между собой взаимосвязано.
- Лес – это большой зеленый дом для растений, животных, птиц, насекомых, где каждый может найти себе жилище и еду. Давайте представим этот дом в виде пирамиды, построим её.
- Как вы думаете, без чего не может существовать все живое? (Свет, тепло).
- А что нам дает тепло? (Солнце).
- Да, солнце – это основа жизни. Ставим солнце в основание пирамиды. Что еще необходимо для роста и жизни животных и растений? (Почва, влага).
Правильно, нужны почва и влага, тогда вырастит растительный мир. (Ставим сверху кубик с изображенным деревом).
Но растения не могут размножаться без опыления. Кто им в этом поможет? (Насекомые). Ставим кубик с изображением насекомых.
- Наш лес начинает заселяться, вот появились животные, и послышалось пение … (птиц). (Добавляем еще два кубика).
- Вот мы составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселены и нельзя из этого дома никого выселить.
В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может! Проверим это?
Уберем деревья. Что произошло с пирамидой? (Она разрушилась).
Обратить внимание детей на экран. (Слайды).
Давайте еще раз в этом убедимся. Посмотрите, какой густонаселенный лес перед вами. Представим, что все птицы исчезли. Что произойдет? Да, размножатся гусеницы и другие насекомые, которые уничтожат всю растительность. (На слайдах, с помощью выставленных тригеров, все предположения детей подтверждаются: при нажатии на птицу, все птицы исчезают, появляются насекомые, пропадают трава и листья. Лес становится голым).
- Стало нечем питаться травоядным, и они тоже исчезают. Если исчезли травоядные, что произойдет с хищниками? Конечно, они тоже погибнут. (На слайде остается голый лес). Можем мы это допустить? Нет!
Поэтому давайте восстановим нашу пирамиду жизни и никогда не будем ничего разрушать в природе.
- Какой можно сделать вывод?
В природе все взаимосвязано, одно без другого существовать не может.
- Ребята, я получила огромное удовольствие, гуляя вместе с вами, в мире природы. Давайте поиграем с вами еще в одну игру «Назови лишнее». Вы должны не только назвать, но и объяснить свою точку зрения. (5 слайдов, при правильном ответе – солнышко улыбается).
- Ребята, перед тем, как вернуться в детский сад, давайте вспомним лесные правила.
- Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,
Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки
- Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать,
Из рогатки не стрелять –
Ты пришел не убивать!
- Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин дуб и лось!
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
- А теперь глаза закрываем: 1,2,3,4,5 – в сад вернулись все назад!
- Ребята, большое спасибо за эту прогулку!
Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птицу не спугнет,
Мухомор сшибать не станет,
И костер не разведет.
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину.
Уважайте тишину, берегите природу, я в вас верю!