Оксана Скворцова
Непосредственно — образовательная деятельность в подготовительной группе «Блокада Ленинграда». Подготовительная группа.
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе
Цель: дать представление о блокаде Ленинграда, о том какой ценой
пришлось людям отстаивать свой родной город, о героизме ленинградцев.
Задачи:
Образовательные:
знакомить с историческими фактами военных лет;
учить детей получать знания самостоятельно.
Воспитательные:
Публикация «Непосредственно — образовательная деятельность в подготовительной группе „Блокада Ленинграда“, Подготовительная группа,» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
вызвать у детей чувство гордости за свою страну, воспитывать интерес к ее историческому прошлому;
формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме;
воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.
Развивающие:
развивать у детей навыки самоконтроля, умение работать в коллективе, сотрудничать, договариваться;
развивать у детей воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям.
Оборудование и материалы:
ХОД НОД:
1. Организационный момент.
Дети подходят к воспитателю и произносят слова:
Собрались все дети вкруг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
- Какое у вас настроение? Как приятно на вас смотреть, когда каждый друг другу улыбается!
Давайте займем свободные стулья.
(Дети садятся на стулья полукругом)
2. Повторение пройденного материала.
- В какой отряд мы вступили на прошлом занятии?
+…
- Чем занимаются поисковики?
+…
- Что мы нашли во время прошлых поисков?
+…
- О чем нам рассказали найденные медали?
+…
3. Открытие нового.
- А вы хотели бы отправиться на поиски опять?
+…
- Что нам необходимо для поисков?
+…
- Правильно это карта.
(Воспитатель показывает карту)
- Давайте самостоятельно попробуем разобрать план нашего маршрута. Как вы понимаете выражение план маршрута?
+…
(Дети подходят к столу и, совещаясь, решают в каком направлении надо двигаться и где их ждет послание из прошлого)
- Ребята, вы узнали в каком направлении нам надо двигаться?
+…
- Тогда возьмемся по трое за руки и отправляемся в путь.
(Воспитатель сопровождает детей, но при этом не вмешивается в процесс поисков)
- Что мы нашли?
+ Коробочку.
- Давайте спокойным шагом вернемся в группу?
(Дети возвращаются в группу и садятся на свои места)
- Давайте посмотрим, что же лежит в коробочке.
(Воспитатель открывает коробку - там лежит кусочек хлеба (125 г.)
- Интересно, о чем нам хочет рассказать прошлое, представив нам кусочек хлеба?
(Дети высказывают свои предположения)
- Подойдите к столам и рассмотрите фотографии и сделайте свои предположения.
(Дети подходят к столам и рассматривают фотографии, совещаясь друг с другом, высказывают свои предположения)
- Выскажите свои предположения.
+…
- Давайте подойдем к карте России.
(Воспитатель показывает где находится Санкт – Петербург на карте)
- Давным – давно, 300 лет назад царь Петр 1 обосновал на пустынных берегах реки Невы город. Назвал его своим именем. Так появился Петербург. Петербург несколько раз менял свое название. Название Санкт – Петербург он сменил на Петроград, а затем на Ленинград.
Именно это имя навсегда останется в памяти людей. Как символ мужества и патриотизма.
- Давайте подойдем к столу.
(На столе лежит макет города Санкт – Петербурга и Ладожского озера)
- Это город Ленинград (сейчас он носит название Санкт – Петербург). Когда фашисты напали на Ленинград, Гитлер был уверен, что город очень быстро сдастся без сопротивления.
Но он просчитался. Город остался не непреступным, немцы не смогли взять его штурмом.
(Свой рассказ воспитатель сопровождает демонстрацией, используя макет города и солдатиков)
- Началась блокада. Кто из вас объяснит, что такое блокада?
+.
- Немцы окружили непокорный город, лишив город возможности общения с внешним миром. Именно это и называется блокадой.
Проверяя ленинградцев на прочность, немцы не только лишили их пропитания. Но и вели постоянные обстрелы. Ленинград лишился всего – отопления, воды, электричества, но продолжал бороться. Жители героического города сносили тяготы, не допуская даже мысли о том, чтобы сдаться Гитлеру. Они готовы были умереть, но не сдаться в плен, в рабство к фашистам.
- Кто из вас, ребята, знает, как ленинградцы жили во время блокады?
+…
- Давайте сядем на свои места.
(Дети садятся на стулья, рассказ воспитателя сопровождается показом слайд – шоу)
- Ленинградцы не желали сдаваться врагу и боролись за свою свободу всеми силами. Кроме фашистов на осажденный город, лишенный воды, отопления, электричества и продуктов, наступила зима – этот год неожиданно суровая и морозная.
Пытаясь хоть как-то согреться. Люди затапливали в квартирах «буржуйки» - небольшие, нещадно дымящие железные печки. Но тепла все равно не хватало. Стены комнат покрывались инеем, а в разбитые очередной бомбежкой окна ветер задувал снег.
- За водой приходилось ходить к Неве, к специально прорубленным полыньям.
- Но все-таки главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба – небольшой кусочек в день.
Вот о чем хотело нам сообщить прошлое представив кусочек хлеба.
-Вот этот кусочек хлеба выдавали на один день.
(Дети рассматривают кусок хлеба, высказывают свое мнение)
- Конечно, этого не хватало. Люди ослабевали. Одни умирали от голода, другие замерзали на улицах, потому что были не способны дойти до дома. Более 800 тысяч человек скончалось во время блокады Ленинграда.
После войны весь мир узнал о дневнике маленькой девочки Тани Савичевой. Вся ее семья, шесть человек, погибла от голода. Таня писала: «Бабушка умерла 25 января», «Дядя Алеша 10 мая», «мама 13 мая», «Умерли все. Осталась одна Таня». Таню спасли от голодной смерти. Ее вывезли из Ленинграда. Недолго прожила Таня. Голод, стужа, потеря близких подорвали ее здоровье. Таня умерла.
Пайка блокадного хлеба
Мама! Хлебушка дай – ка!
В глазах страданье и страх,
Хлеба блокадного пайка
В худеньких детских руках.
Пайка блокадного хлеба –
С жизнью тончайшая нить.
Пайку блокадного хлеба
Мы не должны забыть!
После долгой зимы пришла весна. Голодные люди съедали зеленые листочки с деревьев. Ленинградцы превращали городские парки и сады в огороды с неуклюжими грядками. Они выращивали на них овощи, чтобы не умереть с голода.
- А сейчас давайте подойдем к столу.
(Дети подходят к столу с макетом города)
- Во время блокады вся страна сочувствовала ленинградцам и сопереживала им. Со всех сторон огромной России люди посылали в Ленинград подарки – продукты, теплую одежду, оружие. Да только не так легко было доставить этот груз в Ленинград. Немцы не давали приблизиться к городу. Единственная лазейка была у наших воинов. Около Ленинграда находится Ладожское озеро. Фашисты не смогли полностью захватить его – узкая полоска воды принадлежала нашей армии, именно здесь – по льду Ладожского озера решено было проложить дорогу, которая свяжет блокадный Ленинград с остальной страной.
Если бы не эта ледяная дорога, не пережил бы той суровой зимы Ленинград. Так велико было значение этого пути, что прозвали ленинградцы его «дорогой жизни».
Дорога жизни
Рвутся на Ладоге мины,
С треском рушится лед.
Все же идет машина,
Хлеб в Ленинград везет.
Хлеба кусочек малый
Ребенка от смерти спас.
Дорогою жизни стала
Эта дорога для нас!
«Дорога жизни» не была односторонней. Из осажденного города люди вывозили ослабших людей – стариков, детей и женщин.
- Только через два с половиной года Ленинград был освобожден от вражеской блокады. В ожесточенном бою наша армия победила гитлеровских солдат.
(Дети садятся на свои места)
4. Рефлексия
- О чем нам помог узнать найденный кусочек хлеба?
+…
- Как люди жили во время блокады Ленинграда?
+…
- Почему фашисты не победить город?
+…
- Какой ценой отстояли ленинградцы свой город?
+…
- Какую дорогу называли «дорогой жизни»? Почему?
5. Итог.
- Понравилось ли вам наши поиски сегодня?
+…
- Что понравилось больше всего?
+…
- Что показалось трудным? Легким? Интересным?
+…
- Мне тоже понравилось с вами работать. Мы большие молодцы!
Дети рассматривают карту и выясняют маршрут поисковых работ.
Отправляемся на поиски.
А вот и наша находки - кусочек хлеба. Интересно о чем хочет нам рассказать прошлое?
Рассматриваем фотографии и стараемся выяснить, что же произошло во время ВОВ в Ленинграде.
Что такое "Дорога жизни"?