Татьяна Робченко
Конспект НОД по развитию познавательной сферы в старшей подгруппе «Удивление»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст: старший дошкольный возраст (5-6 лет)
Тема:Удивление
Цель занятия: объяснение смысла когнитивной эмоции «удивление» как реакции на неожиданные ситуации.
Задачи:
1. Определить взаимосвязь удивления с такими чувствами человека как осязание, обоняние, зрительное восприятие.
Публикация «Конспект НОД по развитию познавательной сферы в старшей подгруппе „Удивление“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
2. Различать эмоциональное состояние по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.
3. Учиться выражать чувство удивления в рисунке.
Дополнительная задача:
Игровая: определить существующие и несуществующие явления в ходе подвижной игры «Есть или нет?»
Материалы: Магнитофон, аудиозапись музыки из серии «Наедине с природой»; маг-нитная доска; сюжетная картина «Удивление»; баночки с веществами и предметами, обладающими выраженным запахом (кусочек ванили, лист герани, лавровый лист, гвоздика, кофе, душистыйперец, флакончик с духами, кусочек душистого мыла, кусочек цедры, ароматная конфета и т. п.); набор цветных карандашей и бланки с заданиями (для каждого ребёнка); персонаж Удивлинка.
Предварительная работа: Ритуал Приветствие «Страна Настроений», Ритуал прощания «Страна настроений» чтение сказки о волшебной стране эмоций, беседы с детьми по пиктограммам «Радость», «Грусть», «Гнев».
Ход образовательной деятельности
Организационный этап (4 мин.)
Введение в ситуацию.
Мотивировать детей на участие в совместной деятельности.
Приветствие «Страна Настроений»
В страну Настроений отправимся мы,
Где будем смеяться, грустить, удивляться.
С героями этой волшебной страны
На каждом занятии будем встречаться.
Нас ждут приключения, сказки, игра,
Задания разные нового друга.
Ну что, вы готовы? Тогда нам пора!
Друг другу приветствие скажем по кругу.
Дети передают по кругу приветствие
Мотивационный этап
Постановка проблемы и мотивация детей.
Ой, ребята, я такая рассеянная! Я где- то у вас в группе потеряла книгу сказок. Не могли бы вы мне помочь её найти?
Спасибо! Ребята, посмотрите: здесь что-то есть? Кто это? Дети, Веселинка и Грустинка приглашают нас послушать продолжение сказки про Страну настроений! Кто из вас помнит, что это за страна?
Я предлагаю вас присесть в круг. Ну что, теперь послушаем продолжение сказки, узнаем, что же произошло дальше?
«Веселинка, ты помнишь, какое сегодня число!» — воскликнула Грустинка.
(Веселинка называет дату проведения занятия 16 октября)
«Сегодня возвращается Удивлинка из своего удивительного путешествия!»
«Как здорово, я так люблю слушать о ее путешествиях, она так интересно рассказывает!» — сказала Веселинка. «Ура, ура!» — закричали Веселинка и Грустинка. Они посадили подругу! стол, где уже стоял ароматный пирог и ждал душистый чай, а сами поудобнее уселись на диван, ожидая нового рассказа. Дети ищут книгу и находят
Это наши друзья Веселинка и Грустинка
Волшебная страна, в которой живут герои с разным настроением
Дети присаживаются в круг
Основная часть (15 мин.)
1. Приглашение в путешествие
Звучит аудиозапись музыки из серии «Наедине с природой» — «Лес. Птицы. Дождь. Гроза».
Психолог прикрепляет к магнитной доске сюжетную картину «Удивление» и продолжает сказку:
Удивлинка начала свой рассказ. Подруги сидели, открыв рты от удивления
На веселых, на зеленых
Горизонтских островах,
По свидетельству ученых,
Ходят все на головах!
Говорят, что там живет
Трехголовый кашалот,
Сам играет на рояле,
Сам танцует, сам поет!
По горам на самокате
Ездят там бычки в томате!
А один ученый кот
Даже водит вертолет!
Там растут на вербе груши,
Шоколад и мармелад,
А по морю, как по суше,
Скачут зайцы, говорят!
На зеленой, на поляне
Всюду множество цветов.
Запахами удивляют.
Ты понюхать их готов?
Вот варенье, шоколад,
И найдешь ты здесь цветы
Даже с запахом морковки.
Много запахов чудесных
Там повсюду, посмотри.
Появились ароматы
Прямо из твоей мечты.
Стоит лишь тебе подумать,
Аромат свой загадать,
И цветочек новый точно
Будет благоухать.
(Б. Заходер, отрывок из стихотворения «На Горизонтских островах»)
Познакомиться с внешними признаками удивления как когнитивной эмоции
2. Организация беседы по пиктограмме «Удивление» Какие чувства вызвало у вас стихотворение? Что бы произошло с человеком, если бы он увидел, что все люди «ходят на головах»?
Что еще удивило вас в этом стихотворении?
Попробуйте рассказать об удивленном человеке. Какой он?
У удивленного человека приоткрыт рот, брови и верхние веки приподняты. Обе руки могут быть опущены или одна рука может придерживать щеку, прикрывать рот, как будто хочет сдержать восклицание. Ноги могут быть
согнуты в коленях. От удивления человек может вскрикнуть, а может просто замереть. Переживание удивления обычно бывает коротким и приятным.
С каким человеком можно сравнить удивленного человека?
Попробуйте показать, как вы умеете удивляться. Предлагаю зажмуриться, а теперь быстро откройте глаза, посмотрите друг на друга и удивитесь!
Что или кто может нас удивить?
Постарайтесь удивленно сказать фразу : «Сегодня шел дождь».
Ответы детей.
С радостным.
Дети выполняют задание
Ответы детей
Дети с удивлением произносят фразу
Определить взаимосвязь удивления с обонянием.
3. Упражнение «Удивительные запахи»
На столе — коробочки с веществами и предметами, обладающими выра-женным запахом.
Педагог-психолог (обращает внимание детей на пиктограмму эмоционального состояния удивления). Вспомните, пожалуйста, о каких запахах шла речь в стихотворении?
Запахи бывают удивительными, необычными и запоминающимися. А какими еще?
Закройте глаза. Я буду каждому из вас давать понюхать коробочку с удивительным запахом. А вы постарайтесь угадать, что это за запах, а затем рассказать» что вы вспомнили, вдыхая аромат? Удивитесь ему!
Ответы детей
Дети выполняют задание
4. Пальчиковая гимнастика «Удивительно»
Наши пальцы сжались тесно.
Удивительно интересно!
Видно, им прохладно стало,
Их укроем одеялом.
Упражнение повторить несколько раз.
Дети сжимают левую руку в кулак.
Правой рукой обхватывают кулак и сильно сжимают.
Затем меняют руки.
Потом опускают руки и слегка трясут ими.
Овладение умением выражать чувство удивления в рисунке
5. Задание «Моё удивление»
Каждому выдается бланк с заданием (с. 18).
Звучит аудиозапись музыки из серии «Наедине с природой» — «Осень» «Листопад».
Перед каждым ребенком — набор цветных карандашей и лист бумаги.
Нарисуйте картинку, которая поможет вам рассказать историю о каком-нибудь удивительном запахе. Вы можете придумать сказку о животном, для которого обоняние является самым важным чувством, помогающим ему выживать.
Некоторые животные не обладают острым слухом и зрением, но запах они чувствуют очень хорошо.
А может быть, вы вспомните, что случилось, когда вас удивил какой-нибудь запах? Кто был при этом рядом с вами?
Дети выполняют задание.
6. Задание «Сказочные герои»
Каждому выдается бланк с заданием (с. 19).
Вспомни сказки или мультфильмы, где герой: смеется, удивляется, обижается, злится. Как вы думаете, чему удивляется Доктор Айболит?
Ответы детей
Определить существующие и несуществующие явления в ходе подвижной игры «Есть или нет?»
7. Подвижная игра «Есть или нет?»
Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий — в центре он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да!», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет!»
Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли ключ у поросенка?
Есть ли гребень: у горы?
Есть ли двери у норы?
Есть ли Хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?
Вызвать удивление у детей.
8. Фокус со стаканом
Психолог показывает следующий фокус.
На стакан, на наполненный водой, кладется лист плотной бумаги и переворачивается. Лист прилипает к стакану, и вода не выливается.
Заключительный этап (2 мин.)
Развивать умение анализировать свою деятельность
1. Подведение итогов, рефлексия
Представьте, что вы давно не виделись. Посмотрите друг на друга и удивитесь.
Нравится ли вам удивляться? Почему? Кто вас сегодня удивил? Почему?Чья история понравилась? Почему? Удивление, какое оно — тяжелое или лёгкое? Какое на вкус? Какой у него цвет?
А какие запахи могут удивить и обрадовать? Как пахнет удивление?
А какой запах у радости? У страха? У гнева?
Дети выполняют задание
2. .Ритуал прощания «Страна настроений»
А что в путешествии запомнилось вам?
Понравилось, что было трудно?
Давайте улыбнемся друг другу.
Вы — молодцы!
За руки беремся, становимся в круг.
Занятье кончается наше.
Теперь появился у нас новый друг,
Ему до свидания скажем.
А на последок, наш новый друг Удивлинка, решила подарить вам подарки!
Ответы детей