Елена Радченко
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Танцы Северного Кавказа»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: музыка.
Интеграция образовательных областей: музыка, коммуникация, социализация, здоровье, познание, физическая культур
Цель:
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к народам Кавказа через искусство.
Задачи:
Образовательные:
• продолжать работу по расширению кругозора детей на основе знакомства с музыкальной и танцевальной культурой народов Северного Кавказа;
• закрепить знания о культуре донских казаков;
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе „Танцы Северного Кавказа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Танец. Конспекты занятий на тему танца
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
• побуждать сравнивать и находить сходство между двумя культурами;
• закрепить навыки выполнения основных видов ходьбы, прыжков;
• разучить основные движения рук в танце «Лезгинка»;
• учить исполнять танцы эмоционально, ритмично, в характере музыки.
Развивающие:
• развивать умение участвовать в совместной деятельности с другими детьми;
• пополнить словарный запас детей новыми словами: Лезгинка, Симд;
• продолжать развивать навык двигаться ритмично с характером музыки;
• развивать ритмический слух;
• вызвать интерес, любознательность к культуре других народов.
Воспитательные:
• воспитывать уважение к собственной культуре и культуре другого народа.
• воспитывать коммуникативные навыки, умение сотрудничать в группе; доброжелательное отношение к людям.
Здоровьесберегающие:
• создание положительной психологической атмосферы во время непосредственно образовательной деятельности;
• повышение самооценки детей, их уверенности в собственных силах и результатах деятельности.
Оборудование:
1. Музыкальный центр;
2. Проектор;
3. Ноутбук;
Предварительная работа:
1. беседа с детьми на тему: «Люди каких национальностей живут в нашей стране?», рассматривание иллюстрационного материала по теме;
2. разучивание танцев: «Танец с шашками», хоровод «Солнышко».
Планируемый результат:
- установление дружеской взаимосвязи (педагог дети);
- создание и сохранение положительного эмоционального фона в течении непосредственно образовательной деятельности;
- знакомство с танцевальным творчеством народов Кавказа;
- разучивание движений для рук в танце «Лезгинка»;
- закрепление разученных танцев: «Танец с шашками», хоровод «Солнышко».
Ход НОД :
Под казачью музыку дети в казачьих костюмах входят в зал.
Музыкальный руководитель:
Что за гости в зал спешат?
Рада видеть, казачат!
(Дети останавливаются)
Здорово ночевали!
Дети: «Слава богу».
Музыкальный руководитель:
Ребята, предлагаю вам начать нашу встречу приветствием - эхо. Где можно встретить эхо? (ответы детей) Что эхо делает? (ответы детей) Правильно, оно все повторяет. Сейчас вы станете моим эхо. Я буду петь и одновременно выполнять движения, а вы повторять как эхо. Задание понятно?
1. Музыкальное приветствие «Как здорово!» :
Музыкальный руководитель:
Как здорово, как здорово, (наклонить голову вправо, влево)
Казачата собрались! (руки в стороны и на пояс)
Дети:
Как здорово, как здорово,
Казачата собрались!
Музыкальный руководитель:
Друзьям своим, друзьям своим (шаг вперед, шаг назад)
Ты поклонись! (поклон)
Дети:
Друзьям своим, друзьям своим
Ты поклонись!
(Во второй раз музыкальный руководитель не поёт: «казачата собрались», «ты поклонись», а только выполняет движения.)
Музыкальный руководитель:
Замечательно, ребята, справились с заданием, эхо у вас получилось точное, дружное, звонкое. Ребята, а в горах есть не только эхо, но и населенные пункты – города, аулы. И сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к нашим соседям, они проживают на юге нашей страны, на территории Кавказских гор. Это осетины, ингушы, дагестанцы, черкесы, кабардинцы, карачаевцы, их всего насчитывается более 50-ти национальностей.
Вы согласны отправиться в путешествие? Путешествовать по горам не простое дело, можно заблудиться. Поэтому путешественники берут с собой проводника – человека, который хорошо знает эти края. Сегодня вашим проводником буду я.
2. Разминка «Дорога»:
Звучит музыка.
Музыкальный руководитель:
Эти горы далеко,
К ним добраться нелегко
И пойдем мы с вами:
По мостикам сосновым,
(Идут на полупальцах «змейкой»)
Под еловыми кустами,
(Дети двигаются за проводником – музыкальным руководителем широким шагом на носочках по кругу)
Через узкие ущелья,
(Идут приставным шагом по диагонали)
Через кочки и овраги
(Выполняют прыжки на двух ногах и на одной ноге)
Вот добрались мы до гор,
Дружно все остановитесь.
Сделайте глубокий вдох и выдох!
Повторите!
Теперь присядем, отдохнём, да полюбуемся красотой Кавказских гор.
Слайд1.
Музыкальный руководитель:
Слайд2.
На Кавказе любят музыку и пляски.
Слайд3.
На конях джигиты скачут без опаски.
Слайд4.
На Кавказе любят делать украшенья,
Славятся чеканкой местные селенья.
Слайд5.
На Кавказе любят пить кефир-айран,
Слайд6.
Надевает бурку в дальний путь чабан.
Слайд7.
На Кавказе любят сладкий виноград,
Слайд8.
Здесь хозяин гостю, как родному, рад.
Музыкальный руководитель:
На Кавказе живет много народов разных национальностей. Эти люди говорят на своем языке, готовят свои национальные блюда, отмечают свои праздники, поют свои песни и танцуют свои танцы. Ребята, скажите, хотели бы вы посмотреть, какие танцы танцуют на Кавказе.
Слайд9. «Лезгинка»
Сейчас вы увидите один из красивейших танцев – Лезгинку. Этот танец на Кавказе танцуют все народы Кавказа: и кабардинцы, осетины, аварцы, чеченцы, ингуши, но каждый по-своему. Родина танца «Лезгики» - Дагестан. В древние времена иноземцы (люди, которые проживают в другой стране) называли народы Дагестана Лезгинами, отсюда и произошло название танца - Лезгинка.
Это танец-соревнование, потому что танцоры демонстрируют в танце свою ловкость, технику выполнения движения, а девушки – изящество, плавность.
Слайд10. «Лезгинка» (видео)
Дети смотрят фрагмент видео
Девушка в танце изображает белую лебедь – изящно «плывет», грациозно изгибая стан, плавно разводит руки в стороны. Парень преследует ее по кругу в образе орла, то не спеша идет за ней, то стремительно преграждает ей путь.
Музыкальный руководитель:
Красивый танец «Лезгинка», ребята, зажигательный? А какой этот танец по характеру, темпу вы можете сказать, ребята? ….А какой этот танец ритмичный, что хочется встать и танцевать его. Да! Тогда я думаю, подошло время выполнить наше упражнение «Общий ритм», а после мы разучим с вами движение для рук. Давайте встанем и построим круг.
3. Упражнение «Общий ритм»:
Цель: — повышение сплоченности группы.
Ход проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего участник делает один хлопок, за ним — следующий и т. д. Должно создаваться ощущение, будто в заданном ритме хлопает один человек, а не все члены группы по очереди.
Музыкальный руководитель:
Ребята, а у казаков тоже есть «Лезгинка». Казаки, единственный народ, для которого петь и танцевать - является неотделимым целым при исполнении лезгинки) и танцевали казаки лезгинку на любых мероприятиях, семейных и народных гуляниях. Казачья лезгинка традиционно исполняется в кругу поющих и поддерживающих хлопками и пением, где может танцевать как один юноша, так и в паре с девушкой. Так же в центр помимо танцующих заходят заводилы и те, кто хочет продемонстрировать владение шашкой или кинжалом. Давайте послушаем Казачью лезгинку и повторим упражнение «общий ритм» и основные движения рук в танце Лезгинка.
Вот и первое сходство между казаками и кавказскими народами.
Как называется музыкальное произведение?
Дети: Лезгинка.
Слайд11. «Танец с кинжалами»
А сейчас я хочу вас познакомить с другим знаменитым на весь мир танцем с кинжалами.
Этот танец был распространён вначале среди осетинского народа. Позже этот весьма непростой танец, который требует от танцора виртуозного мастерства в обращении с кинжалами, а также хороших танцевальных навыков при движении на носках, перешел на сцену.
Слайд12. «Танец с кинжалами» (видео) соло Зарина Маргиева
И теперь мы можем насладиться зрелищностью танца. Во время танца танцоры вонзают кинжалы в землю в определённом порядке. Когда то этот танец исполняли только мужчины, а теперь горские девушки тоже танцуют с кинжалами, потому что ни в чем не хотят уступать мужчинам.
Предлагаю вам посмотреть танец с кинжалами в исполнении Зарины Маргиевой.
Дети смотрят фрагмент видео
Музыкальный руководитель:
Ребята, скажите, а у нас на Дону казаки используют в танце оружие?
Дети: Да. Шашки, сабли, пики.
Музыкальный руководитель:
И сейчас мальчики нам продемонстрируют как они владеют шашками.
4. Танец с шашками. (исполняют мальчики)
Слайд13. «Симд»
Музыкальный руководитель:
Танцы - это особый обряд для Кавказа. Существует старинный массовый осетинский танец – «Симд». Исполнение данного танца проходит в очень медленном темпе. Этот танец исполняли в конце народного гуляния. Танец «Симд» танцевало не только одно село, но и все окрестные сёла. Число танцоров могло превысить двести человек.
Слайд14. «Симд» (видео) Дети смотрят фрагмент видео
«Симд» отличается торжественностью и строгой величавостью движений. Основу танца «Симда» составляет два элемента — прямая линия и круг, которые символизируют солнце и бесконечность.
Музыкальный руководитель:
Ребята, а на какой танец похож танец «Симд», где основной рисунок танца — это круг?
Дети: хоровод, а по-казачьи – курагод.
Музыкальный руководитель:
Собирайся весь честной мир
В наш казачий курагод.
Песни петь да плясать,
Всех вокруг забавлять!
5. хоровод «Солнышко».
6. Игра "Чувствуем друг друга"
Музыкальный руководитель:
Давайте возьмемся за руки. Послушаем свое дыхание. Затем прислушаемся к звукам в нашей комнате, потом - к звукам, доносящимся с улицы. И снова послушаем свое дыхание. А теперь почувствуем свою правую руку, а в ней – тепло руки соседа, затем почувствуем левую руку и тепло руки соседа слева. Давайте запомним это ощущение в руках - тепло друзей, которые нам помогают, нас выручают, и сохраним его до следующего занятия.
Давайте будем дружить друг с другом,
Как ветер с морем, поля с дождем,
Как дружит солнце со всеми нами.
Интересно прошла наша встреча? Ребята, танец – это душа народа, и увидев его можно понять какой это народ: добрый, веселый или же гордый. Вот вы сегодня увидели танцы: Лезгинка, с кинжалами, Симд. Понравились они вам? А что вы можете рассказать о народе Кавказа по этим танцам.