Светлана Мамедова
Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе для детей с ОНР «Новоселье у Свистелочки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для развития речевой активности детей, развития фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.
Задачи:
- создавать условия для развития речевой активности детей, их коммуникативных способностей;
- создавать условия для закрепления понятия «согласный глухой твердый звук»;
- способствовать развитию умения определять позицию звука С в слове;
- создавать условия для закрепления понятия «слог», умения делить слова на слоги;
- создавать условия для развития умения анализировать двусложные слова, читать их;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- создавать условия для развития умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом;
- поддерживать детскую инициативу и самостоятельность;
- способствовать развитию познавательных процессов (внимания, мышления, общей и мелкой моторики, речевого дыхания.
Оборудование и материалы: предметные картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук С (вначале, в середине, в конце слова, картинка «Дом», наложенные друг на друга контурные изображения предметов мебели, магнитная доска, схемы для определения позиции звука в слове, картинка с изображением шкафа, фишки для звукового анализа слов.
Ход НОД:
1. Организационно-мотивационный этап.
Фонетическая гимнастика
- Какой звук мы слышим, когда свистим в свисток? (С-с-с)
- Какой звук мы слышим, когда включаем холодную воду? (С-с-с)
- Какой звук мы слышим, когда накачиваем насосом мяч или колеса? (С-с-с)
Характеристика звука С.
- Какой звук мы произносили? (С)
- Какой это звук: гласный или согласный? Почему вы думаете, что он согласный? (Потому что во рту есть преграда – зубы, воздух выходит толчками.)
- Какой звук С: звонкий или глухой? Почему вы думаете, что он глухой? (Потому что голос не работает.)
- Звук С твердый или мягкий? (Твердый)
- Вспомните и назовите слова со звуком С.
2. Основная часть.
Актуализация опыта детей, создание ситуации общения.
- Как вы думаете, в словах, которые вы называли, где находился звук С: в начале, в середине или в конце слова? (Ответы детей)
- Правильно, звук С в словах может быть в начале, в середине и в конце. Посмотрите, на столе разложены картинки. Выберите себе любую картинку. Определите, где находится звук С в вашем слове, пройдите к столу в соответствии со схемой.
Дети делятся на три команды, выбирают капитана, придумывают название команды.
- Сегодня к нам пришла Свистелочка. Она приготовила для вас задания.
- Недавно Свистелочка переехала в новый дом. Какой этот дом? (Красивый, кирпичный, одноэтажный)
- Свистелочка просит вас помочь ей выбрать мебель для её нового дома. Вся мебель должна быть со звуком С.
Педагог предлагает каждой команде наложенные друг на друга контурные изображения предметов мебели :
1. кресло, кровать, стол
2. стул, скамейка, диван
3. софа, шкаф, тумбочка
Дети называют только те предметы мебели, в названии которых есть звук С.
- Без шкафа Свистелочке все-таки никак не обойтись. Ведь в нем лежат разные нужные вещи. Все вещи разложены по полкам, но Свистелочка что-то напутала и положила некоторые предметы не на свои места. Помогите ей разложить вещи правильно.
Проводится игра «Что лишнее?» : по месту звука С в слове. Дети убирают лишние предметы с полок.
1. стакан, сапоги, собака, миска
2. весы, бусы, ананас, носки
3. кактус, поднос, сарафан, глобус
- Свистелочка не может найти некоторые вещи, помогите ей.
Дети составляют предложения с предлогами НАД, ПОД, МЕЖДУ по вопросам педагога:
- Где лежит сумка?
- Где лежат бусы?
- Где стоит глобус?
Динамическая пауза «Зайцы»
Скачут, скачут во лесочке
Прыжки на месте на двух ногах.
Зайцы - серые клубочки.
Руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки.
Прыг-скок, прыг-скок -
Прыжки вперед - назад, вперед - назад.
Встал зайчонок на пенек.
Встать прямо, руки опустить.
Всех построил по порядку,
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Шаги на месте.
Два! Руками машут вместе.
Руками перед собой выполняют движение «ножницы».
Три! Присели, дружно встали.
Присесть, встать.
Все за ушком почесали.
Почесать за ухом.
На «четыре» потянулись.
Выпрямиться.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Прогнуться, наклониться вперед.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Построиться в ряд.
Зашагали как отряд.
Шаги на месте.
Дыхательная гимнастика «Надувные игрушки»
Дети изображают процесс надувания игрушек по ходу рассказывания логопеда.
Логопед: В одном детском саду жили надувные игрушки. Но их никто никогда не надувал — про них забыли! А игрушкам так хотелось, чтобы в них играли!
Однажды дети обнаружили надувные игрушки. Они принесли большой, блестящий насос и стали накачивать игрушки воздухом. (Упражнение «Насос». Произнесение звука С.) Игрушки почувствовали, как они заполняются прохладным, легким воздухом. Но вдруг шланг соскочил и весь воздух снова вышел. (Произнесение звука Ш.) Дети снова подключили шланг, надули игрушки и начали играть.
- Свистелочка навела порядок в доме и решила пригласить гостей на новоселье. Помогите ей накрыть стол для гостей.
Дети выбирают продукты со звуком С и определяют количество слогов в словах.
- Гости погостили у Свистелочки и отправились домой, что они забыли у Свистелочки?
- Звуковой анализ слов СОКИ, БУСЫ, СУМКА
3. Заключительная часть
Педагог благодарит детей за совместную работу и проводит рефлексию:
- Что вам запомнилось? Что было трудным? Что получилось легко?