Римма Гуляева
Интегрированная непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе «Наше настроение»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция областей:
«Познание», «Социализация», «Художественное творчество».
Форма деятельности:
совместная деятельность взрослого и детей.
Вид деятельность:
игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная.
Программные задачи.
Образовательные:
- учить детей понимать свое настроение и настроение других людей.
- формировать у детей художественное восприятие пейзажных картин и фотографий,
- способность чувствовать выраженное в них настроение адекватное эмоционально откликаться на него.
Публикация «Интегрированная непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе „Наше настроение“» размещена в разделах
- продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера (весёлая, грустная).
Развивающие:
- развивать умение соотносить по настроению живописный образ с музыкальным.
- обогащать речь детей эмоционально-эстетическими терминами.
Воспитательные:
пробудить воображение детей, их творческие способности.
Предварительная работа:
экскурсия в парк, наблюдение за состоянием погоды, рассматривание фотографий пейзажей, прослушивание музыки, рисование с использованием разной техники рисования на разном материале.
Словарная работа:
невозмутимый, безмятежный, великолепный,запечатлевать.
Оборудование:
Три репродукции художественных картин, диски с музыкальными произведениями, мультимедийная установка, экран для просмотра, гуашь, трубочки, оргстекло, бумага альбомного листа, фольга, кисточки.
Ход.
Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Мы поговорим с вами о настроении.
- Ребята, когда вы шли в детский сад, вы заметили, какое сегодня утро? (Воздух прозрачный, свежий и чистый. Солнце яркое и лучистое. Небо высокое и лазурное.)
- Какое настроение у вас в это чудесное утро?
- Настроение — это то, на какое эмоциональное состояние вы настроены.
- Какое может быть настроение? (Радостное, солнечное, весёлое). Правильно - это настроение когда хочется смеяться, улыбаться всем вокруг. И тогда настроение похоже на (воспитатель показывает схему «солнца»).
- А может быть настроение какое? (очень грустное, хмурое, на глаза сами собой, словно капельки дождя, набегают слёзы).
- И похоже такое настроение (воспитатель показывает схему «дождя»). А какое ещё бывает настроение? (не радостное и не грустное, а так с серединки на половинку. Спокойное.)
- Да смеяться не хочется и слёзы лить тоже.
- А хочется посидеть спокойно, подумать о чём - то своём, тихо поиграть, почитать или порисовать. И похоже это настроение на. (воспитатель показывает «солнце из-за тучи»).
- А какое у меня настроение? (спокойное).
- Как можно догадаться, какое у человека настроение? (по глазам, по мимике, по разговору).
Если человек невозмутимый или в спокойном настроении, то всё кругом ему кажется безмятежным, тихим, а иногда и сонным.
Ребята, покажите мне весёлое настроение. Если человек добрый в хорошем настроении, то и всё вокруг ему кажется красивым, ласковым и весёлым. Ребята, покажите мне грустное настроение. Если человек злой или в плохом настроении, то вокруг него всё тёмное, мрачное и некрасивое.
Правильно, о настроении можно узнать по-разному. Наше настроение постоянно меняется в зависимости от радостных или грустных событий.
- Ребята, а с помощью рисунка и фотографии можно выразить своё настроение? Интересно, а сможете ли вы определить настроение художника и фотографа, рассмотрев картины и фотографии?
Посмотрите на эту картину и скажите, с каким настроением писал художник этот пейзаж? (с чудесным, великолепным, весёлым, добрым, радостным). Почему вы так думаете? (краски радостные, тёплые, светит солнце и т. д.). Какие чувства возникают у вас при рассматривании этой картины? (грусть, тревогу, печаль).
А какие краски выражают грусть? (серый, чёрный, синий).
Какое настроение у вас от этой картины? (спокойное, тихое, невозмутимое, сонное, безмятежное).
Почему? (потому, что художник использовал спокойные краски)
Правильно ребята художники выражают свои чувства с помощью красок.
А теперь посмотрите на фотографии и скажите, какая фотография вызывает у вас грусть, радость, спокойствие? Почему?
Художники и фотографы обладают уникальным зрением, они запечатлевают мир. У них удивительные руки: они быстро и ловко могут перенести увиденный образ на холст, плёнку и бумагу.
- Ребята, как вы думаете, а по музыкальному произведению можно догадаться о настроении музыканта?
Композиторы, музыканты. Певцы знают один секрет, они умеют понимать ноты. Читая ноты глазами, они слышат внутри себя мелодию. Ребята, а мы с вами можем с помощью современной техники не только услышать, но и увидеть, как музыка передаёт настроение с помощью звука и цвета.
Какое настроение вызывает у вас эта музыка? (радостное).
Соответствует ли данная мелодия настроению изображения на экране? Какое настроение у вас возникло после того, как вы прослушали эту мелодию? (грустное).
Почему?
Какие цвета присутствуют? А какое настроение вызывает у вас эта мелодия? Какая цветовая гамма присутствует здесь?
Если музыку можно прочитать с помощью нот, и даже увидеть на экране, то танец, можно прочитать с помощью движений.
Движениями также можно рассказать о своих чувствах, мыслях, настроении. Физкультминутка:
Руки подняли и покачали ими - это деревья в лесу.
Руки качнулись, кисти встряхнулись - это ветер сбивает росу.
В стороны руки плавно помашем - это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем - крылья сложили назад.
О чём может рассказать музыка своим языком? Она может нарисовать картину природы, повторив в звуке пение птиц, раскат грома, шум дождя. Но главная особенность музыки — умение передать настроение и чувства человека. И не только передать, но и создать их. Ведь когда ты услышишь звонкую, радостную песенку, тебе сразу станет весело, захочется запеть и потанцевать. Если же песенка грустная, танцевать не захочется.
Чтобы понимать язык музыки, надо внимательно её слушать. И тогда ты обязательно услышишь, о чём эта музыка, какие чувства и настроения она передаёт, какие картины рисует.
- Ребята, давайте, и мы с вами что-нибудь сочиним! Мы сейчас превратимся и в художников и в музыкантов одновременно.
- Послушайте следующие музыкальные записи попробуйте сочинить какую-нибудь музыку и представить образно, чтобы это значило, нарисовать мысленно картину, а потом изобразить на бумаге. Дети сочиняют каждый свою мелодию, делают зарисовки, используя разную технику рисования по представлению. Скажи, какую музыку ты сочинил, и изобразил в своём рисунке.