Татьяна Лис
Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Автоматизация звука [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Автоматизация звука [р].
Цель: автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно - образовательные :
Упражнять в правильном произнесении звука [р] в слогах, словах и предложениях.
Совершенствовать лексико-грамматические категории.
Коррекционно – развивающие:
Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза.
Развивать целостное восприятие, мелкую моторику.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;
Публикация «Непосредственная образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста „Автоматизация звука [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Формирование положительного отношения к занятиям.
Здоровье - сберегающие:
Дыхательная гимнастика, мимическая гимнастика,
следить за осанкой детей во время логопедической деятельности.
Оборудование:
Разрезная картинка «Автобус», карточки с цифрами 2 и 3, картинки со звуком [р] в начале, в середине, в конце слова, шары, проектор, презентация, настенное зеркало, мяч.
Ход деятельности:
1. Организационный момент
Раз, два. Раз, два – заниматься нам пора. (хлопки в ладоши на каждый счет)
Раз, два, три. Раз, два, три - слушай, думай и смотри. (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ногам).
На вопросы отвечай, хорошо запоминай!
-Ребята, сегодня я вам предлагаю отправится в удивительный мир!
Послушайте стихотворение-загадку и попытайтесь отгадать, о чём идё т речь:
Это сказочный сверкающий шатёр.
Это кольцами играющий жонглёр,
Это пестрые летящие мячи,
Это гнущие подковы силачи.
Это смелые под куполом прыжки,
Это громкие и звонкие хлопки. (Цирк) (СЛАЙД 1)
- Сегодня мы с вами отправимся в цирк. Нас ждет интересное представление
2. Артикуляционная гимнастика.
-В цирке выступают артисты с самыми разными номерами. Давайте вспомним некоторые цирковые номера.
• Упражнение «Улыбка»
Давайте представим, что на цирковой арене выступают клоуны, а зрители, конечно, широко улыбаются.
Упражнение «Заборчик»
Вы сейчас тяните губки.
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем, перестанем
И нисколько не устанем.
• Упражнение «Качели»
А сейчас наши язычки превратятся в воздушных гимнастов и будут летать то
вверх, то вниз.
Я качаюсь на качелях ввер-вниз, вверх-вниз.
Я до крыши поднимаюсь, а затем спускаюсь вниз.
• Упражнение «Фокус»
Представим на цирковой арене фокусника.
С вами в цирке побываем,
За фокусами понаблюдаем,
Но и сами мы с усами,
Фокусы покажем сами.
• Упражнение «Барабанщик»
-А сейчас пусть зазвучит барабанная дробь.
Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д,
Барабанщик барабанит, д-д, д-д-д,
Бей, руками помогай, д-д, д-д-д,
Ритм ногами отбивай, д-д, д-д-д,
Учись играть на барабане, д-д, д-д-д,
Твой язык послушным станет, д-д, д-д-д,
• Упражнение «Лошадка»
-Сейчас мы представим выступление цирковых лошадок. Лошадки скачут по кругу и громко цокают копытами.
Я лошадка Серый Бок!
Я копытцем постучу,
Цок-цок-цок-цок.
Если хочешь—прокачу!
Цок-цок-цок-цок.
• Упражнение «Кучер»
-Наездники погоняют своих лошадок и кричат им тпру.
Губы вместе я сведу,
Через губы буду дуть.
Поиграю я в игру
И скажу лошадке: «Тпру!».
• Упражнение «Остановим лошадку»
-Наконец наездники останавливают своих лошадок: тр-р-р.
-Молодцы! На чём можно ехать в цирк? Соберем картинку, и узнаем, на чём мы поедем в цирк. (Дети собирают из частей картинки автобус.)
- Так на чём мы поедем?
- На автобусе. (СЛАЙД 2)
3. Автоматизация звука.
1) в слогах
- Вот мы и в цирке. .(слайд 3)
В цирке выступают разные цирковые артисты.
Рассмотрите картинки с изображением артистов цирка. Отгадайте, о каком артисте идёт речь.
- Подковы гнут, как калачи цирковые… (силачи).
- Мячи искусно ловит актёр – этот циркач зовётся ….(жонглёр).
- Фокусы покажет, чудо сотворит цирковой волшебник – это… (фокусник)
- Трюки показать нам рад, кто же это…. (акробат)
- Так его комичен вид – даже плаксу рассмешит!
Нос огромный нарисован, ну, конечно, это… (клоун)
- Назовите цирковых артистов ещё раз.
-Внимание! Внимание!
Только сейчас
И только для вас!
Цирковое представление!
-Кто сейчас появится на арене цирка вы узнаете, если отгадаете загадку:
Палочкой помашет - хищники запляшут.
Нахмурил лицо - лев прыгнул в кольцо.
Он что, регулировщик?
Нет, это: (дрессировщик.) (слайд 4)
- Посмотрите номер два - дрессированного льва.
Я уже слышу грозное рычание (дети "рычат").
4. Дыхательное упражнение "Лев" (по М. Лазареву)
(Дети раздвигают пальцы ("когти", напрягают все мышцы и изображают рычание льва, готового к нападению.
-Не мяукать, не мычать.
- Львам положено рычать.
- Раз рычу.
Дети: Р-р!
- Два рычу.
Дети: Р-р!
- Всех зверей перерычу!
Дети: Р-р-р-р!
-Молодцы!
5. Характеристика звука [р].
- Какой звук мы произносили? (Звук «Р»)
-Как мы его произносим? - (Рот приоткрыт, язычок вверху «дрожит».)
Какой он - звук [Р]? – (Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом, буквой Р.)
-Представление продолжается.
Выступают дрессированные собачки. (СЛАЙД 5)
- Они знают цифры: произнесут им цифру, и собачки лают столько же раз.
- Я произнесу слог, а вы его повторите, соответствующее цифре количество раз:
пра - 2 дры — 3 пар — 2 вар — 3
пру - 3 бро - 2 pop - 3 рэр - 2
- Молодцы!
2) в словах: образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
-Послушайте стихотворение и отгадайте, кто сейчас будет выступать на арене цирка.
-Он сделал важное лицо,
Потом платком накрыл кольцо,
Потом взмахнул платком
И вот цыплёнок на столе!
Потом в ладони бил фонтан,
Потом он воду лил в карман,
Потом в кармане у него
Не оказалось ничего! (Фокусник) (СЛАЙД 6)
-Он будет показывать нам фокусы, а мы будем ему помогать. Будем большие предметы превращать в маленькие:
6. Игра с мячом: «Большой-маленький»
Рот – ротик
Рыба – рыбка
Пирог – пирожок
Перо – пёрышко
Помидор – помидорчик
Карандаш – карандашик
Пирамида – пирамидка
Барабан – барабанчик.
3) в предложениях
- Как ты думаешь, что делает клоун в цирке? (Клоун в цирке смешит зрителей) Клоун и вас тоже хочет рассмешить. (слайд 7)
7. Мимическая гимнастика
-Ну-ка, милые друзья. Делайте все как я!
Я могу быть веселым. (Упражнение «Веселый клоун»)
Могу удивляться. (Упражнение «Клоун удивляется»)
Возьму загрущу, (Упражнение «Грустный клоун»)
И опять улыбнусь (Упражнение «Веселый клоун»)
Тут зачем-то рассержусь, (Упражнение «Клоун рассердился»)
И опять развеселюсь! (Упражнение «Веселый клоун»)
- Послушай, правильно ли говорит Клоун и исправьте, если нужно его ошибки.
8. Игра «Бывает, не бывает»
– Дорога едет по грузовику.
– Забор красит Рому.
-Дровами рубят топор.
-Сахар грызет Иру.
-Градусник несет врача.
-Крышка накрыта ведром.
9. Развитие фонематического слуха. (Образование существительных, обозначающие названия профессий.)
- Во время представления громко играет цирковой оркестр. (СЛАЙД 8)
- Какие музыкальные инструменты звучали в оркестре, давайте назовем.
Назови те инструменты, в названиях которых есть звук [р] : барабан, труба, пианино, гитара, бубен, гармошка.
- Проверим, правильно ли вы назвали инструменты! Молодцы!
-Как назовём человека, который играет на гармошке? Отвечайте, пожалуйста, полным ответом. (На гармошке играет Гармонист).
-Человек, который играет на трубе? (На трубе играет трубач)
10. Динамическая пауза
- Если мы будем играть на гармошке, кем мы будем? (Гармонистами)
(Имитация игры на гармошке)
-Мы играем на гармошке
Громко хлопаем в ладошки!
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем!
11. Развитие звукового анализа.
- А представление продолжается.
На арену выходит дрессированный слон. (СЛАЙД 9)
- Ему по команде нужно занять одну из трёх тумб. Командой для него служат картинка. Если звук [ р] в начале слова, слон встанет на первую тумбу, если в середине – на вторую, а если в конце слова – на третью тумбу. (Логопед показывает картинки (ромашки, комар, рыба, барабан, забор, корова). Ребёнок называет картину, определяет место звука в слове и помещает слона на нужную тумбу.
12. Упражнение в правильном произнесении звука [р].
- Представление заканчивается.
Артисты прощаются со зрителями.
Ирк – ирк – ирк – все любят цирк.
Тры – тры – тры – шары в руках у детворы
Тра – тра – тра – до свидания, детвора.
ра – ра – ра – артистам отдыхать пора.
(Дети проговаривают чистоговорки за логопедом.)
-Артисты уходят. (СЛАЙД 10)
Машут зрители им рукой,
До новой встречи на цирковой арене
А мы возвращаемся домой!
-Вы хорошими были зрителями. Артисты цирка дарят вам шары.
13. Подведение итога.
- Скажите, выступление каких артистов вам понравилось?
- А какой звук мы брали с собой в цирк?
-Молодцы! Автобус нас ждет, поехали в группу. (слайд 11)