МААМ-картинки

Неоценимый вклад пианиста, композитора, педагога Карла Черни в развитие музыкального искусства

Ирина Черткова
Неоценимый вклад пианиста, композитора, педагога Карла Черни в развитие музыкального искусства
▼ Скачать + Заказать документы

Карл Черни - крупнейший педагог и выдающийся мастер фортепианного этюда. Он родился в семье чешского музыканта. Первым его учителем был отец, затем Людвиг ван Бетховен. Мальчик выделялся своей исключительной памятью, позволявшей ему играть наизусть основные произведения тогдашнего фортепианного репертуара. Его исполнительская деятельность заслуживает внимания пропагандой творчества Бетховена. Черни был образован, знал семь языков. Уже в 15 лет Черни пользовался известностью как педегог. Он воспитал множество пианистов. У него учились Ф. Лист, Т. Куллак, Т. Лешетицкий, С. Тальберг.

Публикация «Неоценимый вклад пианиста, композитора, педагога Карла Черни в развитие музыкального искусства» размещена в разделах

Черни был необыкновенно плодовитым композитором, он создавал музыкальные произведения с такой же скоростью, как пишут письма и диктанты. В творчестве Черни сочетались черты классицизма и салонного романтизма. Он писал произведения самых различных жанров - мессы, симфонии, концерты и многие другие, но все они, кроме этюдов, оказались забытыми. Громадное наследие фортепианно - инструктивной литературы, оставленное Черни, включает произведения различной трудности. Из наиболее лёгких этюдов, применяемых в педагогической практике, отметим сборник «Избранные этюды» под редакцией Г. Гермера. Продолжением этого сборника в педагогической практике служит «Школа беглости» опус 299 и лучший этюдный сборник - «Искусство беглости пальцев» опус 740.

Основное назначение этюдов Черни – выработка пальцевой техники. Много внимания в них уделяется гаммообразным последованиям и длинным арпеджио. Работу над гаммами Черни рассматривал как лучшее средство для овладения виртуозностью. Об этом говорится в педагогическом труде «Полная теоретическая и практическая фортепианная школа, доведённая в прогрессивной последовательности от начального обучения до высшей законченности». В ней впервые разрабатывается система ежедневной тренировки в гаммах. Следует сказать, что если у последующих педагогов работа над гаммами сводилась к чисто механической гимнастике, то у него игра их связывалась с художественными задачами. Он стремился научить в быстрых звуковых последованиях различным видам туше и динамическим оттенкам. Черни рекомендовал учить гаммы legato, staccato, применять метрические ударения, crescendo, diminuendo. Черни всё же не удалось преодолеть механистичности в подходе к процессу тренировки. Об этом свидетельствуют его «Ежедневные упражнения» опус 337, где в каждом номере вписывается количество повторений. Механичность мышления сказалась и в советах Черни относительно разучивания произведения: первый этап - усвоение текста, второй - преодоление технических трудностей и, наконец, изучение исполнения. «Полная теоретическая и практическая фортепианная школа» Черни свидетельствует о дальнейшем развитии им двигательных принципов. При исполнении певучей мелодии Черни рекомендует отказаться от пальцевой игры и добиться «путём использования полного веса руки и внутреннего невидимого давления на клавиатуру». В своей фортепианной школе Черни рассматривает многие проблемы интерпретации. Он посвящает разделы динамике, артикуляции, темпу, подчёркивает исключительное богатство выразительных возможностей фортепиано. «Можно извлечь, по меньшей мере, сто различных оттенков силы звука»,- писал Черни. Он пытается показать для каких художественных целей следует использовать те или иные динамические оттенки, и какие приёмы могут быть рекомендованы. Желая обобщить отдельные явления, он пишет о том, что «диссонирующие аккорды играют несколько сильнее консонирующих», что «одна из важнейших задач исполнителя - никогда не вводить слушателей в недоумение относительно тактового подразделения- вот почему в некоторых случаях надо отмечать небольшим ударением начало каждого такта», что «как правило, всякий восходящий пассаж исполняется crescendo, а нисходящий – diminuendo». Эти и аналогичные обобщения были узаконены педагогической практикой и превратились в каноны. Сам Черни не относился к своим высказываниям как к непреложным правилам, в которых не могло быть исключений.

Интересным и прогрессивным в методическом труде Черни было стремление рассматривать проблемы интерпретации в связи со стилевыми особенностями отдельных школ и композиторов. Охарактеризовав важнейшие стили фортепианного исполнения, автор добавляет: «исполнитель легко усмотрит, что каждого композитора надо играть в том стиле, в каком он сочинял, и поэтому было бы весьма ошибочным исполнять всех мастеров на один лад». Существенно и то, что требование стильной интерпретации для Черни подразумевало выявление артистом собственной индивидуальности. «Талантливый исполнитель может вкладывать в каждое чужое сочинение также и свой дух и свою индивидуальность, но конечно, при условии, что характер произведения останется неискажённым». Эти высказывания свидетельствуют о формировании в методических трудах Черни важных теоретических положений передовой эстетики музыкально - педагогического искусства, получившей интенсивное развитие во второй половине XIX века.

Творчество Черни – блестящего педагога, замечательного классика жанра этюда ещё во многом и для нас, современных исполнителей, продолжает оставаться непочатой кладовой пианистических навыков, является поистине незаменимой ступенью на пути к овладению фортепианным мастерством и постоянного совершенствования в этом сложнейшем виде искусства. «Мы по достоинству ещё не оценили Карла Черни»,- писал И. Брамс. Эта мысль, высказанная в XIX веке, справедлива и в настоящее время.

Публикации по теме:

Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы «Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы» Методическая разработка по.

Развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства «Развитие творческих способностей детей средствами декоративно – прикладного искусства» Ишеева Людмила Вадимовна Воспитатель высшей категории.

Мастер-класс «Музыкально-творческая деятельность на уроках музыкального искусства» Кондратенко Анатолий Дмитриевич МОУ «Школа №21 г. Донецка»Мастер-класс «Музыкально-творческая деятельность на уроках музыкального искусства»Цель:.

Презентация к уроку искусства в 8 классе «Становление музыкальной культуры и музыкального образования в Кузбассе» Презентация к уроку искусство 8 класс «Становление музыкальной культуры и музыкального образования в Кузбассе» Учитель музыки и искусства.

Развитие культурного опыта ребёнка средствами искусства О раннем развитии. Приобщение дошкольников к высокому и прекрасному миру искусства, прежде всего музыки – основная задача музыкального руководителя.

Развитие ребенка дошкольного возраста посредством изобразительного искусства Первоочередная задача взрослых, педагогов и родителей, вырастить детей эмоционально благополучными, успешными в делах, разносторонне развитыми,.

Реферат «Педагогический вклад Марии Монтессори в развитие педагогики дошкольного образования» Реферат Тема: «Педагогический вклад Марии Монтессори в развитие педагогики дошкольного образования» Аржановой Елены Михайловны воспитателя.

Развитие творческой фантазии на уроках изобразительного искусства в рамках ФГОС «Дети должны жить в мире красоты, Игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В. А. СухомлинскийРазвитие творческой фантазии на.

Вклад Нины Павловны Сакулиной в развитие сенсорных методов воспитания и обучения дошкольников изобразительной деятельности [ Консультация «О вкладе Н. П. Сакулиной в развитие сенсорных методов воспитания и приемов обучения дошкольников изобразительной деятельности».

Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка Изобразительное искусство было очень важным для человека даже в тот момент, когда он не умел говорить — в пещерах, на скалах мы четко различаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Неоценимый вклад пианиста, композитора, педагога Карла Черни в развитие музыкального искусства
Опубликовано: 29 ноября 2018 в 20:53
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Неоценимый вклад пианиста, композитора, педагога Карла Черни в развитие музыкального искусства» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Черткова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД