Немыкина Ольга
Необыкновенные свойства обыкновенной бумаги
Цель: развивать у дошкольников способность к преобразованию как к компоненту общих умственных способностей.
Задачи:
Уточнить и расширить представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах. Развивать обследовательские действия и умение устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду, складывается). Заинтересовать детей работой с бумагой. Выполнение из бумаги поделок. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность. Развивать внимание, память, мышление. Упражнять в подборе определений, в отгадывании загадок. Развивать словарь по данной теме. Умение правильно сочетать слова во фразах и по смыслу.
Публикация «Необыкновенные свойства обыкновенной бумаги» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Оборудование:
Презентация. Квадратные листочки бумаги разных видов (салфетка, цветная, ватман, картон и др.) . Предметы, изготовленные из бумаги. Емкости с водой. Листы двухсторонней цветной бумаги в форме рыбки по количеству детей.
Воспитатель: Придумано кем - то просто и мудро.
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро деревьям и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
- Доброе утро ребята! Меня зовут Ольга Михайловна. И у меня есть для вас сюрприз - волшебный сундучок. А что я вам в нём принесла, попробуйте отгадать. А поможет вам в этом наш волшебный экран.
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА)
Правильно ребята, это бумага. В жизни мы очень часто сталкиваемся с бумагой. Где применяют бумагу? (ответы детей). А оказывается, бумага была не всегда.
РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ (сопровождается показом слайдов)
В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Но им тоже нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на сырых глиняных плитках, другие – на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. Некоторые писали на пальмовых листьях. Ещё писали на коже животных. Её очищали от шерсти и жира, растягивали, высушивали и писали. Такую кожу называли пергамент. А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. Первыми научились делать бумагу китайцы. Секрет изготовления бумаги они хранили в тайне многие столетия. Через 800 лет бумагу научились делать по всему миру. В качестве сырья применяется древесина. В настоящее время бумагу делают на специальных заводах и фабриках.
Бумагу используют по-разному, а еще у каждой бумаги есть свое название. Давайте заглянем в мой сундучок.
(достаю бумагу, показываю детям, говорю как называется, спрашиваю для чего она.)
- Как вы думаете для чего эта бумага? Как её может использовать человек?
Виды бумаги :
1 Декоративная бумага (бархатная, цветная, цветной картон)
2Писчая бумага (бумага для рисования, тетрадная, ватман)
3 Упаковочная бумага (бумага для упаковки продуктов, лекарств, чая и т. д.)
4 Обёрточная бумага. (можно обернуть цветы, подарки)
5 Впитывающая бумага (салфетки, бумажные полотенца, бумажные платочки и т. д.)
Есть ещё несколько видов бумаги, с ними вы познакомитесь, когда станете постарше.
- А сейчас ребята отгадайте, что еще есть в чудесном сундучке?
В них живут рассказы, сказки,
Комиксы, стихи, раскраски
Все девчонки и мальчишки
Любят их, ведь это… (книжки)
Посмотрите, эти замечательные книжки сделаны из бумаги. А, вот на этом столе есть предметы, то же сделанные из бумаги. Слушайте задание, подойдите к столу и возьмите по одному предмету, сделанному из бумаги.
Ребята вы принесли разные предметы, а про какие предметы можно сказать:
-бумажный (конверт, пакет, стаканчик)
-бумажная (салфетка, коробка)
-бумажные (игрушки, цветы)
- А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей). Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей) .
Воспитатель: Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Мы проверим. Я хочу пригласить вас в лабораторию, где мы будем проводить опыты с бумагой. Вы, хотите там побывать?
Воспитатель: Но перед тем как мы отправимся в лабораторию, поставьте, все предметы обратно на стол. И давайте разомнёмся, дружно за руки возьмёися.
Физминутка.
Мы сначала будем топать, а потом мы будем хлопать
А сейчас мы вместе сядем, встанем – будем взрослым дядей
Наклонитесь ниже, ниже, головой к коленям ближе
А сейчас вы потрудитесь – хорошенечко прогнитесь
Головою покрутите и плечами повертите
Ну-как дети, не устали, сели-встали, сели-встали,
все руками помахали, и ко мне все подбежали
А теперь мы повернемся и все вместе засмеемся.
Воспитатель: А теперь тихонечко подойдите к столам. В нашу лабораторию.
1Посмотрите перед вами лежат белые листочки бумаги, возьмите их в руки, потрогайте какая у нас бумага? (гладкая).
А теперь попробуйте её помять. У всех бумага помялась? Что мы можем сказать о бумаге? (она мнётся). Выставляю значок: «Бумага мнется».
2 А теперь давайте попробуем её порвать? (дети отрывают небольшие кусочки бумаги) Вся бумага порвалась?
Сделаем вывод и выставляем значок: «Бумага рвется».
3 Ребята в моей волшебной коробочке есть ещё один сюрприз для вас. Посмотрите, какие замечательные цветы. Они закрылись и спят. Сейчас я вам покажу фокус. Это цветы лотоса, они растут на воде и поэтому очень любят воду. Сейчас я их положу на воду и посмотрим, что же с ними станет.
(Цветы в воде распускаются).
- Что стало с цветами? (они раскрылись). (Даю одному ребёнку потрогать цветок).
- Какой стал цветок? (мокрый)
- Правильно. Это происходит по тому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Значит, у бумаги ещё какое свойство есть? (бумага намокает) выставляю значок.
4 А хотите я научу вас показывать фокусы. Сейчас мы с вами сделаем волшебную рыбку. Посмотрите, какая рыбка есть у меня. А сейчас закройте глазки, оп, открывайте. Какая у меня была рыбка, а какая стала? Хотите такую же. Тогда за дело. Вот вам рыбки, они большие, для того, что бы сделать их маленькими, нам надо туловище сложить гармошкой, вот так. (Показываю).
Самостоятельная работа детей. Получились у вас рыбки? Что мы делали с бумагой?
(сложили бумагу гармошкой)
- Значит бумага имеет ещё одно свойство - её можно складывать. Выставляю значок.
- А кто мне сможет назвать все свойства бумаги, с которыми мы сегодня познакомились? (Если дети затрудняются с ответами, обращаю их внимание на значки).
- Ну а сейчас ребята пройдите на стульчики. Посмотрите ещё раз на наш экран. Как вы думаете, какие предметы здесь лишние? Почему?
- Молодцы! Понравилось Вам занятие? А чем больше всего вам понравилось заниматься?
Со свойствами, какого предмета мы сегодня познакомились?
- А мне понравилось с вами работать. И очень понравились ваши рыбки. А вам? Вы можете взять их с собой и показывать фокусы своим друзьям. Занятие закончено. До свидания.